Экология
Обобщение практики осуществления государственного регионального экологического надзора на территории городского округа Тольятти за 2019 г.
В соответствии с Законом Самарской области от 06.04.2010 г. № 36-ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды» органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными государственными полномочиями:
региональный государственный экологический надзор на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории соответствующего муниципального образования и не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в следующих сферах:
- государственный надзор в области обращения с отходами;
- государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
- государственный надзор в области охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору.
Отделом государственного экологического надзора управления природопользования и охраны окружающей среды департамента городского хозяйства администрации городского округа Тольятти. За 9 месяцев 2019 г. проведено:
- 67 плановых проверок;
- 174 рейдовых обследований территорий;
- выдано 188 предостережений о нарушении требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды;
- принято участие в 128 совместных проверках с районными и городской прокуратурой в результате которых выявлено:
- 383 нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе:
- 88 - связанных с нарушением требований в области охраны атмосферного воздуха;
- выявлено 36 новых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Наиболее часто встречающиеся случаи нарушений обязательных требований законодательства в сфере охраны окружающей среды:
- часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ - Несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в том числе, сжигание отходов.
- Статья 8.5 КоАП РФ - Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, лицами, обязанными сообщать такую информацию. Наиболее распространенными нарушением является несвоевременное предоставление, или искажений данных в отчете об осуществлении производственного экологического контроля.
Основной причиной, по которой хозяйствующие субъекты допустили данные нарушения – отсутствие, либо недостаточное качество системы производственного экологического контроля за хозяйственной деятельностью, обязанность осуществление которого является обязательным требованием в соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Порядок организации и осуществления производственного экологического контроля.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях:
- обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды,
- обеспечения выполнения мероприятий по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;
- соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию:
- о технологических процессах;
- о технологиях;
- об оборудовании для производства продукции (товара);
- о выполненных за контрольный период работах;
- об оказанных услугах;
- о применяемых топливе, сырье и материалах;
- об образовании за контрольный период отходов производства и потребления;
- об обращении с отходами производства и потребления.
Таким образом Производственный экологический контроль должны осуществлять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, для которых законодательством РФ предусмотрена обязанность выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также обязанность соблюдения требований в области охраны окружающей среды.
Воздействие на окружающую среду в результате хозяйственной деятельности осуществляется ежедневно, периодически вносятся изменения в законодательство РФ в сфере охраны окружающей среды, поэтому производственный экологический контроль необходимо осуществлять непрерывно в ходе проведения деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
При организации и осуществлении производственного экологического контроля следует руководствоваться:
- ГОСТ Р 56062-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Производственный экологический контроль. Общие положения;
- ГОСТ Р 14.13-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Экологический менеджмент. Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля.
Частями 2, 4, 7, 8 вышеуказанной статьи предусмотрены дополнительные требования по осуществлению производственного экологического контроля для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.
К ним относятся:
- разработка и утверждение программы производственного экологического контроля, разработанной в соответствии с требованиями приказа МПР РФ от 28.02.2018 г. № 74;
- ежегодное предоставление отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в уполномоченный орган в порядке, предусмотренном приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 19.12.2018 г. № 810.
Непринятие мер к организации и осуществлению эффективного производственного экологического контроля не только приводит к нарушениям экологических требований но и само по себе является нарушением ч. 1, 6 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 26Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ «Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов».
Для осуществления эффективного производственного экологического контроля его организацией должны заниматься лица, имеющие профессиональную подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Данное обязательное требование изложено в ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Для организации о осуществления производственного экологического контроля на объектах 1-2 категорий - оказывающих значительное и умеренное негативное воздействие на окружающую среду, желательно наличие высшего профессионального образования в области охраны окружающей среды, а также наличие профессионального опыта в данной сфере деятельности.
Оценка эффективности Программы
профилактических мероприятий в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора (контроля) на 2019 год
№ п/п |
Наименование мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований |
Ответственные исполнители |
Периодичность проведения, сроки исполнения |
Адресаты мероприятия |
Актуализация размещенных на официальном сайте администрации Городского округа Тольятти перечней нормативных правовых актов (далее НПА), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора. |
Сотрудники Отдела государственного экологического надзора (контроля) управления природопользования и охраны окружающей среды департамента городского хозяйства администрации городского округа Тольятти (далее- сотрудники ОГЭН) |
Актуализированы |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность |
|
Актуализация размещенных на официальном сайте Службы текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора. |
Сотрудники ОГЭН |
Актуализированы |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность |
|
Проведение семинаров, конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации, горячих линий и подобных мероприятий по информированию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора. |
Сотрудники ОГЭН |
Проведены |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность |
|
Размещение на официальном сайте администрации г.о. Тольятти комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятиях, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований. |
Сотрудники ОГЭН |
Размещены |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность |
|
Выдача юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды. |
Сотрудники ОГЭН |
Выданы |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность |
|
Проведение мероприятий по оценке эффективности и результативности профилактических мероприятий с учетом целевых показателей, установленных в разделе 6 Программы |
Начальник ОГЭН |
Проведены
|
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность |
|
|
Подготовка руководств, разъяснений по соблюдению обязательных требований |
Сотрудники ОГЭН |
Подготовлены |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность |