мэрия городского округа Тольятти
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22.04.2010 г. № 1031-п/1
Об организации и проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ
при чрезвычайных ситуациях
на территории городского округа Тольятти
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 г. № 68-ФЗ
О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", законом Самарской области от 09.12.2005 г. № 219-ГД О защите населения и территорий Самарской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, постановлением Правительства Самарской области
от 21.01.2010 г. № 14 Об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддержании общественного порядка в ходе их проведения, постановлением мэрии городского округа Тольятти от 26.01.2009 г. № 135-п/1 О звене городского округа Тольятти территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Самарской области, Уставом городского округа Тольятти, мэрия городского округа Тольятти ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях на территории городского округа Тольятти.
2. Рекомендовать руководителям организаций, учреждений и предприятий всех форм собственности городского округа Тольятти разработать порядок организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях на территории подведомственных объектов.
3. Признать утратившим силу постановление мэра г. Тольятти
от 26.06.98 г. № 1006-1/06-98 Об организации и проведении аварийно-спасательных работ на территории города при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4. Управлению по оргработе и связям с общественностью мэрии опубликовать настоящее постановление в средствах массовых информации.
Мэр А.Н.Пушков
УТВЕРЖДЕНО
постановлением мэрии
городского округа Тольятти
от 22.04.2010 г. № 1031-п/1
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации и проведении аварийно-спасательных и других
неотложных работ при чрезвычайных ситуациях на территории
городского округа Тольятти
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано на основе Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", закона Самарской области от 09.12.2005г. №219-ГД О защите населения и территорий Самарской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, постановления Правительства Самарской области от 21.01.2010г. № 14 Об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддержании общественного порядка в ходе их проведения, постановления мэрии городского округа Тольятти от 26.01.2009г. № 135-п/1 О звене городского округа Тольятти территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Самарской области и определяет цели, основные задачи, порядок организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории городского округа Тольятти.
1.2. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы направлены на ликвидацию чрезвычайных ситуаций (ЧС) и их последствий на территории городского округа Тольятти в целях спасения жизни и сохранения здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь.
1.3. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы разделяются на две группы работ:
- аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайной ситуации, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения;
- неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
1.4. Аварийно-спасательные работы проводятся в целях розыска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения.
1.5. Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:
- разведку маршрутов движения и участков работ;
- локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
- подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
- розыск и извлечение пострадавших из поврежденных, горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений (в том числе из заваленных или поврежденных защитных сооружений);
- подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;
- оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения:
- вывоз (вывод) населения из опасных зон;
- санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.
1.6. Другие неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами ЧС, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения в условиях ЧС.
1.7. Другие неотложные работы включают:
- прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения;
- локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;
- укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
- ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
- обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
- ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных ядерных ударов противника.
- санитарная очистка территории в зоне ЧС;
- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.
II. Организация и проведение аварийно-спасательных и других
неотложных работ
2.1. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСиДНР) в зонах ЧС характеризуются большим объемом и многообразием видов работ, проводятся в комплексе и выполняются во взаимодействии со специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций, воинских частей Министерства обороны Российской Федерации и другими формированиями. Они должны вестись непрерывно, днем и ночью, в любую погоду до их полного завершения.
2.2. Успешное проведение АСиДНР на территории городского округа Тольятти достигается:
- заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств городского звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Самарской области (далее - городское звено ТП РСЧС Самарской области) к действиям при угрозе и возникновении ЧС, в том числе заблаговременным всесторонним изучением особенностей вероятных действий (участков и объектов работ);
- экстренным реагированием на возникновение ЧС (организация эффективной разведки, приведение в готовность и создание в короткие сроки необходимой группировки сил и средств, своевременный ввод ее в зону ЧС);
- непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами, принятием оптимального решения и последовательным претворением его в жизнь, поддержанием устойчивого взаимодействия;
- непрерывным ведением АСиДНР днем и ночью, в любую погоду до полного их завершения, с применением способов и технологий,
обеспечивающих наиболее полное использование возможностей аварийно-спасательных формирований;
- неуклонным выполнением установленных режимов работ и мер безопасности, своевременной сменой формирований в целях восстановления их работоспособности;
- организацией бесперебойного и всестороннего материально-технического и других видов обеспечения работ, жизнеобеспечения пострадавших и спасателей.
2.3. Для организованного проведения АСиДНР в зонах ЧС планируется создание группировок сил и средств городского звена ТП РСЧС Самарской области.
Наращивание группировки сил и средств городского звена ТП РСЧС Самарской области в районе ЧС осуществляется по их готовности.
2.4. По мере прибытия в район ЧС силы и средства поступают в распоряжение руководителей ликвидации ЧС.
2.5. В целях оперативного решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС организуется всестороннее обеспечение органов управления, сил и средств городского звена ТП РСЧС Самарской области, участвующих в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС.
2.6. При необходимости для ликвидации ЧС используются резервы финансовых и материальных ресурсов в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, законодательством Самарской области и нормативными правовыми актами мэрии городского округа Тольятти.
2.7. Проведение АСиДНР разделяется на три этапа:
- Первый этап - проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств городского звена ТП РСЧС Самарской области к проведению полномасштабных АСиДНР.
- Второй этап - проведение полномасштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС.
- Третий этап - ликвидация последствий ЧС.
