Из фондов архива
Авторская песня
Авторская песня - особое направление поэтического и музыкального искусства. Она представляет собой узкий пласт любительской песни, который перерос рамки этого вида самодеятельного творчества. В первую очередь-это более высокий качественный уровень. Как правило, чтобы стать автором - исполнителем, надо быть, прежде всего, личностью с глубоким мировоззрением, духовно богатым, интересным другим. Нужен поэтический талант, учение слышать внутреннюю мелодику стиха, извлекать ее из глубин души и делать предметом искусства. Ю. Панюшкин, А. Тальковский, Ю. Лившиц, А. Воскресенский, братья Черновы, - это, прежде всего, личности, а потом уже исполнители. У каждого свой образный мир, свой эмоциональный строй, свое мировоззрение. Каждым из них своим творчеством как бы уходит от творчества остальных. Авторская песня - искусство нераздельное: автор и исполнитель - в одном лице. В авторской песне ощущается примат слова доминирующее значение стихотворной основы. Мелодии этих песен сравнительно просты. Напевная декламационность - основное средство воздействия на слушателя, исполнение идет от первого лица. Обязательно наличие авторского «я», четко выраженная личностная позиция, существенное личное обаяние автора. Главное - не сила и диапазон голоса, а его своеобразие, красота, непохожесть. Это тембральное пение. Авторская песня с трудом поддается чужой интерпретации. Эти песни вне коньюктуры времени и моды. В числе тем - любовная лирика, философские раздумья о жизни, темы мира и войны, предназначение человека, его борьба и мечты. Авторская песня зарождалась как туристская, студенческая, молодежная. Она рождалась в студенческих общежитиях, экспедициях, у костра, на зимовках. И верным спутником в этом была гитара. Среди авторов-исполнителей выделяется группа авторов, чьи выступления имеют постоянный зрительский успех: Ю. Панюшкин, А. Тальковский, Ю. Лившиц, А. Воскресенский, братья Черновы, И. Круглов, гитарный дуэт А. и Е. Эткиных, Е. Откидач, Н. Кравчук, Марина и Константин Воиновы, Сергей и Ирина Гурьяновы, В. Губский, А. Муравлев, Е. Калашников, С. Нотик, И. Коровина, гитарный дуэт А. Терентьев и О. Акимов, С. Левковец, Татьяна и Александр Исаевы, Ю. Логинов, С. Аршинов, А. Валявин, И. Назаров, Е. Харитонов, В. Смирнов, А. Тошев, С. Анасьев.
Юрий Михайлович Панюшкин родился и вырос в Самаре. Играть на гитаре он выучился в 12 лет у своего соседа. Тогда же появилась первая песня о цыганенке.
Начинал он с далеких от искусства профессий: за плечами были специальности пирометриста, формовщика, слесаря на самарском заводе «Прогресс», в лаборатории политехнического института. Учеба в культпросветучилище по специальности режиссер самодеятельных коллективов, а затем - армейская служба и вновь учеба на факультете теплоэнергетики. Началась творческая деятельность Юрия Панюшкина в 1965 г., когда под сильным впечатлением от песни Ю. Визбора «Серега Санин», он стал писать свои песни. Отсутствие всякой фальши, ясность мышления, глубокий психологизм и яркая образность сразу привлекли внимание к его песням. В них звучали темы гражданственности, мужской дружбы, поклонения женщине. Первое признание пришло к Юрию Михайловичу в 1977 г. ему была вручена премия 10-го фестиваля авторской песни памяти В. Грушина за лучшую песню о родном крае. В 1979 г. он становится Лауреатом 12-го Грушинского фестиваля. Уже написана одна из лучших песен Панюшкина «Заповедная страна». Песня прозвучала как лирическое размышление о жизни, о назначении человека, о величии его дел. Тонкая и поэтичная она потребовала от исполнителя осмысления каждой фразы, каждого слова, каждой интонации. Первый куплет Юрий исполняет «акварельно». Окраска голоса, вопросительные интонации рождают ощущение недосказанности и светлой печали, которое возникает, когда видишь гаснущие на песке волны, исчезающие облака.
Посмотри, как апрель распогодил
Распустившую крылья весну.
Мы опять уезжаем, уходим
В заповедную нашу страну.
Слова последнего куплета звучат как утверждение основной мысли песни. Автор произносит их со спокойной уверенностью, так говорят о глубоко личном, осознанном и подтвержденном жизненным опытом.
Будут тропы, взлетевшие круто,
Будет время побед и тревог.
Здесь начало далеких маршрутов,
Середина грядущих дорог.
