НАСТАВЛЕНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
НАСТАВЛЕНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
(общие требования)
Москва 2008
Оглавление
Введение - 3
- Общие положения....................................................................................................... 4
- Органы управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.......................................................................... 7
- Участники экстренного (оперативного) реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, их права и обязанности... 9
- Организация готовности к экстренному (оперативному) реагированию на чрезвычайные ситуации........................................................................................................................................ 11
- Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ 2
- Управление аварийно-спасательными и другими неотложными работами при ликвидации чрезвычайных ситуаций............................................................................................... 21
- Анализ чрезвычайных ситуаций................................................................................. 30
Наставление по организации экстренного реагирования и ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций (общие требования) разработано Департаментом оперативного управления МЧС России.
В подготовке Наставления принимали участие: руководство МЧС России, руководители и сотрудники структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, ФГУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны» (ФЦ), ФГУ «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» МЧС России, Академии гражданской защиты МЧС России, Академии Государственной противопожарной службы МЧС России.
Редакционная коллегия:
канд. техн. наук А.П. Чуприян, С.С. Салов, д-р техн. наук В.П. Молчанов, А.А. Доротюк.
ВВЕДЕНИЕ
Наставление по организации экстренного реагирования и ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций (общие требования) (далее - Наставление) разработано в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона от 7 марта 2005 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151 -ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ведомственных нормативных правовых актов и соглашений.
Целью настоящего Наставления является реализация полномочий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) в области нормативного регулирования и управления деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также координации действий аварийно-спасательных формирований при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Наставление определяет общие требования к организации и осуществлению экстренного (оперативного) реагирования на чрезвычайные ситуации постоянно действующими органами управления и органами повседневного управления, силами и средствами (аварийно-спасательными формированиями, подразделениями пожарной охраны) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также к проведению первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ, связанных с чрезвычайными ситуациями.
Организация и технология ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется с учетом положений и требований соответствующих нормативных правовых актов.
Самостоятельное проведение гражданами первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ Наставлением не регулируется.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Основные понятия
В настоящем Наставлении применяются следующие основные понятия:
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) - органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и которые осуществляют свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Органы повседневного управления РСЧС - центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти; центры управления в кризисных ситуациях региональных центров или главных управлений МЧС России по субъекту Российской Федерации; информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований; дежурно-диспетчерские службы организаций или объектов.
Экстренное (оперативное) реагирование на чрезвычайные ситуации - мероприятия, проводимые органами управления РСЧС, взаимосвязанные по цели, времени и месту действия и включающие в себя своевременное получение информации о возникновении чрезвычайной ситуации, оповещение населения и заинтересованных организаций, оценку обстановки, принятие решений и организацию ликвидации чрезвычайной ситуации имеющимися силами и средствами в целях смягчения ее последствий.
Чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.
Ликвидация чрезвычайной ситуации - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасание жизни и сохранение здоровья людей, снижение материальных потерь и размеров ущерба окружающей природной среде, а также на локализацию зоны ЧС, прекращение действия опасных факторов ЧС.
Локализация чрезвычайной ситуации - предотвращение дальнейшего распространения опасных факторов ЧС в результате выполнения комплекса аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Зона чрезвычайной ситуации - территория или акватория, подверженная воздействию опасных факторов ЧС, границы которой установлены руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее - АСДНР) - комплекс действий, направленных на спасание людей и имущества, локализацию ЧС и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов ЧС при всестороннем обеспечении проводимых работ и оказании пострадавшему при ЧС населению медицинской и других видов помощи, создании условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Аварийно-спасательные работы (далее - АСР) - действия по спасанию людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов ЧС.
Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
К аварийно-спасательным работам относятся - поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и другие, перечень которых определен Правительством Российской Федерации.
Неотложные работы при ликвидации ЧС - деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию пострадавшему при ЧС населению медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Основная задача при оперативном (экстренном) реагировании на ЧС и проведении АСР - спасание людей в случае возникновения угрозы их жизни, обеспечение локализации и ликвидации ЧС в сроки и в размерах, определяемых возможностями привлеченных к ее ликвидации сил и средств.
Решающее направление АСР - направление действий АСР, на котором использование сил и средств в данный момент времени обеспечивает решение основной задачи.
Аварийно-спасательная служба (далее - АСС) - совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
Аварийно-спасательное формирование (далее - АСФ) - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой,
оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Аварийно-спасательные средства - техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино- и фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ОПБ) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или организации - орган, координирующий деятельность подсистемы (звена) РСЧС соответствующего уровня, в полномочия которого входит решение вопросов в области предупреждения и ликвидации ЧС, а также обеспечения пожарной безопасности.
Руководитель АСДНР - должностное лицо, возглавляющее первое прибывшее на место ЧС подразделение аварийно-спасательного формирования или пожарной охраны и непосредственно организующее применение прибывших сил и средств по назначению, и (или) или его старший оперативный начальник.
Старший оперативный начальник - должностное лицо постоянно действующего органа управления системы РСЧС соответствующего уровня, являющееся в случае ликвидации ЧС руководителем для всех расположенных на соответствующей территории сил и средств, входящих в систему РСЧС, независимо от того, в чьей собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении они находятся.
Руководитель ликвидацией ЧС - должностное лицо, определенное законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации ЧС или назначенное органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации), к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, и прошедшее соответствующую подготовку.
2. Проведение мероприятий по ликвидации ЧС осуществляется на основе федеральных планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, разработанных на основе Паспортов безопасности критически важных объектов и территорий.
Данные планы включают в себя данные о руководителе ликвидацией ЧС????, мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС, резервы материальных и финансовых средств, порядок взаиморасчетов??? и иную необходимую информацию. Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках РСЧС осуществляет МЧС России.
- Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС
создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения ЧС. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Порядок создания и использования указанных резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Порядок привлечения средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 810 «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Порядок привлечения средств резервного фонда Правительства Кировской области по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий определяется в соответствии с постановлением Правительства
4. В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы безопасности граждан, снижения ущерба здоровью людей и окружающей среде, материальных потерь, а также восстановления жизнедеятельности людей в зоне ЧС, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации может вводиться чрезвычайное положение.
II. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
5. Для управления силами и средствами РСЧС при ликвидации ЧС создается система управления - совокупность функционально связанных органов и пунктов управления, систем связи, оповещения, комплексов средств автоматизации, а также автоматизированных систем, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации.
5.1. Постоянно действующими органами управления РСЧС являются: на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны;
на межрегиональном уровне - территориальные органы МЧС России -региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее региональные центры);
на региональном уровне - территориальные органы МЧС России - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам Российской Федерации (далее - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации);
на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
5.2. Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления РСЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
5.3.1. Органами повседневного управления РСЧС являются:
Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;
дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
центры управления в кризисных ситуациях региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;
дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
МЫ??????
единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации могут исполнять полномочия дежурно-диспетчерских служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии соответствующих положений в Соглашениях между МЧС России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче друг другу осуществления части полномочий в решении вопросов, находящихся в ведении МЧС России.
