Администрация городского округа Тольятти

официальный портал

Из истории технической инвентаризации в Ставрополе-Тольятти

В 1737 году Правительствующий Сенат утвердил план застройки крепость Ставрополь. Строительство крепости возглавил смоленский дворянин и первый комендант города Андрей Иванович Змиев. Стройка шла строго в соответствии с планом, утвержденным Сенатом и Государыней. Крепостные сооружения представляли в плане шестиугольник, образований земляным валом с палисадом. В крепости находилось четыре батареи и трое ворот: Оренбургские, Симбирские, Водяные. Внутри крепости, ближе к северному бастиону, стояла рубленая башня «раскат» с шатровой тесовой крышей, предназначенная для несения дозора. В верхней ее части были установлены пушки. Внутренние размеры цитадели по продольной и поперечной осям составляли 383 и 202 метра, а общая площадь была равна 3,8 га. У северного бастиона были ворота, сквозь которые проходила дорога из пригорода. 

Около этих ворот стояла глухая (без сквозного проезда) рубленая сторожевая башня, где размещалась обер-вахта - главная караульная служба города. На север от башни по прямой линии шли традиционно русские деревянные стены - две параллельные рубленые стены в столбах с поперечными перерубами и бойницами, заполненные внутри камнем и землей. По линии укреплений стояли три глухие рубленые сторожевые башни: она из них - упомянутая башня обер-вахты. От укреплений   шла дорога к волжскому перевозу. У этих ворот также стояла рубленая сторожевая башня, от которой к Волге шел бревенчатый палисад, заканчивающийся еще одной - рубленой башней. От нее по затопляемому берегу шли два ряда рогаток; такие же ряды прикрывали всю. Город был окружен «с трех сторон горами, а с четвертой заливом Куньей Волошки». Одновременно с укреплениями в 1738 г. в крепости возвели деревянные постройки, занятые под дом батальонного командира, войсковую, комендантскую и батальонную канцелярии, склады провианта, амуниции, вооружения, школу для обучения калмыцкому и русскому языку. В 1747 г. построили две церкви, каменную и деревянную, в 1760 г. деревянный комендантский дом, в 1766 г. деревянный же «выход» - погреб для хранения денежной казны, а в 1770 г. каменный - для казенного вина.

Проводимая в 1775-1785 годах административно-территориальная реформа разбила страну на 50 губерний, наместничеств и областей. В соответствии с этим делением в 1780 году Ставрополь обрел статут уездного города в составе Симбирского наместничества. Город получил регулярный план перспективной застройки. В заголовке было начертано: «Геометрический план Симбирского наместничества города Ставрополя снят в 1782 году мая 14-го дня уездным землемером Сахаровым». Две подписи внизу в правом углу - «Губернский землемер порутчик Петр Гуртьев», «Сочинял землемер прапорщик Алексей Сахаров» и размашистая надпись посередине - «Генерал порутчик барон Ингельстром» (он был губернатором Симбирского наместничества).

По границам города на плане был изображен ров с проездом через него только в двух местах (таможенных заставах). План предусматривал жесткую прямоугольную сетку улиц. Первый «геометрический» план Ставрополя при утверждении в Петербурге подписали князь М. Долгоруков и А. Нарышкин. К плану прилагались общие рекомендации и правила застройки. Учитывая тот факт, что в год в городе появлялось в среднем по три-четыре дома, план развития города был рассчитан на 40 лет. В 1775-1777 гг. в Ставрополе добавились деревянные, частью на каменном фундаменте, здания гауптвахты, больницы, гарнизонной школы, цейхгауза, а так же «сарай для поклажения разных баталионных вещей». На территории крепости располагались жилые дома калмыцких и русских командиров, казенные соляные амбары. Во время своего первого приезда в город В.Н. Татищев обратил внимание на хаотичность застройки и общую неблагоустроенность Ставрополя. Подписанием в 1763 году царского указа «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо» началась системная застройка Ставрополя. В 18 веке учет строений и земель велся путем составления ревизских сказок при переписи населения. Это и был прообраз технической инвентаризации. Первая перепись населения Ставрополя была составлена в 1749 г. и содержала сведения о недвижимости населения за десять лет, начиная с заселения крепости. Это было приложение к «Экономическим примечаниям по Ставрополю и уезду». В 1770 году началось длившееся почти 90 лет «Генеральное межевание земель» для установления земельного технического учета. Возобновлялась инвентаризация земель в 1905 и 1914 годах, но из-за отсутствия ассигнований и начавшейся первой мировой войны была прекращена.

В конце 18 века создаются и рассылаются в губернии общие «Правила о постройке домов». В 1785, 1803 и 1821 г издается первое практическое руководство по строительству и проектированию жилых домов для частника - «Опыт городовым строениям или руководство к знанию как располагать и строить всякого рода строения по неимению архитектора». Сходные работы выпускаются в 1792-1794, 1803 и 1827 гг. Одновременное этим происходит и расширение круга собственников.

