например: строительство дорог

При некорректном отображении информации на сайте необходимо руководствоваться следующими Правилами.

Из фондов архива

Хоры

 


 

Основу хоровой культуры в нашем уезде заложили представители местного дворянства помещик Николай Федорович Бахметев, купцы Яков, Григорий и Семен Строгановы, князь Юрий Николаевич Голицын, граф Шереметев, Борис Тургенев, имевшие крепостные хоры, исполнявшие переложения народных песен. Большое значение в развитии хорового исполнительства приобрели рабочие и студенческие хоры, деятельность которых была связана с первыми годами революции 1917 г. Так в Ставрополе в 1920 г. возникли хоровые коллективы музыкальной школы (руководитель Борис Пиллер), учащихся трудовой школы, Троицкого собора, кружок любителей пения школы 2-й ступени (1923, Петр Лукьянов). Петр Максимович Лукьянов - создатель и руководитель самодеятельных хоров учащихся второклассной и трудовой школы (1920-23), педучилища(1940-1950).

Родился и вырос в крестьянской семье в Пензенской области, после окончания ровнинской учительской семинарии в 1911 г. стал преподавателем пения в ставропольской приходской школе и в высшем начальном училище. Участник первой мировой войны в годы гражданской Петр Максимович заведовал красноармейским клубом 1-го легкого артдивизиона 30 дивизии Восточного фронта. В 1914 г. окончил музыкальное училище Херсонского отделения императорского русского музыкального общества. В 1935-1950 г. преподавал музыку и пение в Ставропольском педагогическом училище. В год студенческий хор давал 20-30 концертов. В педучилище преподавали музыку и пение Антонина Павловна Улясова, выпускница Свердловского музыкального училища, Римма Николаевна Егорова, Людмила Яновна Усит (преподаватели по классу скрипки), Лариса Константиновна Шкотникова, Евгений Михайлович Журавлев, Н.С. Крылов, выпускник Московских музыкальных курсов, Л.И. Горохова, Н.С. Щеглова, выпускницы Калининского музыкального училища, Федор Евдокимович Горшков, окончивший театральный класс начальной школы. Наиболее интересен для нас хор Троицкого собора Ставрополя.

Регент Александр Клапанов собрал в свой коллектив преподавателей пения и руководителей хоров учебных заведений Павла Малышева, Михаила Беседнова, Петра и Елену Лукьяновых.

Духовная музыка русских композиторов была основным, кроме обязательного, репертуаром хора. В Ставропольском районном ДК хором руководил хормейстер Агапов.

В 1954 г. в ДК «Гидростроитель» Маргаритой Свирской был создан хор ветеранов. В составе хора выступали самодеятельные артисты Мария Клементьева, Валентина Ульянина. Хор участвовал в концертах самодеятельности в колхозах Ставропольского района, воинских частях, профилактории Куйбышевгидростроя, на избиртельных участках.

В 1954 г. композитор Леонид Дядюхин стал руководителем сводного хора управления КГС. Основной целью при создании коллектива было привлечение к хоровой культуре широких слоев строителей Куйбышевской ГЭС через наиболее доступную форму участия в хоровом коллективе, дать им музыкальное развитие, привить основные певческие навыки и элементарные знания музыкальной грамоты. Леонид Дядюхин, талантливый и опытный музыкант, композитор возглавил коллектив из 80 человек. Сводный хор в 1954-1956 г. стал лауреатом смотра художественной самодеятельности Ставропольского района, первого областного молодежного фестиваля «Счастье в труде», Всесоюзного смотра художественной самодеятельности профсоюзов, в Москве (1956), участником итогового концерта в Колонном Доме Союзов и в ГАБТ СССР. Высокую оценку хору дали члены жюри народная артистка СССР В.В. Барсова и композитор А.Г. Новиков. В коллектив приходила молодежь без всякой подготовки, без малейших навыков хорового пения, однако все были полны горячим желанием петь, учиться этому искусству. Такой энтузиазм увлекал руководителя хора, помогая Л. Дядюхину сделать первые шаги в работе. Это были опыты, пробы, поиск своего пути. Дядюхин настойчиво работал над развитием вокальных навыков певцов, над дыханием, дикцией, прививал хоровую культуру. Состав хора стабилизировался, появилась возможность вести планомерную и систематическую работу. Среди солистов появились подлинные энтузиасты, обладавшие хорошими голосами: братья Николай и Михаил Воронины, С. Овсянникова, В. Мингалев, Е. Никитина, Л. Кушнер, А.Гриненко, Т.Стрелкова, Новиков, Ваняев, Свирская. В. Закутний, Приставкина, Шестидесятый, М. Кулинич, Шемякин, сестры Леонтьевы, О. Зверев. В репертуаре сводного хора произведения композиторов Д. Шостаковича, А. Долуханяна, в том числе произведения местных композиторов П.С.Чернова, «Песня молодых волгарей» Б.Федотова, «Песня вологодских лесорубов» Носова, «Марш гидростроителей» Л. Дядюхина, «Марш гидростроителей» Медведева.

