например: строительство дорог

При некорректном отображении информации на сайте необходимо руководствоваться следующими Правилами.

Из фондов архива

Местная промышленность Ставропольского уезда в первые годы советской власти: к 105-летию создания уездного совета народного хозяйства

 

В 2024 году исполнилось 105 лет со времени создания Ставропольского уездного совета народного хозяйства – первой советской экономической организации в уезде и единственном подобном совете, действовавшем в Ставрополе в первые годы после революции.

К формированию Ставропольского уездного совета народного хозяйства советская власть приступила почти сразу, как только Красная армия оттеснила армию Комуча от берегов Волги и вернула полный контроль над уездом. Для восстановления учреждений советской власти в городе был образован революционный комитет (ревком). 12 ноября 1918 г. принимается решение о создании местного совета народного хозяйства – «приступить к организации немедленно». Для получения необходимых инструкций и руководящих документов в Самару, в губернский совет народного хозяйства, был отправлен техник ревкома Петров. В первые годы советской власти местные совнархозы создавали, в первую очередь, для упорядоченного проведения национализации частных предприятий и организации государственного управления ими.

Организация совнархоза затянулась больше чем на два месяца. Ставропольский уездный совнархоз начал деятельность 1 февраля 1919 года. Председателем совнархоза стал Лабутин. Однако практически сразу, в марте, же она нарушилась в связи с «Чапанным» восстанием. В фондах Тольяттинского городского архива сохранился уникальный исторический документ – Акт о деятельности служащих совнархоза в период восстания. Из него следует, что совет народного хозяйства продолжал канцелярскую работу даже в условиях народных беспорядков. Но организовать масштабную национализацию весной 1919 г., когда происходило наступление войск Колчака на Поволжье, было рискованным предприятием. Постепенное установление государственного контроля над частновладельческими предприятиями уезда началось, по-видимому, не раньше лета 1919 г. и захватило его вторую половину и весь 1920 год. Ближе к осени 1919 г. Ставропольский совнархоз приступил к управлению национализированными отраслями местной промышленности, после проведенной реорганизации. 15 ноября 1919 г. он был преобразован в местный отдел Самарского губернского совета народного хозяйства, в каком качестве и существовал до своего расформирования.

Задачей отдела, которая прекрасно понималась сотрудниками с самого начала деятельности, являлось руководство местной промышленностью таким образом, чтобы она продолжила свою работу даже в условиях хозяйственной разрухи гражданской войны. Ставропольский уезд исторически являлся сельскохозяйственным. В нем отсутствовала развитая обрабатывающая промышленность. С одной стороны, это упрощало задачу, возложенную на местный совнархоз: круг его ответственности сужался. С другой стороны, сельское хозяйство предъявляло постоянный спрос на ремонт и обновление орудий труда, особенно металлических. Раньше они ввозились в уезд с рынков Российской империи. Но этот источник иссяк еще в годы Первой мировой войны. А к началу гражданской войны ставропольские крестьяне столкнулись с дефицитом орудий труда, которые изнашивались и разрушались. Данный фактор, наложенный на изъятие продовольствия в рамках политики продовольственной разверстки, привел к сокращению посевных площадей в уезде сразу после 1918 года. Поэтому, в первую очередь, Ставропольский совнархоз приступил к организации механической мастерской для ремонта сельскохозяйственных орудий и техники. Она разместилась в здании бывшего реального училища и комплектовалась его оборудованием. Еще одна небольшая ремонтная мастерская была организована на бывшем Борковском хуторе графов Орловых–Давыдовых.

Для изготовления новой обуви для армии и ремонта старой – для населения, отдел открыл в Ставрополе довольно крупную сапожную мастерскую, в которой трудилось 30 человек. Планировалось организовать и швейное производство, для чего в городе открыли «Школу одеяний» – учебное заведение для девочек–сирот с последующим трудоустройством. Но голод 1921 г. помешал исполнению этих планов.

Ставропольский уезд, воссозданный в 1919 г. из южных волостей дореволюционного уезда, изобиловал лесом, активно разрабатывавшемся еще с XVIII века. Местные лесные дачи, принадлежавшие казне, департаменту уделов и частным лицам, были формально национализированы в начале 1918 года, но оказались бесхозными. Лесные богатства активно расхищались населением, особенно в период борьбы за власть в уезде с июля 1918 г. по апрель 1919 года. Со временем в лесном фонде начал наводится порядок, увеличился штат лесничих. Параллельно была проведена национализация местных деревообрабатывающих предприятий (пилорам), поступивших в ведение совнархоза. Заводы в Ставрополе, Узюково, Кунеевке были частично отремонтированы. Работники совнархоза возлагали на деревообработку большие надежды, поскольку лес являлся главным природным богатством воссозданного уезда. Они планировали наладить крупное производство шпал для нужд наркомата путей сообщения: железные дороги Советской России к началу 1920-х гг. нуждались в масштабном ремонте. Больше того, рассматривался план строительства железнодорожной ветки до Ставрополя. Однако трудности с вывозом производимой продукции, особенно зимой, когда Ставропольский уезд оказывался отрезан от внешнего мира, привели к тому, что наркомат путей сообщения обратил внимание на других поставщиков и уже заключенные крупные контракты со Ставропольским совнархозом остались невыполненными.