2.8. На первом этапе решаются три основных блока задач:
2.8.1. Экстренная защита населения и оказание помощи пострадавшим:
- оповещение об опасности;
- использование средств индивидуальной защиты, убежищ (укрытий) и применение средств медицинской профилактики;
- эвакуация рабочих, служащих и населения из районов, где есть опасность поражения;
- соблюдение режимов поведения;
- розыск, извлечение, вынос пострадавших и оказание им медицинской помощи.
2.8.2. Предотвращение развития и уменьшение опасных воздействий ЧС:
- локализация очагов поражения, перекрытие или подавление источников выделения опасных веществ (излучений);
- приостановка или отключение технологических процессов;
- тушение пожаров;
- санитарная обработка людей и обеззараживание сооружений, территорий и техники.
2.8.3. Подготовка к проведению полномасштабных АСиДНР:
- проведение разведки, оценка обстановки и прогнозирование ее развития;
- приведение в готовность органов управления и сил, создание группировки сил и средств городского звена ТП РСЧС Самарской области;
- выдвижение оперативных групп и определение границ зон ЧС;
- принятие решения на проведение АСиДНР.
2.9. Второй этап - этап полномасштабного проведения АСиДНР в зонах ЧС.
На этом этапе окончательно вырабатывается решение на проведение АСиДНР, осуществляется постановка задач силам и средствам, организуется управление, взаимодействие, всестороннее обеспечение действий,
проводится весь необходимый комплекс АСиДНР. Осуществляется контроль за выполнением поставленных задач силами и средствами городского звена ТП РСЧС Самарской области, при этом продолжают решаться задачи первого этапа АСиДНР.
2.10. АСиДНР считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им медицинской и других видов помощи и ликвидации угрозы новых поражений и ущерба в результате последствий ЧС.
2.11. Третий этап - этап решения задач по ликвидации последствий ЧС. Работы третьего этапа условно подразделяются на две группы:
2.11.1. Первая группа работ проводится в целях создания условий и организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения:
- дезактивация, дегазация и дезинфекция территории, дорог, сооружений и других объектов;
- выдвижение в район ЧС мобильных формирований жизнеобеспечения;
- перераспределение ресурсов в пользу пострадавшего района;
- организация топливно-энергетического и транспортного обеспечения работы систем и объектов жизнеобеспечения населения;
- организация восстановления систем и объектов первоочередного жизнеобеспечения населения;
- организация медико-санитарного обеспечения и другие необходимые меры;
- эвакуация населения (после создания необходимых условий).
2.11.2. Мероприятия первой группы планируются и проводятся под руководством председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
2.12. Силы и средства городского звена ТП РСЧС Самарской области из зоны ЧС выводятся на основании решения соответствующей комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.
В целях организованного вывода сил и средств разрабатывается план вывода, предусматриваются сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.
2.13. Работы второй группы проводятся в целях восстановления деятельности объектов, пострадавших при ЧС.
К ним относятся: восстановление или строительство зданий, восстановление производственного оборудования или установка нового, восстановление энергоснабжения и транспорта, восполнение запасов материальных средств, восстановление плотин, восстановление хозяйственных связей и т.п.
2.14. В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы безопасности граждан, снижения ущерба здоровью людей и окружающей среде, материальных потерь, а также восстановления жизнедеятельности людей в зоне ЧС может вводиться чрезвычайное положение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
III. Руководство ведением аварийно-спасательных и других
неотложных работ, а также поддержанием общественного порядка в ходе их проведения
3.1. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории городского округа Тольятти, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации ЧС.
3.2. Руководители аварийно-спасательных служб (АСС), аварийно-спасательных формирований (АСФ), прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации ЧС, определенных законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и
ликвидации ЧС или назначенных Губернатором Самарской области, мэром городского округа Тольятти, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных ЧС.
3.3. Решения руководителей ликвидации ЧС, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации ЧС по руководству работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
3.4. В случае крайней необходимости руководители ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:
- о проведении эвакуационных мероприятий;
- об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;
- о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС;
- об ограничении доступа людей в зоны ЧС;
- о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах ЧС;
- об использовании в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;
- о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
- о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;
- о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
3.5. Руководители ликвидации ЧС обязаны принять вес меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, мэра городского округа Тольятти, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.
3.6. Руководители ликвидации ЧС, руководители АСС, АСФ имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации.
3.7. В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководители ликвидации ЧС могут принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей.
3.8. Поддержание общественного порядка осуществляется в ходе проведения АСиДНР в целях предотвращения правонарушений против общественного порядка (далее - поддержание общественного порядка).
3.9. Поддержание общественного порядка осуществляется силами и средствами подразделений органов внутренних дел.
3.10. До прибытия подразделений органов внутренних дел поддержание общественного порядка осуществляется по указанию руководителей работ по ликвидации ЧС нештатными аварийно - спасательными формированиями и общественными аварийно-спасательными формированиями, прибывшими на место ликвидации ЧС.
3.11. К мероприятиям по поддержанию общественного порядка, осуществляемым нештатными аварийно-спасательными формированиями, относятся:
- охрана имущества, оставшегося без присмотра;
- ограничение доступа людей в зоны ЧС;
- принятие других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
3.12. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными для поддержания общественного порядка на территории городского округа Тольятти, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации ЧС.
____________________________