5.4. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории Российской Федерации, а также всех видов пожарной охраны осуществляет в установленном порядке Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно- , спасательных формирований на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют в установленном порядке главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно- спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны и созданные при органах местного самоуправления.
III. УЧАСТНИКИ ЭКСТРЕННОГО (ОПЕРАТИВНОГО) РЕАГИРОВАНИЯ НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ, ИХ ПРАВА И
ОБЯЗАННОСТИ
6. Экстренное (оперативное) реагирование на ЧС планируется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых возможно возникновение ЧС:
локальной - силами и средствами организации;
муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления;
межмуниципальной и региональной - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне ЧС;
межрегиональной и федеральной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне ЧС.
6.1. При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной ЧС привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
6.2. Экстренное (оперативное) реагирование на ЧС осуществляется силами, уполномоченными на проведение АСДНР (аварийно-спасательные службы, подразделения пожарной охраны).
6.3. Силы субъекта Российской Федерации, уполномоченные на проведение АСДНР (аварийно-спасательные службы, подразделения пожарной охраны), находятся в оперативном подчинении соответствующего территориального органа управления МЧС России ВСЕ спасательные службы ??????.
6.4. К экстренному (оперативному) реагированию на ЧС также могут привлекаться силы и средства аварийно-спасательных формирований организаций с последующей компенсацией затрат в соответствии с расходными обязательствами ответственных за ликвидацию ЧС сторон.
При этом порядок компенсации затрат может быть определен в планах по привлечению сил и средств к ликвидации ЧС, если иное не оговорено законодательством.
Непосредственными участниками АСДНР являются:
личный состав органов управления и подразделений, уполномоченных на проведение таких работ (аварийно-спасательных и поисково-спасательных служб, подразделений пожарной охраны);
аварийно-спасательных формирований организаций, добровольные спасатели и пожарные, военнослужащие, сотрудники и работники других ведомств, принимающих непосредственное участие в ликвидации ЧС.
6.5. Участники АСДНР при ликвидации ЧС обязаны:
выполнять требования законодательства Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов и настоящего Наставления;
неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;
неукоснительно выполнять распоряжения, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации ЧС руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;
поддерживать в установленном порядке оперативную связь;
соблюдать правила охраны труда;
обеспечивать эффективную, бесперебойную работу закрепленной за подразделением техники и оборудования, следить за их сохранностью, принимать меры по выявлению и устранению неисправностей;
следить за изменениями обстановки в зоне ликвидации ЧС, подаваемыми командами и сигналами, вносить коррективы в собственные действия по усмотрению руководителя ликвидацией ЧС или других оперативных должностных лиц, а также самостоятельно с последующим докладом непосредственному руководителю;
проявлять взаимовыручку, активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи.
Обязанности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований определяются соответствующими уставами, наставлениями и являются составной частью трудового договора (контракта).
6.7. Участники АСДНР при ликвидации ЧС имеют право:
осуществлять действия, необходимые для успешного решения поставленных задач и не противоречащие требованиям законодательства и настоящего Наставления;
проникать в места распространения (возможного распространения) опасных факторов ЧС;
создавать условия, препятствующие распространению опасных факторов ЧС и обеспечивающие их ликвидацию;
использовать на безвозмездной основе средства связи, транспорт, оборудование предприятий (основание?????).
6.8. Участники АСДНР при ликвидации ЧС при продолжительном времени ведения работ обеспечиваются питанием и условиями для отдыха в установленном порядке.
6.9. Участники АСДНР при ликвидации ЧС, виновные в неисполнении, обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), умышленном причинении при проведении работ по ликвидации ЧС вреда здоровью спасаемых граждан, нанесении ущерба природной среде, материальным и культурным ценностям, несут дисциплинарную, к административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОТОВНОСТИ К ЭКСТРЕННОМУ (ОПЕРАТИВНОМУ) РЕАГИРОВАНИЮ НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
7. Готовность к экстренному (оперативному) реагированию на ЧС организуется заблаговременно.
7.1. В отсутствие угрозы возникновения ЧС органы управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС в целях поддержания готовности сил, предназначенных для ликвидации ЧС на определенной территории, организуют и проводят с ними учения и тренировки по ведению АСДНР при ликвидации ЧС, используя все возможные сценарии развития ЧС.
7.2. При угрозе или возникновении ЧС органы управления и силы МЧС России, функциональных и территориальных подсистем РСЧС приводятся в соответствующую степень готовности.
При этом используются соответствующие разделы плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Органы управления осуществляют оперативное реагирование на складывающуюся обстановку, принимаются экстренные меры по защите населения, спасанию материальных и других ценностей.
7.3. Организация готовности органов управления и сил РСЧС к экстренному реагированию включает в себя следующие этапы:
7.3.1. В отсутствие угрозы возникновения ЧС:
сбор информации о характерных опасностях и рисках возникновения ЧС;
предварительное планирование АСДНР в зонах возможного возникновения ЧС с учетом обеспечения действий сил, привлекаемых к ликвидации ЧС;
создание системы управления действиями в условиях ЧС и обеспечение ее постоянной готовности;
организацию взаимодействия привлекаемых к ликвидации ЧС сил;
организацию повседневного наблюдения и контроля за состоянием объектов, окружающей среды и силами постоянной готовности.
7.3.2. При угрозе возникновения ЧС:
передачу в установленном порядке информации об угрозе возникновения ЧС;
приведение системы управления в соответствующую степень готовности к выполнению задач;
введение в действие планов в части предупреждения ЧС;
усиление наблюдения за состоянием окружающей среды, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
создание группировок сил и средств РСЧС, приведение их в готовность к ведению АСДНР;
выдвижение соответствующих оперативных групп и (или) сил и средств в район прогнозируемой ЧС.
7.3.3. При возникновении ЧС:
передачу в установленном порядке информации о возникновении ЧС;
введение в действие планов в части ликвидации ЧС;
выдвижение группировки сил и средств в зону ЧС и организацию всестороннего ее обеспечения;
организацию разведки зоны ЧС;
восстановление, при необходимости, нарушенных функций системы управления;
организацию и проведение АСДНР; ликвидацию последствий ЧС.
V. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И
ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ
8. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы организуются и проводятся в целях спасания людей и имущества, локализации ЧС и подавления или доведения до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов ЧС при всестороннем обеспечении проводимых работ. АСДНР включают в себя:
прием и обработку вызовов;
выезд и следование к месту вызова (ЧС);
развертывание сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС; разведку зоны ЧС;
поиск, спасание пострадавших в зоне ЧС, оказание им первой медицинской помощи и подготовка к эвакуации в безопасные районы; локализацию ЧС;
выполнение специальных работ и документальное подтверждение их завершения;
сбор и возвращение сил и средств к месту дислокации.
