Экология
4.1. Почему администрация не занимается обустройством и содержанием контейнерных площадок ТКО для жителей индивидуальных жилых домов?
Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее-ТКО) относится:
- создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ относит регулирование имущественных прав на отходы к гражданскому законодательству. В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. То есть, собственник отходов обязан обеспечить их безопасное их накопление в соответствии с требованиями ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» до момента передачи другому лицу по договору, а значит и обеспечить соответствие установленным требованиям мест накопления отходов.
Пунктами 1.1 и 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 организация мест (площадок) накопления ТКО для жилого фонда, в том числе индивидуального, отнесена к обязанностям собственников жилищного фонда или уполномоченных управляющих и организаций различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Таким образом, законодательством Российской Федерации обязанность по обустройству и содержанию мест накопления ТКО (контейнерных площадок) закреплена за собственником отходов.
Органы местного самоуправления городских округов обустраивают места (площадки) накопления ТКО на территориях, где отсутствуют на постоянной основе собственники отходов: места массового отдыха населения (городские леса, парки, скверы, пляжи); другие территории общего пользования (улицы, площади, кладбища).
Финансирование из муниципального бюджета мероприятий по обеспечению содержания имущества (отходов), имеющих собственников, является нецелевым использованием бюджетных средств согласно ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ.
Дополнительно сообщаю, что затраты на закупку и предоставление контейнеров потребителям не включены в тариф регионального оператора на оказание услуг по обращению с отходами.
Пунктом 11 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020г. № 471 на территории индивидуальной жилой застройки предусмотрено применение децентрализованного способа вывоза отходов, без организации централизованных мест накопления. П. 15 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» также предусматривают сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий малоэтажной застройки бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).
В соответствии с пунктом 15 СанПиН 2.1.3684-21 перевозчик, заключивший договор с региональным оператором вправе осуществлять вывоз ТКО с 7 до 23 часов. Перевозчик самостоятельно устанавливает график вывоза.
С предложением о корректировке графика вывоза ТКО собственники объектов ИЖС вправе обратиться к перевозчику, осуществляющему вывоз ТКО с территории Комсомольского района – ООО ТП «Шмель».
Собственники недвижимого имущества (объектов ИЖС) вправе организовать товарищество собственников недвижимости (ТСН), и поручить данному юридическому лицу вопросы организации места централизованного накопления ТКО, его содержания и организации вывоза ТКО.
Порядок закрепления дополнительного земельного участка за ТСН для обустройства места накопления ТКО изложен в ч. 2 ст. 15 Правил благоустройства территории городского округа Тольятти, утвержденных решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 04.07.2018 № 1789.
Ликвидацию несанкционированных свалок ТКО обеспечивает собственник земельного участка или региональный оператор по обращению с ТКО в порядке, предусмотренном п. 16-18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.
Ранее жители ИЖС ТСН «Северо-Западное» и ТСЖ «Берег» обращались в прокуратуру города Тольятти с требованием обязать администрацию городского округа Тольятти (далее – Администрация) оборудовать и содержать места накопления ТКО для собственников недвижимого имущества данных ТСН (ТСЖ). Определением Центрального районного суда г. Тольятти от 07.06.2021 г. в удовлетворении иска прокуратуры по заявлению ТСЖ «Берег» отказано. Прокуратурой города по результатам анализа законодательства РФ также было отказано в удовлетворении требований собственников ТСН «Северо-Западное».
Подробная информация о порядке организации сбора и вывоза ТКО с территорий ИЖС для жителей размещена в разделе «Отходы» на сайте администрации по электронному адресу https://tgl.ru/structure/department/chasto-zadavaemye-voprosy-othody-dgh .