И какая б ни вышла дорога,
Помним мы, что у нашей земли
Есть река необычная - Волга,
Есть такая страна - Жигули»
Природа наделила Юрия Панюшкина музыкальностью, в манере и поведении его на сцене нет актерского наигрыша: секрет обаяния - в естественности. Панюшкин поет легко и свободно, и в зале возникает атмосфера доверительного отношения со зрителем. Интонации музыки Панюшкина всегда по-новому и неожиданно освещают его стихи.
Некоторым произведениям Панюшкина сразу повезло: они стали по-настоящему народными, множество людей в самых концах нашей страны считают их частью местного фольклора, настолько органично влились они в жизнь этих мест. Юрий Панюшкин в 1976 г. стал участником экспедиции на Памир и Кавказ. Именно тогда были написаны им песни «Кафирниган»:
Мы слышали - а стоит ли?
Мы слышали - а надо ли?
Вот так, без покаяния,
Да к черту на рога?
Мы сами речку выбрали,
Ту, где еще не плавали,
За сотню верст от здешних мест
Тебя, Кафирниган.
И не просите нас солгать:
Не просите нас солгать -
Те, кого мы оставляем.
Никогда не уезжать
Никому не обещаем.
Просто нужно уходить
Нам порой под непогоду
Так же просто, как делить
Меж друзьями хлеб и воду.
В 1977-1978, 1980 гг. Ю. Панюшкин - моторист-рулевой в арктической экспедиции Севморпроводки - прогону судов по Северному морскому пути. Рождается песня «Прощание с островом Вайгач», получившая высокую оценку Ю. Визбора. В 1981 г. он переехал в Тольятти, где работал методистом городского отдела культуры и художественным руководителем клуба авторской песни «Привал» в ДК «50-летия Октября», а затем - художественным руководителем всего Дворца культуры. В клубе «Привал» сложился коллектив единомышленников, преданных песне: Марина и Константин Войновы, Антонина Галяминская, Олег Бударин, Виталий Шабанов, Виктор и Анатолий Черновы. Напряженная концертная деятельность клуба, постановка музыкальных спектаклей - главное, что характерно для тех лет. Росла популярность, а с нею возрастала требовательность Юрия к себе. В 1984 г. Панюшкин уезжает работать помощником бульдозериста, а затем - шахтером, горноспасателем в п. Кадыкган близ Магадана. Постоянная неуспокоенность, неудовлетворенность заставляют его обогащать репертуар, создавать новые песни, жизнь подсказывает новые образы, темы, новые средства выразительности. Проходит четыре года. Растет его авторское и исполнительское мастерство, в котором живут вдохновенный труд, высокое понимание ответственности за каждое строку, каждую мелодию. Написаны песни «Над водопадом», «Что такое пороги?», «Давай поговорим о кораблях». «Что такое пороги - от рожденья до смерти, Не маяк из тумана, не звезда над судьбой... Что такое пороги - ты себе не ответил. Сколько их за тобою - сколько перед тобой». Песни Панюшкина полны доверительной откровенности, или задорны и юношески беспечны, или полны лиризма, они о высоких человеческих чувствах: мужестве верности; в них - настроение автора - вдумчивость и сердечность, романтика или юмор. В песне «Застывший воск свечи» - светлая гамма чувств, она наполнена пронзительным лиризмом, несомненен момент совпадения авторского и исполнительского «я», который создал ни с чем несравнимую атмосферу человеческой исповеди; в ней безмерность чувств, где любовь - неискоренимая, прекрасная мечта, страстная потребность в другой душе:
Застывший воск свечи - янтарь на шее ночи.
И старая любовь, и тайная печаль,
И неизбывный свет забытой напрочь строчки,
И вера, что пора все заново начать.
Песни, написанные Юрием к спектаклю А. Арбузова «Жестокие игры»: «Зеркала» и «Сумерки дверь открывают бесшумно» философски глубоки, это песни - ожидание будущего, песни - преддверие судьбы:
Будь благодарен зеркалам
За необдуманную лживость,
И за дарованную милость
Быть здесь и сразу где-то там.
Кончилась пляска свечи с темнотой,
В комнате тихо, за окнами пусто.
Жутко молчанье вдвоем с немотою,
След от ладони на зеркале тусклом.