8.1. Прием и обработка вызовов
8.1.1. Прием и обработка вызовов осуществляется оперативным дежурным (дежурным диспетчером) аварийно-спасательного формирования, подразделения пожарной охраны (далее - подразделение, уполномоченное на проведение АСДНР) и включает в себя:
прием от заявителя и фиксирование в журнале учета вызовов информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС;
оценку полученной информации и принятие решения о направлении к месту вызова сил и средств, предусмотренных расписанием выезда (планом привлечения сил и средств);
подачу сигнала «ТРЕВОГА»;
выдачу должностному лицу, возглавляющему дежурную смену или караул подразделения, уполномоченного на проведение АСДНР, путевки о выезде на ЧС, а также плана (карточки) или выписки из плана ликвидации ЧС при их наличии;
передачу в установленном порядке имеющейся информации об объекте ЧС и направлении сил и средств к месту вызова.
8.1.2. При приеме информации от заявителя о ЧС оперативный дежурный (дежурный диспетчер) должен по возможности установить:
адрес и иные сведения о месте возникновения ЧС; наличие и характер опасности жизни и здоровью людей; особенности объекта, на котором произошла ЧС;
фамилию, имя, отчество заявителя;
иные сведения (в том числе номер телефона заявителя) о ЧС, которые могут повлиять на успешное выполнение основной задачи.
8.1.3. Подача сигнала «ТРЕВОГА» осуществляется сразу после установления адреса или иных сведений о месте возникновения ЧС и принятия решения о выезде.
8.1.4. Обработка вызова должна быть завершена за возможно короткое время и не должна задерживать выезд и следование сил и средств к месту возникновения ЧС.
8.1.5. После обработки вызова в район ЧС в установленном порядке должны быть направлены силы и средства РСЧС в соответствии с имеющимися планами привлечения сил и средств и иными документами.
8.1.6. Дополнительная (уточненная) информация о ЧС должна незамедлительно передаваться оперативным дежурным (дежурным диспетчером) по имеющимся каналам связи должностному лицу, возглавляющему подразделение, уполномоченное на проведение АСДНР, в том числе и во время следования к месту возникновения ЧС.
8.2. Выезд и следование к месту вызова (ЧС)
8.2.1. Выезд и следование к месту вызова (ЧС) включают в себя сбор личного состава по сигналу «ТРЕВОГА» и его доставку на автомобилях и иных специальных транспортных средствах на место вызова (ЧС).
8.2.2. Выезд и следование к месту вызова (ЧС) должны осуществляться в возможно короткое время, что достигается:
быстрым сбором и выездом личного состава подразделения, уполномоченного на проведение АСДНР (в течение времени, не превышающего нормативное);
движением специальных автомобилей по кратчайшему маршруту с предельно возможной и обеспечивающей безопасность скоростью, в том числе с использованием специальных сигналов и отступлением при необходимости и в установленном порядке от правил дорожного движения;
знанием особенностей района выезда.
8.2.3. Для сокращения времени следования специальных автомобилей к месту ЧС на маршрутах их следования в необходимых случаях и в установленном порядке может ограничиваться дорожное движение.
8.2.4. Следование к месту возникновения ЧС может быть приостановлено только по распоряжению оперативного дежурного (дежурного диспетчера).
8.2.5. В случае вынужденной остановки специальных автомобилей, в том числе связанной с неисправностью (включая ДТП), руководитель подразделения, уполномоченного на проведение АСДНР, обязан:
немедленно сообщить о случившемся оперативному дежурному (дежурному диспетчеру);
оставить на месте остановки для устранения технической неисправности (ожидания сотрудников ГИБДД при ДТП) водителя специального автомобиля;
принять меры по доставке личного состава и специального оборудования на место вызова.
8.2.6. При следовании к месту вызова (ЧС) по железной дороге, водным или воздушным транспортом старший начальник в пути следования обязан:
обеспечить сохранность специальной техники и оборудования;
организовать размещение, питание и отдых личного состава;
при наличии времени организовать изучение личным составом обстановки в зоне ЧС и уточнить их действия при проведении АСДНР.
8.3. Развертывание сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС.
8.3.1. Развертывание сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС, - размещение личного состава, специальной техники и оборудования в зоне ЧС в соответствии с планом ликвидации ЧС либо решением руководителя ликвидацией ЧС на проведение АСДНР и ликвидацию ЧС.
8.3.2.Развертывание сил и средств проводится в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими действия сил, предназначенных для проведения АСДНР, а также инструкциями по эксплуатации специализированной техники и оборудования и рекомендациями (указаниями) по ликвидации различных видов ЧС, с учетом первоочередного проведения работ на решающем направлении.
8.3.3. При развертывании сил и средств и последующем проведении АСДНР для обеспечения безопасности участников ликвидации ЧС, возможности маневрирования прибывающей специальной техникой и оборудованием, установки резервной специальной техники, оборудования и развертывания дополнительных объектов обеспечения АСДНР могут быть проведены необходимые действия по эвакуации транспортных средств, ограничению или запрещению доступа посторонних лиц на место возникновения ЧС и движения транспорта на прилегающей к нему территории. До прибытия соответствующих служб органов внутренних дел эти действия выполняются личным составом в порядке, определяемом руководителем ликвидацией ЧС.
8.4. Ведение разведки зоны ЧС
8.4.1. Разведка зоны ЧС представляет собой совокупность мероприятий, проводимых в целях сбора информации о ЧС, необходимой для оценки обстановки и принятия решений по организации АСДНР.
Разведка ведется непрерывно с момента получения информации о возникновении ЧС и до ликвидации чрезвычайной ситуации.
8.4.2. При ведении разведки необходимо установить:
наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасения (защиты), а также возможность зашиты (эвакуации) имущества;
основные характеристики опасных факторов ЧС и пути их распространения;
возможность вторичных проявлений опасных факторов ЧС, в том числе обусловленных особенностями местности, технологии и организации производства на объекте возникновения ЧС;
наличие и местонахождение ближайших средств, пригодных для ликвидации ЧС, возможные технологии их использования;
наличие в зоне ЧС объектов повышенной опасности (электроустановок под напряжением, взрывчатых, химических веществ и пр.), возможность и целесообразность их нейтрализации или вывода из зоны ЧС;
состояние строительных конструкций в зоне ЧС, их особенности, влияющие на ход ведения АСДНР;
возможные пути ввода сил и средств для проведения АСДНР и иные данные, необходимые для выбора решающего направления действий;
необходимость оказания пострадавшим экстренной медицинской и психологической помощи;
достаточность сил и средств, привлекаемых к проведению АСДНР.
Личным составом, участвующим в разведке, в зависимости от обстановки выполняются и другие необходимые действия.
При проведении разведки зоны ЧС необходимо использовать документацию и сведения, представляемые должностными лицами, знающими местность, объемно-планировочные и конструктивные особенности зданий и сооружений, технологические процессы производства, инженерные системы противоаварийной и противопожарной защиты.
8.4.3. Разведку проводит руководитель ликвидацией ЧС, другие лица по его поручению, а также должностные лица, возглавляющие АСДНР на порученном им участке работы.
