В помощь туристам и гостям города
РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ПОРЯДКУ РАСТОРЖЕНИЯ (ИЗМЕНЕНИЯ) ДОГОВОРА О РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
Ввиду многочисленных обращений граждан в отношении порядка расторжения (изменения) договора о реализации туристского продукта, сообщаем следующее.
Если произошли существенные изменения обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора, турист и (или) иной заказчик туристского продукта имеет право требовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта согласно ст. 10 Федерального закона от 24.10.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
К существенным изменениям обстоятельств относятся:
ухудшение условий путешествия, указанных в договоре;
изменение сроков совершения путешествия;
непредвиденный рост транспортных тарифов;
невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
Законодатель установил, претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.
Турист также имеет право расторгнуть договор о реализации туристского продукта на общих основаниях согласно ст. 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей»), либо потребовать его изменения (в том числе сроков поездки или ее направления).
Для расторжения (изменения) договора туристу (иному заказчику туристского продукта) необходимо обратиться с соответствующим заявлением к туроператору (либо к турагенту, если тур реализован турагентом), сформировавшему туристский продукт. При обращении обращается внимание на сроки предъявления такого заявления (указывается в договоре).
Для осуществления права на односторонний отказ от исполнения договора заказчику достаточно направить другой стороне соответствующий письменный отказ (уведомление), в этом случае может быть использованы правила п. 4 ст. 523 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которому договор считается расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора. Право отказа является императивным, и, соответственно, любые условия, ограничивающие данное право заказчика, являются ничтожными. Иногда на практике встречаются злоупотребления со стороны исполнителя (турагента или туроператора), который придумывает дополнительные препятствия для одностороннего расторжения договора, которые они включают в отдельный пункт договора (например, выплата неустойки, либо иная денежная компенсация). Такие условия противоречат Закону «О защите прав потребителей». При определении размера фактически понесенных расходов размер этих расходов должен быть доказан самим исполнителем (турагентом или туроператором).
Таким образом, при отказе от заказанной туристической поездки туристическая фирма имеет право на возмещение своих расходов, связанных с бронированием гостиницы, заказом транспорта и т.д. Однако указанные расходы должны быть подтверждены исполнителем документально. При этом исполнитель работы или услуги не имеет права требовать выплаты неустойки или иных штрафных санкций за такой отказ, даже если соответствующее положение есть в договоре.
В случае неудовлетворения соответствующего заявления турист может воспользоваться правом судебной защиты.
Согласно ст. 3 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со ст. 28, 29 ГПК РФ турист вправе предъявить иск в суд по месту своего жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения договора.
Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины (п. 3 ст.17 Закона «О защите прав потребителей»).
Обращаем особое внимание, что в случае отказа туроператора в добровольном порядке удовлетворить требования туриста, при удовлетворении судом заявленных требований, суд взыскивает с туроператора за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.