Основные положения генерального плана. Пояснительная записка (в сокращении)
Внешний транспорт (существующее положение)
4. ГОРОДСКОЙ И ВНЕШНИЙ ТРАНСПОРТ
4.1. ВНЕШНИЙ ТРАНСПОРТ. СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Город Тольятти является крупным узлом железнодорожного, автомобильного, речного и воздушного транспорта. Являясь вторым по значению городом Самарской области он в силу своего положения обладает большими потенциальными возможностями развития из-за наличия свободных территорий, а также развитой транспортной инфраструктуры. С другой стороны город как бы находится в «мешке» из-за крупной преграды, которую представляет собой Куйбышевское водохранилище, которое разделяет западную и восточную части области. Единственными связями между этими частями области являются железнодорожный мост в районе г. Октябрьска и плотина Куйбышевского водохранилища по которой проходит железная дорога и магистральная федеральная автодорога Москва – Самара – Челябинск (М-5).
Большие возможности развития также речного и воздушного транспорта, особенно последнего. Аэропорт «Курумоч», обслуживающий как Самару, так и Тольятти, и находящийся на достаточном расстоянии от этих городов, способен быть крупным международным аэропортом, связывающим европейские и азиатские страны друг с другом.
Железнодорожный транспорт
Через г. Тольятти проходит электрифицированная двухпутная железнодорожная магистраль Сызрань – Жигулевское море – Самара, входящая частично в состав железнодорожной сети Самарского узла. Линия обеспечивает грузовые и пассажирские перевозки, связанные с г.г. Самара, Сызрань, Тольятти, Жигулевск. Одновременно эта линия является северным обходом, напряженно работающего, главного хода на участке Кинель – Звезда – Сызрань.
Собственно, в Тольяттинском железнодорожном узле имеется линия, примыкающая к основной станции узла – ст. Жигулевское море. От западной горловины станции отходит ж.д. линия ст. Жигулевское море – ст. Химзаводская – ст. Тольятти, которая непосредственно приходит в Автозаводский район в районе АвтоВАЗа. Другая линия ст. Химзаводская – ст. Азотная примыкает к ст. Химзаводская. Протяженность первой линии составляет 26 км, протяженность второй – 10 км.
В Тольяттинский железнодорожный узел входят станции Жигулевское море, Тольятти, Химзаводская, Химическая, Азотная.
Ниже в таблице приведены объемы грузовой работы по основным станциям Тольяттинского железнодорожного узла.
№№ |
Наименование станций |
Годы |
погружено |
разгружено |
||
вагонов |
грузооборот |
вагонов |
грузооборот |
|||
1. |
Жигулевское море |
1995 2000 |
5096 5199 |
269,1 271,0 |
33520 |
449,4 448,0 |
2. |
Химзаводская |
1995 2000 |
36591 28587 |
1840,4 1539,3 |
666,2 798,3 |
|
3. |
Химическая |
1995 2000 |
3485 4718 |
172,6 219,1 |
557,8 565,2 |
|
4. |
Азотная |
1995 2000 |
----- ----- |
----- ----- |
----- ----- |
----- ----- |
5. |
Тольятти |
1995 2000 |
46802 46802 |
814,9 734,4 |
27029 34012 |
1389,3 1748,1 |
И Т О Г О |
1995 2000 |
91974 85306 |
3097,0 2763,8 |
60549 70292 |
3062,7 3559,6 |
В настоящее время обслуживание пассажирских перевозок осуществляется до ст. Тольятти через ст. Жигулевское море. Через станции Тольяттинского железнодорожного узла проходит один дальний поезд: Москва – Жигулевское море – Тольятти один раз в сутки; по два поезда в сутки: Жигулевское море – Сызрань, Жигулевское море – Жигулевск, Жигулевское море – Самара, Отвага - Жигулевское море – Самара и один поезд Тольятти - Жигулевское море – Самара.
В городе имеется ряд путепроводов на пересечении железнодорожных путей с улицами и дорогами.
№№ п/п |
Наименование сооружения | Пересечения |
1. |
Путепровод |
Ж/д с а/д Москва – Самара у ВОС-5 |
2. |
Путепровод |
Ул. Юбилейная с ж/д и автодорогой |
3. |
Путепровод |
Ж/д с ул. Громовой |
4. |
Путепровод |
Ж/д, ведущая на ТОАЗ с Обводной дорогой |
5. |
Путепровод |
Ж/д, ведущая на ст. Тольятти с Обводной дорогой |
При пересечении магистральных улиц и дорог железнодорожными путями имеется целый ряд железнодорожных переездов, краткая характеристика которых приводится ниже.