Бьются в часах мгновения,
Гулкие, как пророчества,
День своего рождения
Празднует одиночество
С 1988 г. Ю. Панюшкин - актер Тольяттинского театра кукол. Среди ролей, сыгранных Ю. Панюшкиным на драматической сцене камерного театра, преобладают роли ярко характерные (спектакль «Шарлатан» Р. Ламуре в постановке Гришанина). В 1995 г. Юрий Михайлович стал участником экспедиций в Восточные Саяны и на Чукотку, так появились песни «У скального хребта» и « Берега». Ю. Панюшкиным написано больше 100 песен. Он лауреат Грушинского, Норильского, Челябинского, Ульяновского фестивалей авторской песни. Авторские концерты Панюшкина прошли в Новокуйбышевске, Самаре, Таллинне, Риге, Нижневартовске, Ноябрьске, Магадане. Вышли пластинки его песен «Заповедная страна», два авторских сборника песен. Слушая Юрия, понимаешь, что это голос друга, который всегда поддержит своей сердечной теплотой и твердой уверенностью, это голос человека земного, не устающего воспевать добрую и милую красоту земли. Так в чем же проявляется возраст? Думаю, в мудрости, в постижении тайн мастерства. Емкое это понятие мастерство - в нем живет творческая молодость, вдохновенный труд и высокое понимание ответственности.
Юрий Анатольевич Лившиц родился в 1960 г. в Тольятти. Во время учебы на электротехническом факультете политехнического института Юра брал уроки игры на гитаре и вокалу у преподавателей А. Князева и Е. Калиновского, В. Кузнецова.
В 1977 г. Юрию был вручен приз, как самому молодому исполнителю Грушинского фестиваля. Юра вел школу гитарной песни в ДК ПО «Синтезкаучук», в которой занималось до 60 детей. В 1978-1979 гг. Ю. Лившиц член клуба самодеятельной песни « Надежда».
С этим клубом связаны имена исполнителей Ю. Азарова, Д. Комиссарова, А. Багурина, Е. и А. Эткиных. КСП «Надежда» - участник и Лауреат фестивалей авторской песни в Челябинске, Ульяновске и Норильске. В институте Юрий участвовал в студенческой весне, был актером театра «Зеркало». В эти годы в театре работали И. Фирсанов (ныне - на радиостанции «Август»), А. Муравлевы, Сергей Чванов (позднее автор и ведущий программы «Десерт», актер театра «Кривое зеркало»). В 1985 г. актеры «Зеркала» стали участниками Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве и заключительного концерта в государственном концертном зале «Россия», где в заключение прозвучала песня Ю. Лившица «Вальс тишины» посвященная фестивалю (на слова А. Четверкина). Его учителя в музыке и в жизни - Альфред Тальковский, с которым он познакомился в 1975 г., и Александр Розенбаум. С ним творческое содружество началось в 1982 г.
В 1990 г. на студии «Центрнаучфильм» был снят фильм о проблемах Волжского автозавода. В фильме прозвучала песня Ю. Лившица «На льду». Своими песнями Юрий Лившиц вызывает в слушателе потребность соразмышлять вместе с автором. Он не верит в завершенные решения, не ждет немедленного ответа, Его песня-катализатор мысли. Именно поэтому Юра придает огромное значение стихотворной, поэтической стороне песни. Эмоциональное восприятие его песен идет через мысль, через постановку проблемы имеющей широкий жизненный ассоциативный круг. Все это продиктовано интеллигентностью его исполнительской манеры, ее сдержанностью, благородством, изысканной четкостью трактовки, умением донести глубину и страстность песни, скрытого в ней переживания без каких-то ни было признаков внешней экспрессии. В посвященном
Ю. В. Никулину «Прощание с цирком» есть строки о памяти сердца, о преданности своему делу:
Разве можно все оставить и забыть,
То, что с детства мы любили как отца.
Только память все должна уметь хранить,
Даже если устают сердца.
Он просит пощады у боли жестокой,
Чего никогда не случалось в бою.
И падают слезы сквозь стружку глубоко,
Здесь душу Артист оставляет свою.
К программным вещам мы относим песню «Я сегодня не жду сна»
Я сегодня не жду сна,
Ты, тихая печаль, сгинь!
Я на жизнь не держу зла,
Потому что я люблю жизнь.
В середине ее стою,
Время выбрал, что не бежать.
Оттого так тихо пою,
Ни к чему в миг такой кричать.
И придет вера в звездный час,
Самый главный в судьбе твоей.
И почувствуешь в первый раз,
Что не лишний среди людей.
И снова философское содержание песни «Четвертый круг» Лившиц решает с помощью простых, конкретно-осязаемых образов:
Дорога-это запахи травы, и пенье птиц, и пение мотора,
И счастье опьяненной головы от светлого, бескрайнего простора.
е же интонации мы встречаем в песне «На льду»:
Вот только не дай Бог, отяжелеть
Душою, ушедшею в пятки.
Песням Юрия Лившица присущи личностная интонация, словесное интонирование. Музыка в его песнях - не просто аккомпанемент, но средство усиления стихотворной основы, имеющее самостоятельную ценность. Среди моря песен, использующих интонационный и гармонический набор, ставший в авторской песне почти обязательной схемой, песни Лившица выделяются нестандартностью решений, композиторской фантазией. О вечных человеческих ценностях: дружбе, верности песни «Появляется звук»:
Нас давным-давно пора собраться,
Да дела, как клещ, в бока вцепились.
