Департамент общественной безопасности
Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте
1-й этап «Нужна ли мне самостоятельность?»: 5-й класс
Ребенок становится непослушным и негативным. Сопротивляется проявлению заботы о себе и контролю. У него детские желания и поступки. Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:
- Терпеливо проявлять внимание, участие.
- Акцентировать внимание на положительных качествах.
- Осуществлять поддержку.
- Повышать уверенность в себе.
- Обсуждать начало взросления.
2-й этап «Требую самостоятельности, хотя не знаю, что это такое»:6-7-е классы
Подросток борется за свою независимость. Закрывается в своей комнате, развешивает постеры. Настаивает на своих правах, игнорируя обязанности. Часто не следит за своей речью, может обидеть. Для успешного прохождения и оптимизации развития следует:
- Обсуждать с ним необходимость баланса прав и обязанностей.
- Сохранять спокойствие при эмоциональных вспышках подростка.
- Прощать и отделять реальные чувства от слов.
- Осуществлять поддержку ребенка.
3-й этап «Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею»: 8-9-й классы
У подростка всегда есть свое мнение, не всегда верное. Именно свое мнение он полагает истинно верным. Не считается с мнением родителей. Поступает так, как хочет. У него есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые, - курить и т.д.
Считает, что он все может, что с ним ничего не может случиться, не заботится о своей безопасности. Для успешного прохождения и оптимизации развития необходимо:
- Аргументировать запреты.
- Обсуждать возможные последствия поступков: испортишь здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что-то плохое.
- Считаться с мнением подростка, иначе он не будет считаться с вашим.
- Не считать свою позицию на 100% правильной.
- Поддерживать его, хвалить, возможно, иногда не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе.
- Не ругать его друзей или тех, с кем он встречается, если только тех, с кем он уже расстался или поссорился, - иначе это вызовет отрицание и негатив.
- В спорах пытаться договориться.
4-й этап «Проявляю самостоятельность»: 9-11-й классы
Подростки прислушиваются к мнению родителей. Сами просят советов. Понимают свои реальные возможности. Пытаются сами договориться. Воспринимают какие-то черты, качества родителей как пример для подражания. Действуют самостоятельно. Переносят самостоятельность на профессиональную деятельность – учебу, работу.
Для успешного прохождения и оптимизации развития надо:
- Поддерживать подростка в его начинаниях, завышать оценку его успехов, мотивируя его на действия, на еще большие успехи.
- Предоставить ему право брать на себя ответственность за свои поступки, за свою жизнь.
- Минимизировать контроль.
- Быть внимательным к его просьбам, самостоятельным решениям.
В случае конфликтной ситуации
Прояснение конфликтной ситуации. Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: чего он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что вызывает затруднения и т.д. Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка. После этого родитель говорит о своем желании или проблеме, используя форму «Я-сообщения». Например: «Знаешь, я очень ждала этой передачи». Вместо: «Ты что не знаешь, что я смотрю ее каждый день?!».
- Сбор предложений.
Этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?» или «Как нам поступить?». После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение, и только затем предлагать свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее, с точки зрения взрослого, предложение, не следует отвергать.
Сначала предложения просто набираются «в корзину». Если предложений много, их можно записать.
- Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.
На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, а предыдущие шаги помогли создать атмосферу взаимного уважения.
Когда в обсуждении участвуют несколько сторон, наиболее приемлемым считается предложение, которое устраивает всех.
- Детализация решения.
После того как выбран путь разрешения конфликтной ситуации, необходимо продумать его реализацию, вплоть до деталей.
Информационно-методический журнал « Не будь зависим» 2018 №3 (70)