№№ |
Местоположение переезда |
Ширина переезда, |
Категория переезда |
1. |
18й км перегона ст. Жигулевское море – ст. Тольятти |
7,0 |
охраняемый 1 |
2. |
21й км перегона ст. Жигулевское море – ст. Тольятти |
7,0 |
охраняемый 1 |
3, |
1 км + 526 м перегона ст. Жигулевское море – ст. Химическая |
8,0 |
охраняемый 1 |
4. |
Подъездной путь к порту и элеватору |
5,5 |
не охраняемый, 3 |
5. |
Проездные пути к Северной промзоне у ст. Химическая |
8,0 |
не охраняемый, 3 |
6. |
Подъездной путь к судоремонтному заводу в поселке Шлюзовой |
12,0 |
не охраняемый, 1 |
Серьезными недостатками, связанными с железнодорожным транспортом, являются:
-
отдаленность основной железнодорожной станции «Жигулевское море» от города и в первую очередь от Автозаводского района;
-
наличие целого ряда железнодорожных переездов при пересечении железной дороги с автодорогами и улицами.
Автомобильный транспорт.
Г. Тольятти является крупным узлом автомобильного транспорта.
В юго-восточной части города, через Комсомольский район проходит магистральная федеральная автодорога Москва – Самара – Уфа – Челябинск (М-5) «Урал». Эта автодорога является важнейшей широтной связью на путях от Центрального района европейской части страны в направлении на восточные районы: Поволжье, Урал, Сибирь и Дальний восток.
По обследованию, проведенному в 2001г. интенсивность движения на автодороге М-5 на плотине ГЭС составило 1990 привед. ед. в час в одном направлении. По своим параметрам и техническому состоянию автодорога не соответствуем объемам движения автотранспорта.
В 1998г. институтом ПромтрансНИИпроект был выполнен проект «Ремонт мостов через р. Волга по водосливной плотине Волжской ГЭС на км 970,3 и через шлюзы 21, 22 на км 971,59 и 971,65 автодороги М-5».
В настоящее время осуществляется 1-ый этап реконструкции. Рабочая документация выполнена ПромтрансНИИпроектом в 2001г. Реконструкцию планируется закончить в 2003г.
Остальные автодороги внешней сети, примыкающие к городу, являются территориальными.
С северо-востока к городу подходит автодорога областного значения Тольятти – Димитровград, соединяющая город Тольятти и Ставропольский район с восточной частью Ульяновской области. Автодорога примыкает к обводной автодороге в районе пос. Васильевка. Далее в глубь города, продолжения не имеет из-за отсутствия двух путепроводов через железнодорожные пути на участке ст. Жигулевское море – ст. Тольятти.
К городу подходит ряд автодорог местного значения, которые соединяют город Тольятти с северными и западными территориями Ставропольского района:
-
автодорога Тольятти – Хрящевка вливается в городскую систему магистралей и примыкает к Автозаводскому шоссе;
-
автодорога Тольятти – Ташелка, также примыкает к Автозаводскому шоссе;
-
автодорога Тольятти – Ягодное соединяет город с зоной отдыха на Волге. Дорога примыкает к Южному шоссе;
-
автодорога Тольятти – Подстепки примыкает к сети Автозаводского района, к улицам Спортивная и Приморский бульвар.
Помимо перечисленных автодорог есть целый ряд подъездов к этим автодорогам, в т.ч. на населенные пункты: Поволжский, Новое Еремкино, Пискалы, Новая Бинарадка, Верхнее Санчелеево, Сосновка, Верхний Сускан, Лопатино, Ермаково.
В настоящее время в связи с реконструкцией проезжей части по плотине Волжской ГЭС организована паромная переправа автомобилей между Автозаводским районом города и пос. Усолье.
Город Тольятти обслуживает междугородными и пригородными автобусами города, населённые пункты Ставропольского района, Самарской и прилегающих областей. Пассажирские междугородные и пригородные перевозки осуществляются пассажирскими автохозяйствами города. Автовокзал находится в Центральном районе на пересечении ул. Родины и ул. Ленинградской, автостанция – в Автозаводском районе на ул. Революционной.
Наибольшие связи г. Тольятти в междугородных перевозках с г.г. Самарой, Сызранью, Ульяновском аэропортом Курумоч, в пригородных перевозках с Жигулёвском, Нижнее Санчелеево, Хрящёвкой, Ягодным, Подстепки и другими населёнными пунктами.
Автобусные транспортные связи г. Тольятти с близлежащими и дальними населёнными пунктами достаточно велики. В пригородных перевозках начинают участвовать и микроавтобусы, что уменьшает интервал движения на маршруте.
Основными недостатками, связанными с внешним автотранспортом и путями сообщения являются следующие:
-
прохождения магистральной федеральной автодороги М-5 через территорию города
-
недостаточное количество автостанций при значительной расчлененности города
-
железнодорожный вокзал, построенный в районе ст. Тольятти не используется вследствие его неудобного размещения относительно жилой застройки
-
недостаточная ширина проезжей части магистрали М-5 и особенно участка на плотине Волжской ГЭС
-
недостаточное количество развязок в разных уровнях на магистрали М-5, особенно в районе ж.д. путепровода.
В проектном решение предусматривается дать предложения по ликвидации перечисленных выше недостатков.
Речной транспорт
Помимо железнодорожного и автомобильного транспорта важную роль играет речной транспорт. Город Тольятти имеет большие потенциальные возможности развития этого вида транспорта. Хотя уже продолжительное время его доля в объёмах пассажирских и грузовых перевозках неуклонно снижается.
Тольятинский речной порт расположен в акватории Куйбышевского гидроузла, и состоит из грузового и пассажирского районов. Объединённый грузовой район состоит из 8-ми причалов общей протяжённостью 1272п.м,торца - 80п.м и ремонтно-отстойного пункта - 100п.м. из 8-ми причалов - 2 нефтеналивных, 2 сухогрузных, причалов леса, соли, хлебных грузов и п/о Тольяттиазота.
Основными задачами грузового порта является:
-
погрузо-разгрузочные операции с грузопотоками, прибывающими и отправляемыми речным транспортом;
-
добыча нерудных строительных материалов в нижнем бьефе р. Волги. Основной объём перевозок приходится на сухогрузы, из которых около 80-90% составляют перевозки строительных грузов, остальные перевозки серного колчедана, соли, гранулированного шлака, леса в судах, металла и прочих грузов. Перевалка грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении отсутствуют.
За последнее десятилетие грузооборот порта резко снизился. Если в 1991г он составил –8896 тыс. т., а перевалка грузов с воды на железную дорогу и обратно – 1500 тыс. т., то в 2001г. грузооборот составил всего 2114,0 тыс. т. при отсутствии перевалки грузов с железной дороги и обратно. Основные направления движения основных грузов это: песок из района Богатырь в речной порт, песчано-гравийная смесь и гравий из района р. Камы в речной порт, удобрения и металлолом на экспорт. Подъездные железнодорожные пути, обслуживающие порт, примыкают к станции Жигулёвское море,, общая их протяженность составляет – 7,48 км.
В пассажирском районе порта расположены речной вокзал на 200 пассажиров, здания управления и гостиница на 100 мест. Отправление и прибытие пассажирских судов производится посредством капитального причала длиной 145 м и двух железнодорожных понтонов по 45м. Помимо основного порта, находящегося в Комсомольском районе, имеется ещё два причала в Автозаводском районе: причал «Автоград» и причал ОАО «Авто ВАЗтранс» (причал 6-го квартала).
Кроме того, имеется причал в Комсомольском районе, обслуживающий паром для связи полуострова Копылова с пос. Шлюзовой.
От основного речного порта (Комсомольский район) курсируют суда: по внутриобластной линии Тольятти - Подвалье с промежуточными остановками Автоград, Климовка, Новодевичье; по 2-м пригородным линиям: Тольятти – Жигули – Березовка, Тольятти – Жигули – Березовка – Усолье.
В Автозаводском районе предприятием водного транспорта ОАО «АвтоВАЗтрас» от причала 6 квартала осуществляется перевозка пассажиров на теплоходах по маршруту Автозаводский район – Жигули – Строитель (НИВА) – Березовка и перевозки пассажиров, автотранспорта и грузов паромами на линии Тольятти (Новый город) – с. Усолье (Сызранский район). Настоящая паромная переправа в какой-то мере разгружает плотину ГЭС от автотранспорта и обеспечивает прямые связи Автозаводского района Тольятти с Сызранским районом.
Тольяттинский порт обслуживает также и междугородние линии: Москва – Астрахань 3 раза в неделю и Москва – Ростов на Дону 1раз в 9 дней, однако остановки в порту не регулярны.
