Из фондов архива
«Первый хозрасчетный»: к 35-летию основания в Тольятти экспериментального театра «Колесо»
В марте 2023 г. исполняется 35 лет со времени основания первого профессионального драматического театра города Тольятти – театра «Колесо». Появление в городе профессионального театра стало знаковым событием в культурной жизни тольяттинцев, хотя нельзя сказать, что до весны 1988 г. они не были знакомы с театром. Первые ростки театральной жизни в Ставропольском уезде восходят еще к концу XVIII в., когда в поместьях бригадира Н. Н. Дурасова и помещика П. П. Тургенева рождаются театры, где в качестве актеров, музыкантов и художников выступали крепостные крестьяне. В годы гражданской войны силами любителей из числа горожан была предпринята первая попытка создания городского театра: в 1918–1922 гг. в Ставрополе работал любительский театр «имени товарища Ленина» под руководством П. А. Светлаева. Труппа театра распалась из-за голода 1921–1922 гг. Народный театр в Ставрополе удалось воссоздать лишь после Великой Отечественной войны. В 1953 г. в Доме культуры поселка Комсомольский Ю. М. Клавдиев основал новый театральный коллектив, просуществовавший два десятилетия. Наконец, с 1979 г., уже в Тольятти, начал работать профессиональный театр для детей – театр кукол.
Однако, значительная часть городской культурной публики в течение многих лет вынашивала план открытия в Тольятти «взрослого» театра. Этот вопрос неоднократно неофициально рассматривался на заседаниях Тольяттинского горисполкома. Больше того, руководители местного самоуправления поднимали вопрос об открытии театра в городе не меньше, чем на уровне министерства культуры РСФСР. Однако городу отказывали в праве иметь собственный драматический театр или театр оперетты. В рамках плановой экономики такой «подарок» Тольятти был не положен по штатам культурных учреждений: город являлся всего лишь всего лишь райцентром, пусть и крупнейшим в стране.
Однако в годы Перестройки ведомственный подход удалось отчасти переломить. В рамках плана развития социально-культурных объектов Куйбышевской области на последнюю двенадцатую пятилетку (1986–1990 гг.) Совет Министров СССР предписал начать с января 1988 г. строительство здания драматического театра в Тольятти. С основанием театра связана красивая полулегенда. В апреле 1986 г. Тольятти посетил Генеральный секретарь КПСС М. С. Горбачев. На ВАЗе, в одном из цехов Прессового производства, пожилая женщина подала ему записку, в которой карандашом было написано: «Посмотрите, как мы живем. Некуда сходить с детьми, нет театра, один кинотеатр – вот и все». Показательно, что заводчане написали не о транспорте и даже не о жилье, которого остро не хватало. Они думали театре. «Душа человеческая устала биться меж бетонных коробок и требовала праздника!», – писала по поводу записки рабочих заведующая литературной частью театра О. В. Зорина. Горбачев требования рабочих понял. Больше того, он, разумеется, был в курсе состоявшегося решения Совета Министров, поэтому с радостью откликнулся на народные пожелания. Они были озвучены в городской печати, партийным и хозяйственным органам отданы соответствующие указания, и работа закипела.
К сожалению, здание театра так и не удалось построить, вследствие нехватки финансирования. Однако драматический театр с постоянной труппой в городе появился. Его создание оказалось связано с именем широко известного в театральных кругах позднего СССР режиссера Глеба Борисовича Дроздова, приглашенного в Тольятти. К концу 1980-х гг. у него имелся сформированный костяк собственной труппы, т. е. группа профессиональных актеров, художников и других работников театра, готовых ехать за ним в неизвестное «завтра». Это были, преимущественно, актеры Ярославского театра и его бывшие ученики, собравшиеся из разных городов Советского Союза.
Глеб Дроздов родился 27 ноября 1940 г. в семье актеров, в Орске. Играть на сцене начал еще в детстве. В 1961 г. Дроздов поступил в ГИТИС на режиссерский факультет, в группу к Андрею Александровичу Гончарову. В 1966 г., после окончания ГИТИСа, год работал главным режиссером Саратовского цирка. С этого началась его, без преувеличения, блестящая режиссерская карьера.
В 1967–1969 гг. он работал режиссером Бакинского театра русской драмы. В 1969–1983 гг. Глеб Борисович Дроздов – главный режиссер Воронежского академического театра драмы им. А. В. Кольцова. Дебютом Дроздова на воронежской сцене стала пьеса А. Салынского «Мария». Спектакль в постановке Г. Б. Дроздова «Хроника одного дня» (1973 г.) в 1974 г. получил Государственную премию РСФСР им. К. С. Станиславского. В основу постановки была положена пьеса, написанная Г. Б. Дроздовым в соавторстве с Э. И. Пашневым – заведующим кафедрой актерского мастерства в Воронежском институте искусств.
В 1983 г. Дроздов перебирается в Ярославль. Здесь с 1983 по 1988 гг. он работает главным режиссером старейшего театра страны – Ярославского театра драмы им. Волкова и преподает актерское мастерство в Ярославском театральном училище.