При организации разведки руководитель ликвидацией ЧС:
определяет направления разведки и лично проводит ее на наиболее сложном и ответственном направлении;
устанавливает количество и состав групп разведки, ставит перед ними задачи, определяет применяемые средства и порядок связи, а также необходимое для разведки специальное оборудование и снаряжение;
устанавливает меры безопасности личного состава при проведении разведки и организует контроль за их выполнением;
устанавливает порядок передачи полученной в ходе разведки информации.
8.4.4. По прибытии на место возникновения ЧС сил и средств руководитель ликвидацией ЧС организует и возглавляет группу (группы) разведки.
Количество и состав групп разведки определяются с учетом оперативной обстановки в зоне ЧС.
8.4.5. Личный состав, ведущий разведку, обязан:
иметь при себе необходимые средства индивидуальной защиты, спасания, связи, проведения специализированных видов работ, освещения, а также инструмент для вскрытия и разборки конструкций;
вести работы по спасанию людей;
оказывать, при необходимости, первую медицинскую помощь пострадавшим при ЧС;
принимать, при возможности, одновременно с разведкой зоны ЧС меры по защите пострадавших и имущества всеми доступными средствами;
соблюдать требования техники безопасности, правила работы в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, а также со средствами проведения специализированных видов работ;
докладывать в установленном порядке о результатах разведки.
8.5. Поиск и спасание людей и имущества
8.5.1. Спасание людей при ЧС является важнейшим видом АСДНР и представляет собой совокупность мер по перемещению людей из зоны воздействия опасных факторов ЧС и их вторичных проявлений или защите людей от воздействия этих факторов, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты и защитных сооружений (укрытий).
Спасание людей при ЧС должно проводиться с использованием всех возможных форм, способов и методов, а также технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность как пострадавших, так и участников проведения АСДНР.
Если опасные факторы ЧС угрожают жизни и здоровью людей, а также существует вероятность распространения этих факторов, либо для ликвидации опасных факторов ЧС предусматривается применение опасных для жизни людей веществ и составов, то проводится эвакуация людей из опасной зоны.
Порядок и способы спасания людей определяются руководителем ликвидацией ЧС в зависимости от обстановки в зоне ЧС и состояния людей. При проведении АСДНР должны учитываться состояние основных и запасных путей эвакуации, техническая оснащенность зоны ЧС системами оповещения, аварийного освещения, а также характерные особенности опасных факторов ЧС.
8.5.2. Основными способами спасания людей и имущества являются: перемещение их в безопасное место, в том числе с использованием специальных технических средств;
защита от воздействия опасных факторов ЧС.
8.5.3. Для спасания людей выбираются наиболее безопасные пути и способы. Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий ликвидации ЧС и состояния пострадавших.
8.5.4. Защита спасаемых людей от воздействия опасных факторов ЧС в случае невозможности их перемещения в безопасное место осуществляется с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, а также посредством подачи специальных веществ и материалов, препятствующих распространению, снижающих воздействие опасных факторов ЧС или удаляющих их из зоны ЧС.
8.5.5. Для спасания людей и имущества применяются следующие основные средства:
аварийно-спасательное оборудование и устройства; спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы и индивидуальные спасательные устройства);
надувные и амортизирующие устройства;
аппараты зашиты органов дыхания;
летательные аппараты;
плавательные средства;
стационарные и ручные пожарные лестницы; автолестницы и автоподъемники;
иные доступные средства спасания, в том числе приспособленные.
8.5.6. В ходе АСДНР пострадавшим оказывается первая медицинская помощь.
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими действия сил, предназначенных для проведения АСДНР. С этой целью могут применяться средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, средства первой медицинской помощи, а также иные, в том числе приспособленные, средства.
До прибытия в зону ЧС медицинского персонала первую медицинскую помощь пострадавшим в установленном порядке оказывает личный состав подразделений, проводящих АСДНР.
8.5.7. Спасание людей и имущества при ЧС при достаточном количестве сил и средств проводится одновременно с другими видами АСДНР. Если сил и средств недостаточно, то они используются только для спасания людей, при этом другие виды АСДНР не ведутся или приостанавливаются.
Спасательные работы при проведении АСДНР прекращаются после тщательного осмотра всех мест возможного нахождения людей и соответствующих докладов руководителей спасательных групп (отделений).
8.6. Локализация ЧС
8.6.1. Выбор способа предотвращения распространения и уменьшения воздействия опасных факторов ЧС определяется поставленной задачей, характером ЧС, используемым способом проведения ликвидации ЧС, физико-химическими свойствами веществ и другими обстоятельствами.
8.6.2. Применение выбранного способа осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими действия сил, предназначенных для проведения АСДНР, а также рекомендациями (указаниями) по ликвидации различных видов ЧС с учетом наличия и состояния материальных, культурных и иных ценностей, конструктивных особенностей зданий (сооружений), поведения строительных конструкций и необходимости обеспечения безопасности находящихся в зоне ЧС людей, в том числе личного состава формирований, проводящих АСДНР.
8.6.3. Основные способы предотвращения распространения и уменьшения воздействия опасных факторов ЧС:
снижение воздействия, изоляция опасных факторов ЧС посредством использования соответствующих веществ и (или) иных средств;
механическое воздействие на предметы, обладающие признаками опасных факторов ЧС;
химическая нейтрализация, торможение действия опасных факторов ЧС с помощью соответствующих веществ и (или) иных средств;
прекращение технологического процесса.
Предотвращение распространения и уменьшение воздействия опасных факторов ЧС может достигаться комбинированным применением перечисленных способов.
8.6.4. Организация АСДНР, способы и технология их выполнения зависят от характера и масштабов ЧС, а также от сложившейся обстановки и должны соответствовать нормативным правовыми актам, регламентирующим действия сил, предназначенных для проведения АСДНР.
8.6.5. Способы ведения АСДНР должны отвечать следующим основным требованиям:
максимальная рациональность проводимых работ; осуществление работ в возможно короткие сроки; обеспечение относительной безопасности спасаемых и спасателей.
8.6.6. Технология выполнения АСДНР избранными способами определяется руководителями подразделений (групп спасателей) непосредственно на месте работ на основе детального изучения обстановки, положения и состояния пораженных объектов, наличия и характера опасных факторов ЧС и имеющихся возможностей.
8.6.7. Группировка сил (состав смен), ведущих АСДНР, определяется в соответствии с характером и объемом поставленных задач.
8.6.8. При массовых разрушениях, большом количестве пострадавших основные усилия направляются прежде всего на спасание людей, соответственно основу группировки каждой смены составляют спасательные подразделения, усиленные инженерно-техническими и инженерно-дорожными подразделениями, используемыми для расчистки завалов, проходов, обеспечения освещения участков работ и т. д.
8.6.9. При возникновении ЧС, связанных с загрязнением (заражением) местности и объектов химически опасными или радиоактивными веществами, основные усилия должны сосредоточиваться на спасении пострадавших, защите населения в зоне загрязнения (заражения), локализации и ликвидации источника поражения.