В 1956 г. в клубе п. Комсомольский П.Н.Серебряковым (работник экспедиции № 22 института «Гидропроект») был организован сводный хор. Хор постепенно набирал силу, настойчиво овладевал мастерством в процессе творческой учебы и работы. Петр Серебряков проводился распевание коллектива, и разучивал с ним программу. Численный состав коллектива вырос до 35 человек. В составе хора выступали Н.Кондратьев,

Р. Шапошников, Л.Д. Вербицкая, А. Новикова, Р. Галкин. Судя по рецензиям на выступления хора, он звучал ярко, полнокровно. Великолепно по составу голосов была скомплектована женская группа. Коллектив отличался правильным звуковедением, ритмической упругостью и четкостью, хорошей дикцией. Хор занимал призовые места на городских и областных смотрах художественной самодеятельности. В 1959 г. дирижером хора стал Евгений Михайлович Журавлев. К примеру, в итоговом концерте областного смотра художественной самодеятельности хор исполнил «Финальный гимн» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин», став лауреатом смотра. Большая работа нового дирижера и руководителя коллектива дала результаты. Коллектив мог показать свои достижения во всех стилях и жанрах. Прежде всего, обращала на себя внимание чистота строя, большая слаженность, отсутствие «биений» внутри отдельных голосовых групп, соразмерность и ровность звучания всего хора. Это был крепко спаянный ансамбль, который решал сложные творческие задачи. При хоре было несколько малых вокальных коллективов, к примеру, дуэт Б. Дворецкий и Н. Кучина, солисты Л. Писчаренко, Н. Кондратьева. В репертуаре хора, кроме произведений русских и советских классиков были произведения ставропольского композитора-песенника Владимира Воронцова.

В 1962 г. при клубе 3-го поселка дирижер А.Никифоров основал хор. Коллектив стал активным пропагандистом лучших образцов хорового творчества советских, русских и зарубежных композиторов, талантливым воспитателем художественного вкуса широкой слушательской аудитории. Маргарита Григорьевна Баканова после окончания курсов вокалистов начала свою творческую биографию в Волжском народном хоре. В 1962 г. она стала первым художественным руководителем хора народной песни в ДК Ленинского комсомола. Смешанный коллектив имел численный состав в 30 человек. Вот что рассказывает Маргарита Григорьевна об этом времени: «Тревоги отступили, когда я пришла в ДК Ленинского комсомола, где директором была Клавдия Осиповна Темникова, а художественным руководителем Ю.М.Клавдиев. Я постоянно ощущала их добрую поддержку, особенно в период становления коллектива. Были бесконечные походы по общежитиям, встречи, беседы, прослушивания. И первая репетиция. Не могу не вспомнить о большой помощи аккомпаниаторов Ю.М.Снегирева и В.П. Воронцова. В репетиционной и концертной деятельности молодого коллектива. В нашем репертуаре были русские и украинские народные песни, и песни советских композиторов, игровые, лирические, патриотические. Постепенно росли наша популярность: мы выступали на всех городских площадках, на областном телевидении».