В 1986 г. в апрельском номере журнала «Театральная жизнь» была опубликована статья Г. Б. Дроздова «О мечтах, которым пора сбываться». Дроздов в то время руководил старейшим театром страны – Ярославским академическим драматическим театром имени Ф. Волкова. И мечтал создать театр единомышленников, театр людей, объединенных общей целью, единой верой и единой школой, а не только пропиской в данном городе. Из Тольятти Дроздову поступило предложение создать театр на контрактной основе с городом. Так в начале 1988 г. на базе коллектива театра–студии города Ярославль был сформирован экспериментальный драматический театр «Колесо», ставший первым хозрасчетным (контрактным) театром в стране.
В 1990–1994 гг. Г. Б. Дроздов руководил курсом – студией ГИТИСа – Театральной академии при театре «Колесо». С 1994 г. он заведовал кафедрой актерского мастерства Волжского университета им. В. Н. Татищева. За годы работы Глебом Борисовичем был поставлен 91 спектакль, 28 из них – в театре «Колесо». Среди спектаклей театра в конце 1980 – начале 1990-х гг. выделялись «Звезды на утреннем небе» А. М. Галина, «Я бедный Сосо Джугашвили» В. Коркия, «Женитьба» Н. В. Гоголя, «Пигмалион» Б. Шоу, «Всей птичке пропасть» («Власть тьмы») Л. Н. Толстого и «Отелло» У. Шекспира. Последним спектаклем, поставленным мастером, стала «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (2000 г.).
2 марта 1988 г. министр культуры РСФСР Ю. С. Мелентьев издал приказ о создании в Тольятти экспериментального театра. Театр недаром был назван экспериментальным. Приказ министра предусматривал организацию в театре «экспериментальной проверки новых моделей организации театрального дела, поиска новых форм творческо-производственной деятельности и формирования театральной среды». Тольяттинский театр становился первым в Советском Союзе хозрасчетным театром, труппа которого должна была самостоятельно зарабатывать деньги в рамках договора с Тольяттинским горисполкомом и предприятиями – спонсорами, крупнейшими из которых стали ВАЗ и КАМАЗ. Администрация города Тольятти со своей стороны бралась обеспечить здание, жилье для актеров, материальную поддержку. Первый секретарь Тольяттинского горкома партии Сергей Иванович Туркин, большой любитель и поклонник театра, нашел в себе силы понять и принять то, что казалось ему поначалу странным: контрактный театр, договор художественного руководителя с городом, название «Колесо» и многое другое. Понял, поверил и оказался прав.
Поскольку в Тольятти не было профессиональной актерской труппы, специалистов способных осуществлять художественное руководство труппой, постановочной частью, в Тольятти пригласили примерно 70 человек актеров, режиссеров, художников, административных и технических работников. Власти города выделили театру 76 квартир для организации гостиницы семейного типа. За счет средств, частично выделенных из бюджета города, а частично предоставленных тольяттинскими предприятиями, гостиница была полностью оборудована всем необходимым для жилья – мебелью, холодильниками, телевизорами, укомплектована посудой, бельем и т. д.
Единовременные и капитальные вложения на открытие драматического театра «Колесо» составили 1,43 млн. руб., без учета балансовой стоимости капитальных строений Дома культуры, передаваемого Тольяттинским горисполкомом для нужд театра. В том числе на переоборудование здания Дома культуры под театр было израсходовано 680 тыс. руб., на оборудование гостиницы–общежития – 750 тыс. руб. К этому надо добавить, что Министерством культуры РСФСР театру были выделены четыре транспортные единицы – автофургон «Спектакль», два фургона «Кубань» и пикап.
Поскольку в процессе формирования труппы художественный руководитель театра Г. Б. Дроздов привлек к работе часть коллектива театра–студии, формировавшегося им в Ярославле, это позволило в короткие сроки создать небольшой репертуар. Формально театр начал свое существование в начале 1988 г., а в конце марта уже играл спектакли в Ярославле. И хотя костяк труппы составляли ярославские актеры, но для них эти спектакли были уже гастрольными, поскольку в афише было указано: «Экспериментальный драматический театр города Тольятти». Многие из «первооткрывателей» работали в театре еще в начале нового столетия: это актеры Виктор Дмитриев, Наталья Дроздова, Евгений Князев, Ольга Самарцева, Сергей Максимов. Больше не работают в театре «Колесо» драматург Эдуард Пашнев, возглавлявший литературную часть в первые годы работы театра, первая заведующая труппой Лариса Артёмова, актеры Алексей Шумилов, Виталий Стужев, Лариса Окишева, Елена Качкалова, Геннадий Букатар, Людмила Брыткова, Алексей Шумилов, Светлана Спиридонова, Олег Лощицин, Олег Петров–Махмуров. Ушли из жизни первый заведующий музыкальной частью театра композитор Ремир Левитан, актер Алексей Шумилов.