В первую очередь в зону ЧС вводятся подразделения дегазации и дезактивации и инженерно-технические, а также подразделения специальной и санитарной обработки. Спасательные подразделения действуют в тесном взаимодействии с ними.
Развертывается пункт обезвреживания техники и санитарной обработки личного состава.
8.6.10. При наводнении местности основные усилия сосредоточиваются на спасении пострадавших и эвакуации населения из зоны затопления, а также на локализации ЧС.
В первую очередь в зону ЧС вводятся переправочно-десантные, инженерно-технические подразделения, подразделения дорожной техники для оборудования причалов, спуска десантно-переправочных средств и спасательные подразделения.
Автомобильные подразделения могут привлекаться к обеспечению эвакуационных мероприятий.
8.6.11. При ландшафтных (лесных и торфяных) пожарах основу группировки составляют пожарно-спасательные и обеспечивающие подразделения, а также подразделения, усиленные личным составом для выполнения вспомогательных работ. Привлекаются автомобильные подразделения для вывоза населения из опасных районов.
8.7. Для обеспечения выполнения основных задач могут проводиться специальные работы.
К основным специальным работам относятся: организация связи в зоне ЧС; освещение места ликвидации ЧС; вскрытие и разборка конструкций; подъем (спуск) на высоту (с высоты); выполнение защитных мероприятий; оказание первой медицинской помощи пострадавшим; восстановление работоспособности технических средств; пиротехнические, водолазные, робототехнические и другие работы. Данные работы выполняются с применением специальной техники, технологий и знаний.
8.8. Сбор и возвращение сил и средств в подразделение.
8.8.1. Сбор сил и средств на месте ликвидации ЧС предусматривает: проверку наличия личного состава;
сбор и проверку комплектности специальной техники и оборудования согласно табелю положенности;
размещение и крепление специальной техники и оборудования на специальных автомобилях;
принятие мер по приведению в безопасное состояние средств ликвидации
ЧС;
уборку (откачку) использованных при ликвидации ЧС веществ.
О завершении сбора сил и средств на месте ликвидации ЧС и их готовности к возвращению в подразделения руководитель спасательного подразделения докладывает руководителю ликвидацией ЧС и (или) оперативному дежурному (дежурному диспетчеру).
8.8.2. Возвращение сил и средств на место постоянной дислокации проводится с разрешения руководителя ликвидацией ЧС.
При возвращении на место постоянной дислокации руководитель подразделения оформляет и направляет руководителю ликвидацией ЧС в установленном порядке документальный отчет о проведенных работах.
9. При действиях в условиях химического заражения, радиоактивного загрязнения, пожаров, а также аномальных температур окружающего воздуха работа организуется с учетом необходимости сохранения работоспособности личного состава аварийно-спасательных подразделений и возможностей специальной техники и оборудования.
Режим работы при этом должен устанавливаться с учетом времени защитного действия изолирующих средств и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, а также закономерностей изменения работоспособности человека при работе в определенных условиях.
10. При планировании круглосуточного ведения АСДНР продолжительность рабочих циклов, включая перерывы на отдых, не должна превышать 6 часов и устанавливается в каждом конкретном случае на основе показателей, характеризующих устойчивую работоспособность в течение заданного времени.
11. Смена подразделений происходит по истечении установленного времени работы. Время и порядок смены определяются руководителем подразделения, осуществляющего АСДНР.
В целях обеспечения непрерывности АСДНР смена личного состава проводится непосредственно на рабочих местах. Техника сменяемых подразделений и формирований при необходимости передается прибывшим подразделениям на месте работы.
- Во время смены старшим на объекте (участке) работ является руководитель сменяемого подразделения. Он обязан передать объекты (участок) работ руководителю прибывшего подразделения, сообщив ему все необходимые данные о месте, условиях ведения работ, местах нахождения пострадавших, об организации связи и т. п.
- По завершении передачи объектов (участка) работ сменяемые силы и средства выводятся на указанный пункт сбора, приводятся в готовность к дальнейшим действиям, после чего следуют в район отдыха (дислокации).
- Решение об окончании АСДНР принимает руководитель ликвидацией ЧС с последующим оформлением и утверждением актов выполнения АСДНР.
15. АСДНР проводятся в условиях высокой психологической и физической нагрузки, повышенного риска, прямой опасности для жизни и здоровья участников ликвидации ЧС и должны выполняться в соответствии с установленными требованиями безопасности и правилами охраны труда.
АСДНР на территориях и предприятиях, на которые разработаны в установленном порядке планы предупреждения и ликвидации ЧС, должны осуществляться с учетом особенностей, определяемых этими планами.
16. Отступления от установленных правил охраны труда при проведении АСДНР в условиях непосредственной угрозы жизни и здоровью участников ликвидации ЧС допускаются только в исключительных случаях и, как правило, на добровольной основе.
17. Мероприятия по ликвидации последствий ЧС планируются и проводятся под руководством соответствующих КЧС и в рамках данного Наставления не рассматриваются.
VI. УПРАВЛЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫМИ И ДРУГИМИ НЕОТЛОЖНЫМИ РАБОТАМИ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ
18. Управление силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидацией ЧС.
18.1. Руководитель органа управления аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования, подразделения пожарной охраны, прибывший в зону ЧС первым, принимает на себя полномочия руководителя ликвидацией чрезвычайной ситуации и исполняет их до прибытия руководителя ликвидацией ЧС, определенного в установленном порядке.
18.2. В случае технологической невозможности проведения всего объема АСДНР руководитель ликвидацией ЧС может принять решение о приостановке АСДНР в целом или их части, приняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасанию находящихся в зоне ЧС людей.
18.3. Руководитель органа управления аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования, являющийся руководителем ликвидацией ЧС, при получении информации о возникновении ЧС более высокого уровня, чрезвычайных происшествиях, требующих неотложного реагирования, и других обстоятельствах, делающих невозможным исполнение им обязанностей руководителя ликвидацией ЧС, может покинуть зону ЧС, назначив руководителем ликвидацией ЧС другое должностное лицо из числа участников ликвидации ЧС, о чем в обязательном порядке сообщается прямому начальнику и делается запись в соответствующих документах. При этом ответственность за последствия этого решения возлагается на должностное лицо, его принявшее.
