Из фондов архива
К 100-летию создания правовой службы г. Ставрополя-Тольятти
В 2018 г. исполнилось сто лет со времени создания правового департамента – одной из старейших служб администрации городского округа Тольятти. В настоящее время он занимается юридическим сопровождением деятельности администрации города и его главы. Однако сто лет назад круг полномочий его исторического предшественника – ставропольского уездного комиссариата юстиции – был намного шире. Он охватывал все судебно-следственные дела уезда, работу судей, обвинителей, адвокатов. Это было связано со становлением революционного правосудия в молодом советском государстве, появившимся в России с приходом к власти партии большевиков.
Дореволюционные суды до конца 1917 г. работали на основе положений судебной реформы 1864 г. Суд был бессословным. Существовали суды нескольких инстанций, которые разделялись на палаты по гражданским и уголовным делам. Действовали особые военные, морские и коммерческие суды, прокуратура и адвокатура. Низшей судебной инстанцией Российской империи являлся мировой суд, рассматривавший гражданские иски на небольшие суммы. Высшей судебной и апелляционной инстанцией был Правительствующий сенат Российской империи, учрежденный еще Петром Великим. В период власти Временного правительства в 1917 г. судебные учреждения и законы, оставшиеся от Российской империи, не подверглись решительной перестройке. Члены Временного правительства считали, что подобные изменения, хотя и назрели, могли быть проведены только всенародно избранным Учредительным собранием, которое так и не смогло приступить к работе.
Пришедшие к власти осенью 1917 г. большевики имели иные воззрения на правосудие. Старую судебную систему и законы, защищавшие права личности и собственность, они считали «буржуазными», закреплявшими господство капитала над трудящимися, богатых над бедными. Поэтому одной из первых революционных мер новой советской власти стало полное упразднение существовавших дореволюционных судебных учреждений. Декретом Совета народных комиссаров о суде от 22 ноября (5 декабря) 1917 г. были упразднены правительствующий сенат, судебные палаты, военные, морские, коммерческие суды, прокуратура и адвокатура. Действие мировых судов в уездах республики приостанавливалось до замены этих судей местными судами. Учреждался новый революционный суд, члены которого должны были избираться на основе процедуры демократических выборов из числа граждан советской республики.
Новые судебные учреждения подразделялись на суды трех видов: местные, окружные и революционные трибуналы, которые рассматривали «контрреволюционные» преступления, т.е. в основном политические дела. Местные суды, создававшиеся в том числе в Ставропольском уезде, рассматривали все гражданские дела, цена иска по которым не превышала 3 тыс. руб., а также уголовные дела, наказание по которым не превышало двух лет лишения свободы. Они состояли из народного судьи и двух сменяющихся заседателей. Суды осуществляли и следственные функции. Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть «все не опороченные граждане обоего пола, пользующееся гражданскими правами». Выступать по делу мог любой человек, присутствующий в суде, в том числе заинтересованные лица.
Однако советская власть быстро отказалась от общегражданского обвинения и общегражданской защиты, заменив их профессиональными обвинителями и защитниками. Новым декретом о суде, принятом в феврале 1918 г., создавались коллегии правозаступников, которые вновь объединили в своих рядах лиц, занимающихся адвокатской практикой. На коллегию правозаступников возлагались функции общественного обвинения и общественной защиты. Только членам коллегий правозаступников предоставлялось право «выступать в суде за плату», установленную свободным соглашением с клиентом. Помимо членов коллегии, в судебном заседании на стороне обвинения или защиты могли выступить по одному человеку из присутствующих в заседании. Апелляционной инстанцией становился уездный съезд народных судей. Состав суда избирался местными советами. Окончательно положение о народном суде было утверждено ВЦИК в ноябре 1918 г. По всей стране учреждалась единая форма суда – народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких сменявшихся заседателей.
Местные суды в своей повседневной деятельности должны были руководствоваться декретами советской власти, политическими положениями, выдвигаемыми партией большевиков. Первое время допускалось использование дореволюционных законов, если их положения не противоречили новому законодательству. Однако, после принятия первой советской конституции, в ноябре 1918 г. Совет народных комиссаров запретил ссылаться на старые законы (хотя в юридической практике подобное встречалось и позднее).
Перестройка системы правосудия в Ставропольском уезде началась в январе – феврале 1918 г., когда в уезде впервые установилась советская власть, были проведены первые два съезда местных советов и образован их исполнительный орган – исполнительный комитет уездного совета народных депутатов (ставропольский уездный исполком). В его структуре возник собственный комиссариат юстиции, первым руководителем которого стал бывший уездный комиссар Временного правительства Н.В. Тресвятский. Перед новым комиссариатом ставилась задача создать систему советского правосудия в Ставропольском уезде: организовать местные суды, обнародовать декреты советской власти, касающиеся судопроизводства, наблюдать за деятельностью советского суда, надзирать за уездной тюрьмой и помещениями для арестантов, собирать статистику судебных и следственных дел и т.д. В начале 1918 г. уездный комиссариат юстиции сумел учредить местные суды и следственные комиссии при них в Ставрополе и в посаде Мелекесс, входившим до 1919 г. в состав Ставропольского уезда. При этом, длительное время, наряду с земскими органами, в уезде продолжали действовать мировые суды, упраздненные советской властью, и выносившие решения именем свергнутого большевиками Временного правительства.