Руководители города Тольятти пытались настаивать на том, чтобы театр летом или ранней осенью 1988 г. открыл сезон в родном городе. В Тольятти действовало несколько Дворцов культуры, пригодных по свои условиям для показа спектаклей. Но руководство театра четко придерживалось принципа: первые спектакли в Тольятти театр покажет только в своем постоянном здании. А завершение реконструкции здания откладывалось, и коллектив оказался обречен на длительную гастрольную деятельность. В марте – мае 1988 г. он гастролировал в Ярославле, в июне – в Оренбурге и Орске, в июле – в Томске, в сентябре – в Витебске, в октябре – в Минске. В свой «нулевой» гастрольный сезон труппа театра поставила «Спортивные сцены 1981 г.» Э. Радзинского (первый спектакль театра в Ярославле!), «Звезды на утреннем небе» А. Галина, «Любовь до гроба» А. Николаи и «Белоснежку» Т. Устиновой. В течение ноября и первой половины декабря 1988 г. труппа репетировала в Тольятти. И наконец, 15 декабря 1988 года состоялся первый спектакль нового театра в Тольятти на сцене отремонтированного и приспособленного для работы театра здания, в котором раньше размещался Дом культуры. Первым спектаклем, показанным труппой театра на собственной сцене стал спектакль «Рождает птица птицу» по сценарию Г. Дроздова и Э. Пашнева.
За время длительных гастролей выручка от реализации билетов составила 222 тыс. руб., государственная дотация новому театру на 1988 г. была запланирована в размере 134 тыс. руб. Кроме того, по просьбе городских властей в связи с задержкой ремонта здания Министерство культуры РСФСР выделило 20 тыс. руб. дополнительной дотации. Таким образом, полный доход театра по состоянию на 1 января 1988 г. составил 376 тыс. руб. В целом была обеспечена финансовая база для текущей деятельности театра в первый год его создания. При этом уровень расходов театра в следующие два года оказался существенно выше стартовых. Это было связано с доукомплектованием как творческого, так и производственного составов театра, расходами на интенсивное расширение репертуара, содержание здания Дома культуры, передаваемого на баланс театра. На 1989 г. объем государственной дотации театру определялся уже суммой в 250 тыс. руб.
К концу 1988 г. в текущем репертуаре Колеса имелось сразу шесть спектаклей: пять для взрослых зрителей и один для детей. Для взрослых зрителей были поставлены «Звезды на утреннем небе» А. Галина, «Любовь до гроба» А. Николаи, «Спортивные сцены 1981 года» Э. Радзинского, «Птица рождает птицу» Э. Пашнева, «Женитьба» Н. Гоголя. Для детей театр давал «Белоснежку» в адаптации Т. Устиновой и О. Табакова.
Уже в первые годы работы в Тольятти на афишах театра «Колесо» появляются спектакли в постановке Г. Б. Дроздова «Любовь до гроба» (1989 г.), «Преследование поезда» (1989 -1990 гг. ), «Пигмалион» Бернарда Шоу (1990 г.), «Через год в тот же день» (1990 г.), «Ловушка» (1990 г.), «Женитьба» (1990 г.), «Филумена Мартурано» Де Филиппо (1991 г.), «Отелло» Уильяма Шекспира (1992 г.), «Лысая певица» (1992 г.), «Моя парижанка» (1992 г.) В постановке П. Димова ставится спектакль «Черная комедия» П. Шеффера (1990–1991 гг.)
Подрастающие театралы увидели спектакли «Красная шапочка» (1989–1990 гг.), «Четвертый поросенок» (1990 г.) В 1991 году спектакль С. Богомолова «Приключения Чиполлино» в постановке Н.С. Дроздовой представили на сцене актеры Тольяттинского отделения ГИТИСа. В следующем 1992 году студенты Российской театральной академии представили на сцене «Колеса» дипломный спектакль «Старший сын».
В это время на сцене тольяттинского театра работали Е. Назаренко, Н. Дроздова, О. Самарцева, В. Репина, В. Логутенко, М. Мезенцев, Е. Князев, С. Максимов, Л. Окишева, В. Стужев, В. Мирный, Молодеева.
В начале 1990-х годов театр «Колесо» в Тольятти посетили народные артисты СССР А. Б. Фрейндлих, В. И. Стржельчик, В. Лановой и др. Помогали театру в его становлении «Автоваз», «Камаз», ПО «Куйбышевазот», ПО «Синтезкаучук», «АвтоВАЗбанк», власти города и первый мэр Тольятти С. Ф. Жилкин.
В состав документов выставки (1 часть, 2 часть) вошли приказ Министерства культуры РСФСР и решение Куйбышевского областного исполкома о создании театра в Тольятти, первый договор между коллективом театра и городом, первое штатное расписание театра, аналитический доклад о новых принципах его работы и другие документы, а также фотографии и афиши, отражающие первые годы работы труппы.
Янчарук Д.В., к.и.н., ведущий специалист управления,
Налётова Е.Л., к.п.н., руководитель управления по делам архивов администрации городского округа Тольятти
2023