В 1964 г. Маргарита Григорьевна Баканова создает смешанный хор народной песни в ДК 40 лет ВЛКСМ с численным составом в 40 человек. Аккомпаниатор - Н.С.Евдокимов. Коллектив стал лауреатом республиканского и Всесоюзного смотров художественной самодеятельности. В 1967 г. этот хор базировался в ДК 50-летия Октября. Работы хора и Бакановой в народной песне отличали звучность, своеобразие, импровизационная свобода, богатство выразительных оттенков. Коллектив хора состоял из одаренных певцов, прошедших большую школу. Они органически восприняли искусство многоголосого народного пения и добились стройности ансамбля, в котором была возможность проявлять индивидуальность дарования. Впоследствии этим коллективом руководил В.Г. Резвый (1970). Работа в этих коллективах шла очень интенсивно: ощущалась любовь к хоровому делу, творческое отношение к искусству.

В 1967 г. М.Г. Баканова в ДК «Машиностроитель» стала художественным руководителем вокального ансамбля «Ивушка» (музыкальный руководитель Вячеслав Назаров). В составе коллектива были Г.Н. Болдырева, Н.И. Кислухина, Л. Удова, Н.П. Мердеева, З. Напольских, Р. Силантьева, Е. Коряковская, Г. Косолапова, Н.И. Кирдан, С.Б. Теминова, Л.Б. Кирпичникова, Е.С. Баромыкова, С.Н. Халимова. Н. Лаптева, А. Лобгаева. И в народных песнях и в песнях советских композиторов хор оставался верен лучшим исполнительским традициям. Коллектив сочетал свежесть и непосредственность народного исполнительского искусства и профессионализм. «Ивушка» - Лауреат областных смотров художественной самодеятельности и фестивалей искусств (1970, 1976), Первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся в РСФСР (1975-1977 гг.), дипломант 1-й степени Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся. В 1984 г. коллективу присвоили звание «народный». На празднике народной музыки и на городском смотре хоровых коллективов в 1984 г. был отмечен высокий творческий уровень ансамбля, его широкая и разнообразная концертная деятельность.

В репертуаре «Ивушки» были песни, написанные композиторами именно для этого коллектива: «Тольятти родной», «Песни матери о мире» (Г.Пономаренко), «Наш Волгоцеммаш» (М.Д. Чумакова, слова Т.Н. Надеинской), «На каком повороте» (М.Д. Чумакова), композиция «Волга-русская река» (А.Савельева). С «Ивушкой» сотрудничал также композитор П.М.Милославов. Несколько вокально-танцевальных композиций были поставлены и исполнены ансамблем совместно с танцевальным коллективом ДК «Машиностроитель». В 1983-1984 г. «Ивушка» выступала в сопровождении оркестра народных инструментов под управлением Валентины Петровны Егоровой, имевшей авторитет профессионального дирижера, музыканта высокого класса. Радость труда - главное в ее жизни. Биография дирижера - неуклонный рост художественного мастерства и гражданской зрелости. Она - человек творческой смелости, верящий в осуществление своих замыслов. С 1985 г. сменилось несколько художественных руководителей «Ивушки»:

А. Басаргин, Федоров, Аркадий Леонидович Савельев. В 1996 г. ансамбль, под управлением М.Г.Бакановой, выступил на торжественном вечере, посвященном 40-летию АО «Волгоцеммаш». Многие учителя пения, певцы обязаны хору выбором своего жизненного пути - они стали профессиональными музыкантами.

В 1968 г. в ГДК был создан академический хор под управлением Г.И. Лемешева. Для этого коллектива была характерна содержательность концертных программ, требующая мастерства и гибкости хоровой техники, свободного владения всеми приемами воспроизведения различных по стилю и характеру произведений, содержательность самого исполнения. Оно отличалось стройностью и точностью интонации, богатством нюансировки, гибкостью ритмики, соединенными с полнотой общей звучности. Динамика пения хора богато разработана, достигая широко и мощно развернутой силы в момент полноты звучания и до спокойно сдержанного звука.