Деятельность местного комиссариата юстиции была прервана в середине 1918 г. в связи с мятежом Чехословацкого корпуса и переходом Ставропольского уезда под контроль Комитета защиты членов учредительного собрания (Комуча). В период власти Комуча в уезде была возрождена судебная система, существовавшая до революции, в центре которой в уезде находились мировые суды. Лишь с изгнанием Комуча из Среднего Поволжья в конце года и восстановлением власти советов, судебная реформа большевиков была продолжена.
В период власти Комуча в уезде Российская советская федеративная социалистическая республика приняла свою первую конституцию. 13 июля 1918 г. совет народных комиссаров принял третий декрет о суде, который разграничил подведомственность дел между местными народными судами, окружными судами и революционными трибуналами. Теперь в юрисдикцию местных судов были включены все уголовные дела, за исключением дел о посягательстве на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое и бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции. Местные суды могли налагать наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет, руководствуясь декретами советской власти и «социалистической совестью». В ведение местных судов включались теперь гражданские иски на сумму до 10 тыс. руб. (в дальнейшем сумма пересматривалась в связи с гиперинфляцией).
Эти суды в уезде пришлось воссоздавать заново. В 1919 г. Ставропольский уезд был разделен на четыре судебных участка. В первый участок вошли Ставрополь и Никольская волость, во второй – Хрящевская, Ягодинская, Выселкская и Верхнее-Санчелеевская волости, в третий – Нижнее-Санчелеевская, Федоровская, Ташелкская и Вишенская волости, в четвертый участок – Мусоркская, Ново-Бинарадская, Старо-Бинарадская и Ново-Буяновская волости. Каждый судебный участок имел собственного судью и народных заседателей. Для руководства судами при исполкоме ставропольского совета теперь учреждалось особое бюро юстиции (или бюро судей), пришедшее на смену действовавшему в 1918 г. комиссариату юстиции. Руководителем бюро юстиции был назначен народный судья Шемарулин. Штатное расписание бюро неизвестно, но можно предположить, что состояло из уездных судей и некоторое время действовало на общественных началах: назначаемые местным советом народные судьи не получали жалованья за работу в бюро, а только по основной должности. В организационном отношении ставропольское уездное бюро юстиции имело тройное подчинение: губернскому отделу юстиции, ставропольскому уездном исполкому и политическому бюро Ставропольского уезда, которое фактически являлось органом коммунистической партии. От уездного бюро юстиции зависели уездные нотариусы и адвокаты. Адвокатура не сразу был воссоздана большевиками, считавшими ее пережитком буржуазного общества. Однако, как быстро выяснилось, члены строящегося социалистического общества также нуждались в услугах адвокатов. Поэтому в Ставрополе появилась собственная коллегия правозащитников – так стало называться профессиональная организация адвокатов. Ее руководителем стал правозаступник И.С. Орнатский.
Ставропольское уездное бюро юстиции приступило к работе в сложной обстановке. В стране шла гражданская война, восточный фронт которой лишь недавно проходил в Поволжье. Работа советских учреждений только налаживалась. Бюро столкнулось с серьезной нехваткой грамотных работников, и было укомплектовано менее чем наполовину. «Начиная с бюро юстиции и кончая самым маловажным столом отсутствовало все делопроизводство <…> Нет бумаги, канцелярских принадлежностей», – отмечалось в докладе о работе бюро. Поэтому первоочередной задачей бюро стали наём персонала, налаживание делопроизводства, предоставление судам уезда изданных советской властью законов, декретов и указов. В 1920–1921 гг. эти задачи, в целом, были решены. Органы советского правосудия в уезде начали свою деятельность на постоянной основе.
Завершение гражданской войны в стране стало временем расцвета бандитизма, крестьянских движений, не обошедших стороной и Ставропольский уезд. «Чапанное» восстание 1919 г. и деятельность бандитских шаек в 1920 г. вновь ставили под угрозу само существование советской власти в уезде. Тяжелым испытанием для нее стал голод в Поволжье 1921–1922 гг., в ходе которого местные советские учреждения почти прекратили свою работу из-за массовой гибели сотрудников. Ставропольское уездное бюро юстиции продолжало деятельность по обеспечению правосудия в уезде даже в самые страшные голодные месяцы конца 1921 г. Подержание законности способствовало успешной борьбе с бандитизмом и спекуляцией, за обеспечение голодающих взрослых и детей продовольственной помощью. После окончания голодных месяцев, уездное бюро юстиции добилось пересмотра множества сделок, заключенных отчаявшимися жителями Ставрополя и уезда, ради получения продовольствия и семенных ссуд под кабальные проценты, под залог единственного жилья и т.д. Эта акция укрепила авторитет советской власти и советского правосудия.
В разделе «Из фондов архива» («Документальные выставки») размещена интернет-выставка о становлении советского правосудия в Ставропольском уезде. Публикуются записка об организации правосудия в Ставропольском уезде, которая легла в основу соответствующей работы местного совета, протокол и инструкция самарского губернского отдела юстиции, первые доклады о работе ставропольского уездного отдела юстиции, в которых раскрывается трудный путь становления советского революционного правосудия в провинции.
Дополнительную информацию можно прочитать в статье Из истории судебной системы в Ставрополе-Тольятти
Янчарук Д.В., к.и.н., ведущий специалист управления по делам архивов, 2018