Из фондов архива
ОАО «Порт Тольятти»
Изменения в названии и ведомственной подчиненности
Речной порт Ставрополь Куйбышевского линейного пароходства Волжского объединенного речного пароходства Министерства речного флота РСФСР 1958-1959
Речной порт Ставрополь Волжского объединенного речного пароходства Министерства речного флота РСФСР 1959-1964
Речной порт Тольятти Волжского объединенного речного пароходства Министерства речного флота РСФСР 1964-1966
Порт Тольятти Волжского объединенного ордена Ленина речного пароходства Министерства речного флота РСФСР 1966-1972
«Порт Тольятти» 1973-1992
АООТ «Порт Тольятти» 1993-1996
ОАО «Порт Тольятти» 1996-2009
в составе Корпорации ЗАО, затем ОАО «Куйбышевазот» с 1996
В соответствии с приказом № 370 от 2.09.1958 начальника Волжского объединенного речного пароходства «Об изменении названий некоторых пристаней речного флота РСФСР» в Ставрополе Куйбышевской области был организован порт Ставрополь. Приказом № 462 от 2 сентября 1964 начальника Волжского объединенного речного пароходства порт Ставрополь переименован в порт Тольятти. Порт Тольятти по грузообороту относился к первому разряду в составе грузового района и участка по добыче (гидравлической погрузке и выгрузке) и перевозке речных бетонных песков, причалов грузовладельцев (Жигулевского комбината стройматериалов, Жигулевского карьерного управления, хлебной базы, солебазы) и цеха по шлюзованию плотов и самоходных судов. Порт обслуживал участок Волги от пристани Подвалье и пристани Жигулевск на нижнем бьефе ГЭС. На своем участке порт имел необходимое путевое хозяйство, акватории, рейды, подходные каналы и шлюзы. Причалы грузового района и грузовладельцев оснащены кранами, транспортерами, бульдозерами, экскаваторами, авто – и электропогрузчиками, подъездными авто и железными дорогами, транспортным и рейдовым флотом, судами и плавсредствами. На причалах в пределах порта производилась переработка и перевалка грузов в прямом водном ,прямом заграничном и прямом смешанном железнодорожно-водном сообщениях: промоборудования, тарно-штучных, железобетонных изделий, в контейнерах, автомашин, зерна, соли, угля, руд, Обработка грузов производилась на 13 причалах. Порт обслуживал перевозку большого количества пассажиров через береговой вокзал на три причала, причал интуристов и 7 приписанных к порту пристаней и остановочных пунктов. Устав порта был утвержден постановлением «1801 от 15.10.1955 Совмина СССР. В 1957 г. шло шлюзование плотов объемом 10 млн. кубометров. На шлюзовании плотов работали 30 судов типа РБТ. Завод ртутных выпрямителей предъявил к перевозке водой вакуумные ртутные выпрямители в Донбасс. Выпрямители были упакованы в специальные высотой 3 метра резервуары-колбы, исключающие при перевозке нарушения режима разреженного воздуха. Продукцию завода Волгоцеммащ- цементные печи, длиной 139 метров и диаметром 5 м, речники доставляли для Жигулевского комбината строительных материалов , в Новоульяновск, Балаково, в Египет и Европу на десятках судов. При погрузке использовались 50-тонные краны. При строительстве Куйбышевского завода СК ректификационные колонны весом до 120 тонн доставлялись в Ставрополь водой – сплавом, и на специальных тележках тягачами перевозились на завод. Легковые автомобили АВТОВАЗа перевозились водой в порты Центрального бассейна на специализированном судне-автовозе. Емкость автовозов увеличили с 387 до 560 автомобилей. Прибывающие на судах грузовые автомобили и автошасси ГАЗа порт отправлял вагонами в Казахстан, Среднюю Азию, на автоагрегатные заводы Урала. В 1971 г. от порта на железную дорогу было передано 4100 автомашин. Годовой оборот грузов в порту в 1970-е годы составлял 2 млн. тонн или 56 тысяч вагонов. Кузбасский уголь до 700 тысяч тонн отправлялся в Москву и Горький. Серно-медная руда из Сибая, Учалов переваливалась для перевозки в Балаково, Крым, Воскресенск, Горловку, колчедан из Ревды шел через порт на экспорт в Голландию, Италию, Данию. Порт обслуживает 14 причалов предприятий. За пятилетку 1966-1970 грузооборот порта составил 35 млн. тонн, пассажиропоток – 1,2 млн.человек Границы порта простираются до 100 км. Порт включает в себя Центральный грузовой район..