18.4. Руководитель ликвидацией ЧС обязан:
по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливать границы зоны ЧС, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимать решения по проведению АСДНР;
организовывать проведение разведки зоны ЧС, определять уровень ЧС, а также необходимое для ликвидации ЧС количество сил и средств и осуществлять их сбор;
принимать решения о спасании людей и имущества, а также иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан в зоне ликвидации ЧС;
определять решающее направление АСР;
проводить расстановку прибывающих сил и средств с учетом выбранного решающего направления АСР и организовывать их обеспечение;
принимать решения об использовании необходимых способов ликвидации чрезвычайной ситуации с учетом ее вида;
организовывать связь в зоне ЧС с оперативным штабом, рабочими участками (секторами), участниками ликвидации ЧС, поддерживать связь с оперативным дежурным (дежурным диспетчером), сообщать ему об изменениях обстановки, принятых решениях и отданных приказаниях;
обеспечивать выполнение требований безопасности и правил охраны труда и доводить до всех участников ликвидации ЧС информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;
обеспечивать взаимодействие со службами жизнеобеспечения, привлекаемыми в установленном порядке к ликвидации ЧС;
составлять необходимые документы по ликвидации ЧС и ведению АСДНР;
сообщать оперативному дежурному (дежурному диспетчеру) адрес объекта, на котором произошла ЧС, его оперативно-тактические характеристики, площадь зоны ЧС, основные характеристики ЧС, а также информировать о том, имеется ли угроза жизни людей и опасность распространения опасных факторов ЧС, какие силы и средства введены в действие и требуется ли их дополнительное привлечение;
организовывать информирование соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых решениях в соответствии с Правилами представления информации по вопросам оперативного характера в рамках системы РСЧС.
18.5. Руководитель ликвидацией ЧС имеет право:
отдавать обязательные для исполнения распоряжения должностным лицам и гражданам в пределах территории, на которой осуществляются АСДНР;
создавать нештатные структуры управления и обеспечения, назначать и освобождать от выполнения обязанностей должностных лиц в зоне ликвидации ЧС;
получать необходимую для организации ликвидации ЧС информацию от органов власти всех уровней, администрации предприятий и служб жизнеобеспечения;
принимать решения по созданию оперативного штаба, рабочих участков и секторов, привлечению дополнительных сил и средств к ликвидации ЧС, а также изменению мест их расстановки;
определять порядок убытия из зоны ликвидации ЧС привлеченных сил и средств.
18.6. В случае крайней необходимости руководитель ликвидацией ЧС вправе самостоятельно принимать решения по вопросам:
проведения эвакуационных мероприятий; остановки деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС; проведения АСДНР на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне ЧС;
ограничения доступа людей в зону ЧС;
разбронирования в целях ликвидации ЧС резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне ЧС;
использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи и транспорта, иного имущества организаций, находящихся в зоне ЧС;
привлечения к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение АСР;
привлечения на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению АСР;
принятия других мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
18.7. Управление АСФ при ликвидации ЧС - деятельность должностных лиц органов управления и подразделений сил постоянной готовности подсистем РСЧС всех уровней, направленная на поддержание требуемого профессионального уровня подчиненных и их готовности к практическим действиям, а также руководство ими при выполнении поставленных задач.
Управление АСФ включает в себя:
организацию и осуществление мероприятий по повышению (поддержанию) готовности подразделений и обеспечению (восстановлению) их профессиональных навыков;
непрерывное получение, обобщение, анализ и оценку данных, касающихся обстановки на месте ЧС;
принятие требуемого решения;
постановку соответствующих задач;
организацию и поддержание взаимодействия;
организацию и выполнение мероприятий по всестороннему обеспечению проводимых работ;
организацию управления;
руководство непосредственной подготовкой подчиненных подразделениях к АСДНР;
организацию выполнения поставленных задач в ходе АСДНР и другие мероприятия.
Управление АСФ должно быть устойчивым, непрерывным, оперативным, при этом следует обеспечивать сочетание необходимой степени централизации с представлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения задач.
18.7.1. Оценка обстановки.
Оценка обстановки осуществляется руководителем ликвидации ЧС в течение всего периода ликвидации ЧС.
Оценивая обстановку, руководитель ликвидацией ЧС изучает:
предполагаемые причины, время и условия возникновения ЧС, в том числе погодные условия;
характер объекта ЧС (назначение, наличие воздействия опасных факторов ЧС, количество и состав находящихся на объекте людей, удаленность от населенных пунктов, наличие и состояние коммуникаций и средств связи и пр.);
наличие в ближайших населенных пунктах сил и средств спасания, строительной и прочей техники, учреждений здравоохранения и др.;
наличие угрозы для людей, количество пострадавших (погибших) и оперативные сведения о материальных потерях;
достаточность и состояние прибывших на место ЧС сил и средств.
18.7.2. Принятие решения.
Основой управления ликвидацией ЧС является решение руководителя ликвидацией ЧС, которое он принимает единолично на основе оценки обстановки. В решении определяются:
замысел ликвидации ЧС;
основные задачи подразделений;
основные вопросы взаимодействия;
вопросы организации управления;
вопросы связи, мониторинга, контроля и обмена информацией.
Основу решения составляет замысел ликвидации ЧС, в котором определяются:
решающее направление применения сил и средств;
способы локализации ЧС, проведения АСДНР и специальных работ;
сектора и участки проведения АСДНР;
порядок работы, а при необходимости, смены участников ликвидации
ЧС;
пункты сосредоточения резерва сил и средств, питания, сбора эвакуируемых людей и имущества, оказания медицинской помощи и др.
18.7.3. Задачи для подразделений АСФ доводятся распоряжениями, которые заносятся в журнал (фиксируются средствами объективного контроля).
При постановке задач указываются:
краткие выводы из оценки обстановки;
объект и вид ЧС, возможные опасные факторы ЧС;
замысел проведения АСДНР;
задачи для подразделений, действующих на решающем направлении, подразделений, действующих на других направлениях (участках), и обеспечивающих подразделений;
место командного пункта и руководство ликвидацией ЧС.
18.7.4. Взаимодействие подразделений АСФ.
Взаимодействие подразделений АСФ организуется руководителем ликвидацией ЧС с участием его заместителей, руководителей подразделений АСФ.
При организации взаимодействия руководитель ликвидацией ЧС должен:
согласовать усилия нештатных, приданных и поддерживающих спасательных подразделений по ликвидации ЧС;
добиться единого понимания всеми участниками ликвидации ЧС цели АСДНР, задач и способов их выполнения;
наметить и согласовать варианты действий спасательных подразделений и меры по противодействию распространению зоны ЧС либо опасных факторов ЧС;
указать сигналы оповещения, управления и взаимодействия.
Организация взаимодействия подразделений АСФ может осуществляться методом отдачи руководителем ликвидацией ЧС распоряжений или методом получения докладов от руководителей спасательных подразделений о действиях своего подразделения по реализации поставленных задач.
В условиях крайне ограниченного времени взаимодействие организуется методом отдачи распоряжений.
В ходе выполнения АСДНР взаимодействие подразделений АСФ осуществляется непрерывно, постоянно уточняется, а при резких изменениях обстановки организуется заново.
18.7.5. Работа руководителя ликвидацией ЧС (АСДНР) должна быть направлена прежде всего на реализацию принятых решений в ходе ликвидации ЧС. Она включает в себя:
постоянный сбор данных об обстановке и их оценку; своевременное уточнение решения по мере изменения обстановки, доведение уточненных задач до подчиненных;
поддержание непрерывного взаимодействия и всестороннего обеспечения работ по ликвидации ЧС;
осуществление контроля за выполнением подразделениями распоряжений и оказание им необходимой помощи.
