Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных актов
ОРВ проекта постановления администрации городского округа Тольятти «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача уведомления о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке»
Проведена оценка регулирующего воздействия проекта постановления администрации городского округа Тольятти «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача уведомления о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» (далее – Проект, Постановление).
Проект разработан департаментом градостроительной деятельности администрации г.о.Тольятти (далее – разработчик) в целях приведения постановления в соответствие с требованиями федерального законодательства (Проект утверждается в новой редакции).
Проанализировав действующий НПА, уполномоченный орган отмечает следующее.
Изучив опыт других муниципальных образований по предоставлению аналогичной муниципальной услуги (Постановление администрации Касимовского муниципального округа Рязанской области от 27.12.2024 №1887 (ред. от 18.04.2025) «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» на территории Касимовского муниципального округа Рязанской области; постановление администрации Гатчинского муниципального округа Ленинградской области от 04.08.2025 №6946 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» на территории Гатчинского муниципального округа Ленинградской области;), отмечаю, что указанные нормативные правовые акты не содержат требования об обязательности предоставления договора строительного подряда для получения уведомления о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Так же отмечаю, что в соответствии с ч. 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) к уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного ч. 5 ст.51.1. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Договор строительного подряда также отсутствует в перечне предоставляемых документов.
В соответствие со ч.16 ст. 51.1 в случаях, предусмотренных ст 5 Федерального закона "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу", уведомления, предусмотренные ч. 1 и 14 статьи 51.1 ГрК РФ, могут направляться от имени застройщика лицом, выполняющим работы по строительству объекта индивидуального жилищного строительства на основании договора строительного подряда с использованием счета эскроу, с приложением указанного в 16 части договора. В этих случаях доверенность от имени застройщика не требуется и все уведомления, направляются уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в адрес лица, выполняющего работы по строительству объекта индивидуального жилищного строительства на основании договора строительного подряда с использованием счета эскроу.
Учитывая вышеизложенное, установленная Проектом обязанность для всех заявителей предоставить договор строительного подряда является необоснованной и неправомерной, нарушает права и законные интересы заявителей, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, что указывает на необходимость уточнения положений Проекта (п. 8 таблицы подпункта 2.5.1 пункта 2.5 регламента) в части корректировки случаев истребования договора строительного подряда, предусмотренных ч.16 ст.51.1 ГрК РФ.
Между тем отмечаю, что в соответствии с подпунктом 2.6.3. п. 2.6 проекта административного регламента непредставление договора строительного подряда является основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, что является препятствием для доступности муниципальной услуги. Проектом устанавливается обязанность для всех заявителей предоставить договор строительного подряда, которая является необоснованной и не правомерной, нарушает права и законные интересы заявителей, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанное обстоятельство указывает на необходимость уточнения положений Проекта (п.9 таблицы подпункта 2.5.1 пункта 2.5 регламента) в части корректировки случев предоставления договора строительного подряда, предусмотренных часть 22 ст. 55 ГрК РФ.
Аналогичный опыт правового регулирования в других муниципальных образованиях и регионах разработчиком не изучался.
Уполномоченным органом в сфере проведения оценки регулирующего воздействия рассмотрен Проект, отчет об оценке регулирующего воздействия Постановления и свод предложений, полученных по результатам публичных консультаций по Постановлению и подготовлено отрицательное заключение.
Рассмотрены два варианта правового регулирования:
1. Утвердить нормативный правовой акт.
2. Не утверждать нормативный правовой акт.
Разработчиками Постановления были рассмотрены замечания и рекомендации уполномоченного органа, и внесены соответствующие поправки в текст Постановления.
Для решения проблемы выбран первый вариант – утверждение нормативного правового акта.
Ознакомиться с документами можно ниже по ссылке:
https://regulation.samregion.ru/projects#npa=2886