Грузооборот пристани Ставрополь
Год |
Грузооборот по прибытию в тысячах тонн |
Грузооборот по отправлению |
Общий грузооборот |
Перевозки людей |
1952 |
48,3 |
42,8 |
91,1 |
183000 |
1953 |
552,1 |
600,7 |
1152,8 |
|
1957 |
|
|
2490 |
206 |
1965 |
|
|
3929 |
450000 |
Начальники порта
Коротков Константин Константинович 1957-1958
Булатов Владимир Семенович 1958-1961
Пыхтин Александр Михайлович 1961-1973
Волков Владимир Афанасьевич 1973-1992
Ким Яков Николаевич 1992-1998
Полушкин Владимир Викторович генеральный директор 1998-2003
Герасименко Виктор Иванович председатель совета директоров
Орехов Игорь Васильевич генеральный директор 2004-2009
Суммарный грузооборот пристани и порта
|
год |
Пристань |
Порт |
всего |
Грузооборот млн. т |
1958-1993 |
|
254 |
|
Грузооборот млн. т |
1952-1957 |
10,8 |
|
|
Грузооборот млн. т |
1952-1993 |
|
|
264,8 |
Речной порт Тольятти - грузопассажирский порт, расположенный на реке Волга в акватории Куйбышевского водохранилища. Тольяттинский речной порт состоит из грузового и пассажирского районов. Объединённый грузовой район состоит из 8 причалов общей протяжённостью 1272 метра - 2 нефтеналивных, 2 сухогрузных, причалов леса, соли, хлебных грузов и ОАО «ТоАЗ»; торца - 80 метров и ремонтно-отстойного пункта - 100 метров. Здание речного вокзала было построено в 1972 году, в честь 50-летия СССР. Производственные мощности порта позволяют обеспечить ежегодный грузооборот до 10 млн. тонн. Свою производственную деятельность порт осуществляет по 16-ти направлениям. Площадь грузового района порта составляет 30 гектаров, на 7 причалах круглосуточно двенадцатью портальными кранами перегружаются различные виды грузов для предприятий города: песок, соль, гравий, щебень, отсюда уходят на экспорт лес, металл, удобрения. К причалам подведены автомобильные и железнодорожные пути, здесь могут швартоваться речные суда и суда класса «река – море». Береговой 100-тонный кран перегружает с судов на берег тяжеловесное оборудование для предприятий города и регионов. Порт включен в программу Европейского сообщества по развитию портов России. В 1999 г. АО «Речной порт Тольятти» стал соучредителем АО «Волгатранстерминал» с целью создания системы транспортно-экспедиционного обслуживания Самарской области на базе новых технологий. В 2004 г. решен вопрос о строительства на базе порта Тольятти мультимодального контейнерного терминала по обработке грузов. В 2007 г. решено приступить к строительству двух-трех речных контейнеровозов большой грузовместимости и двух универсальных сухогрузных судов типа река-море. 2006-2007 г. - начало обработки грузов с постепенным наращиванием объемов с 8000 сорокафутовых контейнеров в год до 32 500. Есть возможность нарастить объемы и до 110 тысяч контейнеров. В 2008 г. у КуАЗа появилось новая дочерняя структура - ЗАО «Терминал Тольятти» с обработкой 1 тысячи контейнеров в месяц. Наращивает отгрузку своей продукции «Куйбышевазот». Значительная часть продукции химического предприятия отправляется на экспорт через порт. На базе Тольяттинского речного порта и между Самарой и Тольятти будут построены мультимодальные терминалы. Первый расположится в районе порта, второй - на площади в несколько десятков гектаров возле села Новосемейкино. Планировалось, что строительство может начаться в 2008 году. Предварительно проект был оценен в 7 млрд. рублей.
© Н.Г.Лобанова, начальник отдела учета,
использования и публикаций
Управления по делам архивов мэрии
г.о. Тольятти