Руководитель АСДНР обязан своевременно докладывать старшему оперативному начальнику о возникшей задаче, принятом решении, выполнении задачи, резких изменениях обстановки и потерях находящихся в его подчинении сил и средств.
При непосредственной угрозе возникновения в зоне чрезвычайной ситуации опасных факторов ЧС руководитель предупреждает об этом участников ликвидации ЧС и, не прекращая выполнения задачи, принимает меры по их защите либо рассредоточению и проведению других соответствующих мероприятий.
18.7.6. Организуя управление, руководитель ликвидацией ЧС (АСДНР) определяет:
место и время развертывания пункта управления руководителя ликвидацией ЧС (АСДНР), а также привлеченных к ликвидации ЧС сил и средств, определяет порядок их перемещения в ходе выполнения задач;
способы и сроки представления докладов;
состояние инженерного оборудования пунктов управления;
порядок охраны пунктов управления.
Пункт управления должен быть обозначен соответствующим образом.
Для управления спасательными подразделениями определяются единые ориентиры, радиоданные и сигналы управления, при необходимости используются дополнительные опознавательные знаки.
В качестве ориентиров выбираются хорошо видимые днем и ночью, наиболее устойчивые к разрушению объекты на местности либо элементы объектов. Ориентиры нумеруются соответствующим образом.
Оповещение участников ликвидации ЧС осуществляется едиными постоянно действующими сигналами. Их должны знать все участники ликвидации ЧС.
Номера ориентиров и сигналы, устанавливаемые руководителем ликвидацией ЧС, изменять запрещается.
18.7.7. Решение руководителя ликвидацией ЧС оформляется в установленном порядке и является обязательным для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
18.8. При сложных ЧС решением руководителя ликвидацией ЧС могут создаваться нештатные структуры управления и обеспечения.
18.8.1. Нештатными органами управления являются оперативный штаб, оперативные группы, рабочие участки и сектора, пункты сосредоточения резерва сил и средств, питания, сбора эвакуируемых людей и имущества, оказания медицинской помощи и др.
18.8.2. Оперативный штаб (далее - ОШ) ликвидации ЧС создается в случаях:
привлечения к ликвидации ЧС дополнительных сил и средств, не предусмотренных планами;
организации в зоне ликвидации ЧС трех и более рабочих участков;
возникновения необходимости детального согласования с администрацией предприятия действий по ликвидации ЧС.
18.8.3. Для обеспечения деятельности оперативного штаба и проведения АСДНР в зоне ЧС могут развертываться временные пункты управления.
18.8.4. Временные пункты управления должны оборудоваться рабочими местами для оперативных групп, комплектоваться необходимыми средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации.
18.8.5. Рабочий участок (сектор) - часть зоны ЧС, на которой сосредоточены силы и средства, объединенные поставленной основной задачей и единым руководством.
Рабочие участки создаются в соответствии с решением руководителя ликвидацией ЧС по месту ведения (часть здания, территории) или видам АСДНР (спасание пострадавших, тушение пожара, дезинфекция и т. д.).
При создании в зоне ЧС пяти и более участков могут быть организованы сектора, объединяющие несколько рабочих участков. Ведение АСДНР на рабочем участке возглавляет начальник участка, в секторе - начальник сектора. Начальники рабочих участков (секторов) назначаются руководителем ликвидацией ЧС.
18.8.6. Руководитель оперативного штаба одновременно является заместителем руководителя ликвидацией ЧС. В состав оперативного штаба могут входить заместитель руководителя штаба, начальник тыла, представители администрации предприятия и другие лица по усмотрению руководителя ликвидацией ЧС
Работа оперативного штаба осуществляется на основе решения руководителя ликвидацией ЧС и отдаваемых им распоряжений и указаний.
18.8.7. Основными задачами оперативного штаба являются:
сбор, обработка и анализ данных об обстановке в зоне ЧС;
передача необходимой информации руководителю ликвидации ЧС и дежурному диспетчеру;
определение потребности в силах и средствах;
подготовка соответствующих предложений для руководителя ликвидацией ЧС;
обеспечение контроля выполнения поставленных задач;
организация подготовки и обеспечение ведения АСДНР при ликвидации ЧС;
учет сил и средств в зоне ЧС, расстановка их по рабочим участкам (секторам), ведение соответствующей документации;
создание резерва сил и средств для ликвидации ЧС;
обеспечение мероприятий по охране труда личного состава при проведении АСДНР;
реализация мер по поддержанию готовности сил и средств, участвующих в ликвидации ЧС;
обеспечение взаимодействия с аварийными, аварийно-спасательными формированиями и службами жизнеобеспечения населенных пунктов и объектов, привлекаемыми к ликвидации ЧС.
18.8.8. Оперативный штаб располагается в месте, определяемом руководителем ликвидацией ЧС, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается соответствующим образом.
Руководитель ликвидацией ЧС и лица, входящие в состав оперативного штаба, должны иметь соответствующие опознавательные знаки.
18.9. Руководитель оперативного штаба (далее - руководитель ОШ) подчиняется непосредственно руководителю ликвидацией ЧС.
Руководитель ОШ в течение всего периода проведения АСДНР, как правило, постоянно находится в месте расположения штаба.
При ликвидации крупных ЧС руководитель ОШ, с согласия руководителя ликвидацией ЧС, может назначать своих заместителей, распределяя между ними обязанности по выполнению задач штаба в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и делегируя им часть своих полномочий.
18.9.1. Руководитель ОШ обязан:
обеспечивать выполнение задач, возложенных на оперативный штаб по ликвидации ЧС:
готовить на основе данных об обстановке в зоне ЧС, докладов участников ликвидации ЧС, информации дежурного диспетчера и других сведений и своевременно вносить на рассмотрение руководителя ликвидацией ЧС предложения, касающиеся организации ликвидации ЧС, определения потребности в силах и средствах, необходимости создания резерва сил и средств;
организовывать доведение распоряжений руководителя ликвидацией ЧС до соответствующих участников ликвидации ЧС, обеспечивать регистрацию и контроль за исполнением этих распоряжений, ведением регламентных документов оперативного штаба;
организовывать расстановку сил и средств;
докладывать руководителю ликвидацией ЧС и сообщать дежурному диспетчеру оперативную информацию об обстановке в зоне ЧС;
обеспечивать сбор сведений о причине и виновниках возникновения ЧС, организовывая в установленном порядке необходимое взаимодействие с соответствующими диагностическими и испытательными лабораториями, а также оперативной следственной группой органов прокуратуры, безопасности, внутренних дел (при наличии).
18.9.2. Руководитель ОШ имеет право:
отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения распоряжения участникам ликвидации ЧС, должностным лицам служб жизнеобеспечения населенного пункта, организации, а также должностным лицам органов внутренних дел, прибывшим в зону ликвидации ЧС;
отдавать в случаях, не терпящих отлагательства, распоряжения участникам ликвидации ЧС от лица руководителя ликвидацией ЧС с последующим обязательным докладом о них руководителю ликвидацией ЧС;
требовать от участников ликвидации ЧС и должностных лиц служб жизнеобеспечения населенного пункта, организации, а также должностных лиц органов внутренних дел, прибывших в зону ликвидации ЧС, исполнения их обязанностей, а также указаний руководителя ликвидацией ЧС и собственных распоряжений;
отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных распоряжений при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников ликвидации ЧС (изменение обстановки в зоне ЧС, требующее принятия безотлагательных решений).