Объём перевозок и пассажирская работа приводится в следующей таблице
№№ |
Наименование показателей, |
ед. изм. |
Местная |
Пригородная |
Переправа |
Итого |
1. |
Годовой пассажирооборот |
Тыс. пас. |
11,8/15,1 |
79,4/59,4 |
207,9/141,3 |
299,1/215,8 |
2. |
В месяц ПИК |
Тыс. пас. |
4,6/5,6 |
21,3/16,1 |
49,9/40,0 |
75,8/61,7 |
3. |
Годовая пассажирская работа |
Тыс. пас. |
601,4/663,4 |
2215,3/1722,0 |
415,9/282,5 |
3232,6/2667,9 |
4. |
В месяц ПИК |
Тыс. пас. |
234,8/246,0 |
594,3/466,7 |
99,8/80,2 |
928,9/792,9 |
Можно отметить общее снижение пассажирских перевозок за последние 10 лет. Так в 1991г. объем перевозок составил 333,0 тыс. пассажиров, в т.ч. в дальнем сообщении 142,0 тыс. пассажиров, в пригородном и местном – 191,0 тыс. пассажиров. В 1995г. 91,0 тыс. пасс., в 2000г. – 74,5 тыс. пасс.
Тоже можно отметить и по работе пассажирских пристаней. Работа пассажирских пристаней в максимальный месяц и максимальные сутки составляет:
№№ п/п |
Наименование пристани | Наличие причала, дебаркадера |
В максимальный месяц, тыс. пасс. |
В максимальные сутки, тыс. пасс. |
||
1995г. |
2000г. |
1995г. |
2000г. |
|||
1 |
Причал Автозаводского района |
вагончик |
6,9 |
2,1 |
0,48 |
0,15 |
2 |
Березовка |
понтон |
4,0 |
1,5 |
0,28 |
0,18 |
3 |
Усолье |
дебаркадер |
3,9 |
1,2 |
0,27 |
0,07 |
4 |
Климовка |
дебаркадер |
0,6 |
0,8 |
0,04 |
0,07 |
5 |
Новодевичье |
дебаркадер |
1,2 |
1,3 |
0,08 |
0,09 |
6 |
Подвалье |
вокзал |
0,4 |
0,5 |
0,03 |
0,04 |
7 |
Паромная переправа |
плав. понтон |
24,9 |
20,0 |
1,8 |
1,4 |
Таким образом, в настоящее время основная база речного флота продолжает функционировать, однако, используется не на полную мощность в связи со снижением объемов перевозок.
Особое значение в городе приобретает маломерный флот. Водно-моторный транспорт, состоящий на учете в Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС) зарегистрирован по следующим категориям: мотолодка – 2068 ед., катер – 171 ед., гидроцикл – 65 ед., парусно-моторное судно – 32 ед., всего 2336 ед. маломерных судов. Количество единиц маломерного флота на 1000 жителей составляет – 3,1. Наиболее крупными лодочными станциями является: «Ладья» – 680 ед., «Дельфин» – 130 ед. транспорта.
Общее количество судов Тольяттинского порта составляет: ОАО «Порт Тольятти» – 19 ед. флота, в т.ч. пассажирский и грузопассажирский – 33 единиц; суда находящиеся на балансе учреждений – 33 единицы.
Наиболее крупными судовладельцами являются: ЗАО «Средневолжская судоходная компания» – 4 единицы; Фирма «Подводгазэнергосервис» - 5 единицы; ОАО «АвтоВАЗтранс» - 9 единиц судов.
Воздушный транспорт
Важную роль в жизни г. Тольятти играет и воздушный транспорт. Международный аэропорт «Самара» расположен в районе населенного пункта Курумоч и находится в 70 км от г. Тольятти и в 35 км от областного центра – г. Самары. Аэропорт 1-го класса имеет взлетно-посадочную полосу длинной 3 км, рулежные дорожки, места стоянок и здание аэровокзала на 400 мест. Аэропорт обслуживает дальние рейсы с городами Российской федерации, ближнего и дальнего зарубежья.
Общее количество вылетов города Российской федерации – 100, в страны СНГ – 7, в дальние страны – 6, итого – 113. Количество вылетов в сутки – 16.
В настоящее время местные воздушные линии не функционируют, причем это связано с двумя факторами: высокими тарифами за полеты на самолетах и развитием автомобильных перевозок.
Надо отметить, что аэропорт «Курумоч» хотя и связан с г. Тольятти магистральной федеральной автодорогой Москва – Самара (М-5), находится достаточно далеко от города. В связи с этим в непосредственной близости от города в 2х км севернее его по дороге на Ташелку построен аэродром «Выселки» Ставропольского района – запасной аэродром аэропорта Смышляевка.
Аэродром имеет две взлетно-посадочные полосы: одна с твердым покрытием протяженностью 800 м, другая – грунтовая – 650 м. Принимаемые типы воздушных судов: М-101 Т, Ил-103, Ми-8, Ми-34.
Однако этот аэродром еще не эксплуатируется. Шумовая зона от аэродрома не затрагивает территорию города.