В Доме культуры 50-летия Октября в 1968 г. вокальным коллективом руководил В.Г. Кузнецов.

Один из старейших хоровиков нашего города Е.М. Журавлев. Заслуженный работник культуры Евгений Михайлович Журавлев - одаренный дирижер большой художественной воли и темперамента, он - музыкант больших знаний, широкой общей культуры. Родился и вырос в с. Ташелка Ставропольского уезда в семье красного командира и пролетарки с Трубочного завода. Любовь к песне с детства сыну привила мать. Учился играть на мандолине у Виктора Степановича Гапшина. Женя Журавлев пел со сцены в сельской школе, учился в ставропольском педучилище по классу скрипки у Михаила Федоровича Химочко (выпускник Киевской консерватории), участвовал в ансамбле скрипачей, чьи выступления транслировались по местному радио. Воевал на Карельском и 3 Украинском фронтах, в Румынии, Венгрии, Чехословакии, был комсоргом и запевалой. В Австрии Евгений Журавлев был ранен и попал в госпиталь. Всю войну с ним была самодельная скрипка. Когда вернулся с фронта, преподавал музыку в ставропольском педучилище, окончил Куйбышевский пединститут, работал первым секретарем райкома комсомола.

В 1957 г. Евгений Михайлович организовал академический хор городского Дома учителя. Его предшественником был ставропольский городской учительский хор под управлением Нины Михайловны Шалимовой и Жилина. Благодаря неустанной работе руководителя и хормейстера, хор был лауреатом областных смотров художественной самодеятельности, конкурсов хоровых коллективов, участником городских Праздников песни, завоевал прочный авторитет у слушателей. Особенно запоминающимся был концерт с участием сводного детского и учительского хоров и симфонического оркестра на открытии нового городского дворца культуры им. 50-летия Октября. Коллектив закончил свою работу в 1967 г. В 1956-1957 гг. Евгений Михайлович - руководитель детских хоров трех возрастных групп и оркестра струнных народных инструментов в средней школе № 4. Эти коллективы под его управлением заняли первое место на городском смотре хоров, исполнив «Славься!» М.Глинки. В 1958-1962 гг. Е.М.Журавлев - директор ДМШ № 1, на базе которой им был создан хор учителей п. Комсомольский (музыкальный руководитель Г.Г. Цех).

В 1959-1963 гг. Евгений Михайлович руководит академическим сводным хором молодых строителей при ДК 40 лет ВЛКСМ. В 1963 г. стал директором музыкальной школы № 2, а затем школы искусств № 1. Влюбленность в хоровое искусство, неиссякаемый энтузиазм, профессиональное мастерство и организаторский талант отличают творческую деятельность Е.М.Журавлева. Большая концертная деятельность коллективов имела воспитательное и общественное значение.

Хоры знакомили своих слушателей с творчеством советских композиторов, лучшими произведениями классики и современной музыки. За успешные выступления, большую работу по пропаганде хорового искусства и эстетическое воспитание молодежи коллективы награждали почетными грамотами городского и областного отделов культуры. Е.М.Журавлев дирижировал сводным детским хором на четырех городских праздниках песни, приуроченных ко Дню Победы. В 1975-1977 г. Журавлев руководил хором театра оперетты при постановке спектаклей режиссером В.А.Бурлака. Он в течение 15 лет был бессменным председателем постоянной комиссии по культуре горисполкома, 25 лет - депутатом горсовета.

В 1967-1968 г. в школе при активном содействии Е.М. Журавлева были созданы симфонический оркестр, получивший статус городского (дирижер Евгений Дмитриевич Глухов), оркестр баянистов, ансамбли домристов, скрипачей, струнный квартет, два хора, открыт класс виолончели. В ДМШ 2 в 1970 г. работал детский симфонический оркестр под управлением В.И. Марчука и детско-юношеская филармония.

Н.Г. Лобанова, 
нач. отдела использования 
управления по делам архивов мэрии

Весь сайт

Деятельность