Другим предприятиям повезло меньше. Например, к концу 1919 г. практически полностью прекратилось довольно развитое до революции производство кирпичей. Небольшие частные кирпичные заводики, принадлежавшие отдельным гражданам, действовали близ Ставрополя, в Подстепках, Нижнем Санчелеево. Причины прекращения производства не вполне ясны. Но можно предположить, что они связаны, в первую очередь, с дефицитом платежеспособного спроса: в условиях гражданской войны местным жителям стало не до каменного строительства. С другой стороны, сказался дефицит леса для растопки горнов предприятий. Советская власть, бесплатно или за символическую плату снабжая лесом беднейшее население, отказывалась продавать его владельцам частных предприятий. А в дальнейшем местный совнархоз и вовсе национализировал кирпичные заводики, начав их постепенный ремонт. Но после голода 1921 г. выработка кирпича пришла в упадок.

Аналогично сложилась судьба винокуренного завода в селе Новый Буян и мыловаренного заводика Буланова в Ставрополе. После Октябрьской революции винокуренный завод был разграблен. Национализация спала его от окончательного закрытия, но работать на полную мощность он не мог. Предприятие Буланова полностью прекратило производство, за отсутствием сырья. Больше повезло типографии В. М. Войнатовского, находившейся в Ставрополе. Типографию местный совет национализировал едва ли не первой и приспособил для печатания прокламаций, публичных приказов и уездной прокоммунистической газеты. Поэтому удалось сохранить оборудование типографии и ее штат, превышавший 20 рабочих. Типография исправно работала весь период «военного коммунизма» и временно закрылась лишь осенью 1921 г., в связи с голодовкой рабочих.

В начале XX в. в густонаселенном Ставропольском уезде процветали различные промыслы. Малоземелье вынуждало местных крестьян искать дополнительные источники заработка, по большей части связанные с обработкой леса. В уезде трудилось немало смолокуров и углежогов, на продажу выделывались сани, полозья, дуги, кадушки, бочки. В Ставрополе, в Хрящевке, Васильевке, Выселках, Ташелке и других крупных селах уезда имелись кустарные кожевенные заводики, ткацкие мастерские, маслобойки. Многие из них имели постоянный штат рабочих и были даже оборудованы механическими двигателями с паровой тягой. Это же можно сказать и о десятках мукомольных ветряных мельниц, действовавших в уезде: многие из них уже были оборудованы паровыми двигателями. В то же время водяных мельниц в Ставропольском уезде почти не имелось.

В уезде действовали артели кустарей, специализировавшиеся на строительстве, обработке дерева, пошиве одежды и т. д. С середины 1919 г. Ставропольский уездный совнархоз начал предпринимать усилия для того, чтобы описать действовавшие артели и предприятия кустарной промышленности, установить с ними взаимодействие и по возможности снабдить заказами и материалами для работы. Предполагалось, что в течение короткого времени кустари–одиночки будут объединены в трудовые артели, интегрированные с государственной потребительской кооперацией. Но в 1919–1920 гг. этого не произошло, хотя кооперирование кустарей продолжилось и после перехода к новой экономической политике. Прежде всего, сказалась слабость государственных мер поддержки объединения и отсутствие у кустарей заинтересованности в сотрудничестве с государственной кооперативной сетью.

После, в связи с переходом к НЭПу, Ставропольский уездный совет народного хозяйства был ликвидирован. Почти все национализированные им предприятия оказались возвращены прежним владельцам, правда, на правах аренды.

Документы выставки, публикуемые впервые, с одной стороны, рассказывают о деятельности Ставропольского уездного совета народного хозяйства, а с другой – дают представление о состоянии местной промышленности уезда в период гражданской войны и первые годы НЭПа. В их число вошли постановления уездного исполкома, отчеты и докладные записки о состоянии и перспективах развития местной промышленности и кустарного производства, сведения о владельцах частных предприятий накануне упразднения Ставропольского уезда. В число опубликованных документов также вошел уникальный Акт о деятельности служащих Ставропольского совнархоза в период «Чапанного» восстания.

 

Янчарук Д. В., к.и.н., главный специалист Управления по делам архивов

администрации г.о. Тольятти

2024

Весь сайт

Деятельность