18.10. Начальник тыла непосредственно подчиняется руководителю ОШ. В распоряжение начальника тыла поступают силы и средства участников ликвидации ЧС, не выведенные на рабочие позиции, в том числе основные, специальные и вспомогательные автомобили, другие мобильные технические средства, а также резерв специальных веществ и оборудования.
Для обеспечения успешной работы тыла при ликвидации ЧС могут назначаться помощники начальника тыла.
18.10.1. Начальник тыла обязан организовывать работу тыла при ликвидации ЧС, в том числе:
проводить разведку в зоне ЧС в целях поиска возможных мест снабжения средствами, необходимыми для ликвидации ЧС;
создавать резерв сил и средств, требуемый для ликвидации ЧС;
обеспечивать бесперебойную подачу специальных веществ и материалов, при необходимости организовывать их доставку в зону ликвидации ЧС;
принимать меры к обеспечению личного состава рабочей одеждой и средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения;
принимать меры к своевременному обеспечению личного состава питанием и размещению спасателей в местах отдыха;
организовывать своевременное обеспечение специальной техники горюче-смазочными и другими эксплуатационными материалами;
организовать, при необходимости, восстановление работоспособности специальной техники и оборудования;
обеспечить ведение соответствующей документации.
18.10.2. Начальник тыла имеет право:
отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения распоряжения участникам ликвидации ЧС, привлеченным к работе тыла;
требовать от участников ликвидации ЧС и должностных лиц служб жизнеобеспечения населенного пункта, организации, а также должностных лиц органов внутренних дел, прибывших в зону ликвидации ЧС, выполнения их обязанностей, а также указаний оперативного штаба и собственных распоряжений;
представлять руководителю ликвидацией ЧС и оперативному штабу предложения о необходимости создания резерва сил и средств для ликвидации ЧС;
отдавать, с согласия руководителя ликвидацией ЧС (руководителя ОШ), распоряжения дежурному диспетчеру о доставке в зону ликвидации ЧС необходимых материально-технических ресурсов.
18.11. Начальник рабочего участка (сектора) непосредственно подчиняется руководителю ликвидацией ЧС, обеспечивает выполнение поставленных задач на соответствующем участке и постоянно находится на его территории, покидая ее только с разрешения руководителя ликвидацией ЧС.
Начальнику рабочего участка (сектора) подчинены участники ликвидации ЧС, включенные в состав сил, относящихся к указанному рабочему участку.
18.11.1. Начальник рабочего участка (сектора) обязан:
проводить разведку зоны ЧС, сообщать о ее результатах руководителю ликвидацией ЧС;
обеспечивать спасание людей и имущества на рабочем участке и выполнение иных решений руководителя ликвидацией ЧС, в том числе по ограничению прав должностных лиц и граждан на территории рабочего участка;
проводить расстановку сил и средств на рабочем участке;
обеспечивать подачу средств, необходимых для ликвидации ЧС, на рабочие позиции;
организовывать оперативную связь на рабочем участке;
запрашивать, при необходимости, дополнительные силы и средства для решения поставленных задач;
обеспечивать выполнение требований безопасности и правил охраны труда, доводить до участников ликвидации ЧС информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;
докладывать руководителю ликвидацией ЧС о выполнении поставленных задач, причине возникновения ЧС и лицах, причастных к его возникновению, принимать меры к сохранению обнаруженных на рабочем участке возможных вещественных доказательств, имеющих отношение к ЧС.
18.11.2. Начальник рабочего участка (сектора) имеет право – определять методы и способы ведения АСДНР на участке;
устанавливать порядок взаимодействия с начальниками других участков;
отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения распоряжения участникам ликвидации ЧС на участке;
отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных распоряжений при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников ликвидации ЧС (обрушение конструкций, взрыв и другие изменения обстановки в зоне ликвидации ЧС, требующие принятия безотлагательных решений);
готовить для руководителя ликвидацией ЧС предложения по организации АСДНР на основе данных, полученных в ходе разведки на участке;
получать необходимую для организации ликвидации ЧС информацию от руководителя ликвидацией ЧС, оперативного штаба, администрации предприятия и служб жизнеобеспечения;
определять порядок убытия привлеченных к ликвидации ЧС сил и средств.
VII. АНАЛИЗ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
19. Анализ ЧС является одним из основных условий совершенствования организации оперативного реагирования и проведения АСДНР, повышения уровня готовности подразделений и профессиональной подготовки личного состава аварийно-спасательных формирований и подразделений пожарной охраны.
19.1 Анализ ЧС включает в себя: исследование ЧС;
статистический учет и описание ЧС;
разбор ЧС с личным составом органов управления аварийно-спасательных формирований, подразделений пожарной охраны и участниками ликвидации ЧС.
19.2. Исследование ЧС осуществляется в установленном порядке наиболее подготовленными должностными лицами территориальных органов МЧС России, органов управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС, сил постоянной готовности, не принимавших участие в ликвидации ЧС.
19.3. По итогам исследования ЧС в срок не более 30 суток с момента ликвидации ЧС составляется описание, которое подписывается лицами, исследовавшими ЧС, и утверждается руководителем вышестоящего постоянно действующего органа управления РСЧС.
19.4. Описание составляется в установленном порядке органом управления территориальной подсистемы РСЧС соответствующего уровня в необходимом количестве экземпляров. Один экземпляр высылается в адрес территориального органа МЧС России, а описание ЧС регионального, межрегионального и федерального характера - в адрес МЧС России.
19.5. Ответственность за своевременность, полноту и объективность описания несут руководители постоянно действующих органов управления РСЧС, в зоне ответственности которых произошла данная ЧС.
19.6. Ведение и представление статистической отчетности по ликвидации ЧС осуществляется по формализованным документам в установленном порядке.
19.7. На каждую ЧС, подлежащую статистическому учету, составляется в соответствии с регламентом и формами, утвержденными МЧС России, табель срочных донесений. На отдельные виды ЧС могут составляться дополнительно и другие, принятые в установленном порядке формы отчетности.
19.8. Разбор ЧС проводится с личным составом (работниками) соответствующих органов управления, подразделений аварийно-спасательных формирований и пожарной охраны в срок не позднее трех месяцев с момента составления табеля.
19.9. Разбор типовых ЧС, а также ЧС, наиболее характерных для данной территории, проводится с личным составом (работниками) соответствующих органов управления, подразделений аварийно-спасательных формирований и пожарной охраны не менее двух раз в год по каждому виду ЧС.
19.10. Разбор ЧС федерального и межрегионального характера проводится в установленном порядке МЧС России.
19.11. Организационно-методическое обеспечение анализа ЧС осуществляет МЧС России.