Умоляю, дорогие мои люди,
Что б вы только до меня не расходились.
и песня «Если холодно в доме»:
Если холодно в доме,
Ты рамы заклей.
И возьми телефон,
Обзвони всех друзей.
Позови их к себе,
И согреется дом,
А иначе замерзнешь
ты в доме своем.
Не стоят наши горести и беды
Того, чтобы с вами не встречались мы.
Наш старый мир давно уже изведан,
И можно пировать даже во время чумы.
После окончания института Юрий работал инженером на ВАЗе, учился на режиссерском факультете Куйбышевского института культуры, работал художественным руководителем ДК «Юбилейный» В его репертуаре песни - монологи, песни - баллады, формы свободного речитатива или песни - распевы. Творчеству Лившица присущ оптимизм. Никакого надрыва, никакой дешевой сентиментальности. Есть грусть, горечь потерь, печаль разлук, но его герой всегда человек сильный и мужественный. К числу песен-размышлений мы относим песню, посвященную погибшему в Афганистане Юрию Шевченко. Строгая сдержанность начала, построение песни на речитативе, вносят тревогу и боль в первые строки:
Это все могло бы быть со мною.
Я считаю чудом, что живу.
Тезка мой по имени и сердцу
На чужой земле погиб в бою.
Исполнитель пользуется цезурами как особым средством выразительности. Они держат напряжение, усиливают или снимают его, тогда они похожи на тихий вздох. Главное Юрий произносит голосом, в котором собрана вся сердечная энергия, страдание и вера:
Родина, Отечество и Вера,
Долг и Память,
Доброта и Честь -
Все эти понятия простые
Он помог нам заново прочесть!
Со временем к Юрию пришли внутренняя сдержанность, житейская мудрость. Он по-прежнему ироничен. Написаны песни «Такая жизнь», «Сон-шансон», «Белая страна». В песне «Такая жизнь» наряду с шутливой зарисовкой автор оставил в неприкосновенности свое личное начало, которое серьезнее, значительнее острохарактерности ситуации. Лившиц воспользовался системой мгновенного переключения, приемом отстранения. Именно поэтому присутствие значительной личности вызвало к жизни такие строки:
Веду сражение за жизнь.
И чем закончится оно
И полководец и полки
Прекрасно знают.
Но нет обратного пути,
Назад нам просто не уйти.
Ведь за спиной у нас
Всегда мосты сгорают.
Считая песню в первую очередь явлением поэтического ряда, Юрий ищет в стихах точность формулировки, мысли, и рядом с этим - метафорический выход, обобщающий смысл песни. «Сон-шансон» - своего рода «воспоминание о будущем». Интонационное решение, стихи рождают зримый образ Парижа: мы видим «дивный сон»: старинные улицы и площади, нас окружают образы великих, и для слушателя звучит голос шансонье. И уже из всего этого произрастают печаль, воспоминания минувшего и осознание сегодняшнего:
Я молиться буду, вот - те крест!
Не умея, как положит Бог.
Чтобы мир наш не сошел с ума
В лабиринте жизненных дорог.
«Белая страна» посвящена Наталье Борисовой. Это песня о стране любви, воплощенная в слова и музыку мечта об «Острове белой страны»:
Там никто, никогда
Ни тебя, ни меня
Не продаст. Собирайся,
Нас ждут!
Каждое время непременно в той или иной степени выражает себя в песне, наши дни - не исключение. Талантливая песня - как прикосновение к нерву жизни. «Песня делового человека» была написана в 1995 г. и совпала с датой гибели Влада Листьева:
Будто в тире, будто в тире,
Дни, как выстрелы, мелькают.
И грозятся урезонить наповал.
Но пока мотор играет
Мне мелодию дороги,
Значит, я еще не проиграл...
Боже, Боже! Как я устал!
Думать за полсотню людей.
От любви, и дружбы, и лжи
Зависти, бредовых идей.
От погони за журавлем,
Может быть с синицей верней?
Только как себя уважать,
Если вдруг не веришь в людей?
Юрий Лившиц - Лауреат Грушинского фестиваля, студенческой весны, фестиваля политической песни памяти В. Хара. Он - автор пластинки «Мой город Тольятти» к 250-летию города. Ведет огромную концертную деятельность в городах Самарской области, позднее - преподаватель политехнического института по курсу истории мировой художественной культуры, директор Тольяттинской филармонии.
Н.Г. Лобанова,
нач. отдела использования
управления по делам архивов мэрии