В 1801 г. Александр I ввел Указ о предоставлении купцам, мещанам и всем крестьянам права покупать земли. А Указом 1848 г. такое право было предоставлено и помещичьим крестьянам. В результате этих Указов частная собственность из сословной превращается в бессословную. Ставропольская дума своим решением продает и выдает в аренду земельные участки под застройку мастерскими и мелкими производствами на Рыночной площади и на окраинах города, под застройку домами и общественными заведениями (трактирами, курортным залом) - в центре города. Курортный зал, принадлежавший А.И. Борисову, был построен по индивидуальному проекту и арендовался городом под общественное собрание. К середине 19 века в Ставрополе было около 2000 зданий, половина из них – каменные, около 150 двухэтажных и трехэтажных домов. В начале 19 в правительство принимает новые усилия, направленные на изменение облика города Ставрополя. Были изданы 5 утвержденных императором альбомов, которые содержали 224 проекта различных зданий и свыше 60 проектов заборов и ворот.

В 1830-40-х гг. появились новые пособия по строительству, которые были доступны и гражданам и управе Ставрополя. С 1832 года городская застройка начинает регулироваться в законодательном порядке специальным «Уставом строительным». В 1841 году МВД устанавливает особые правила составления проектов. По строительному Уставу 1857 г. окончательные планы и фасады на частные постройки утверждались самарским губернатором. Позднее, функция утверждения «планов и фасадов частным зданиям» перешла строительным отделениям губернских правлений. Так произошло с домом, построенным в 1861 г. и принадлежавшим городскому голове Н.С. Климушину (при советской власти в нем размещался банк).

Требования относительно фасадов касались лишь строений, выходящих на улицу. «Никаким правилам относительно фасадов, высоты крыш и других архитектурных правильностей» не подлежали складские помещения.

Застройщикам выдавались специальные бланки на право строительства, имевшие законную силу в течение 5 лет для каменных строений и 3 - для деревянных. Не воспользовавшись полученным разрешением в течение указанных сроков, застройщик обязан был установленным порядком получать его заново. Ни одно старое сооружение, не соответствующее фасадной типизации или выстроенное не на плановом месте, нельзя было снести до тех пор, пока оно естественным образом не обветшает. Подправка строений продлевала их существование. Разрешая или не разрешая ремонт, Ставропольская Дума и управа могли воздействовать на перепланирование города и преобразование городской застройки. Не требовалось разрешения лишь на самые мелкие подправки «без выломки стен и сводов».

Характерная специализация функций, как по государственному учету недвижимости (отдел государственных имуществ, межевой отдел, статистический отдел, экзекуторы, бухгалтер и чертежник городового и уездного правления), так и по сделкам с недвижимостью (крепостные надсмотрщик и писец крепостного отделения при палате гражданского суда, уездный суд, нотариус), со­хранилась и поныне.

С 1858 г. Ставропольские городская и земская управы начали вести учет недвижимых имуществ. В компетенцию городской думы входил вопрос установления правил о заведовании городскими имуществами, о приобретении городских недвижимостей. Ставропольское городское налоговое присутствию осуществляло учет недвижимости для взимания налога с недвижимых имуществ. Такие документы как оценочная книга недвижимых имуществ, оценочные ведомости составлялись в налоговом присутствии. С 1864 г действовали «Правила о взимании налога с недвижимых имуществ в городах, посадах и местечках», «Инструкция думам и заменяющим их учреждениям, а также городским раскладочным комиссиям». Думе помогали купеческие и мещанские старосты «по распорядительной части», занимавшиеся составлением ревизских сказок - списков налогоплательщиков и их семей. Помощь городскому самоуправлению оказывали также ревизские, податные, недоимочные, базарные старосты и сборщики податей, присяжные оценщики, торговые депутаты Ставропольской Думы и просто поверенные по разным делам. В 1893 году был введён оценочный сбор с недвижимого имущества в пользу города в размере 1% с общей оценки имущества. Все недвижимые имущества города Ставрополя в 1893 году были оценены в 43758 рублей. Первыми присяжными оценщиками были: Т. Яковлев, А. Мисюрин, С. Панченков, и Д. Нечитайло.

А в 1868 году утверждаются «Правила для городских построек». Согласно типовым проектам, в Ставрополе были построены Успенская церковь, корпуса земской больницы, комплекс административных зданий на Корпусной улице, ремесленное училище, двухклассное высшее начальное училище, здание Успенской церкви, женская гимназия, духовное училище. 

В 1874 году выходят новые правила составления проектов, в которых составленные частниками проекты предписывается утверждать городским архитекторам. Совершенствуется и переиздается в 1857, 1900, 1906, 1915 годах «Строительный Устав». В последнем из них есть поучительная довольно статья: «Планы городов приводятся в исполнение по мере имеющихся для того у городских управлений средств и собственникам земельных участков, в городе расположенных, не может быть запрещена застройка оных, хотя по плану они предназначены были бы отводу под улицы».

Надзор за городскими постройками характеризовался как «техническо-полицейский». Позднее городу Ставрополю разрешили вносить изменения и в высочайше утвержденные планы застройки, представляя их затем на утверждение самарскому губернатору. Устав строительный дал право городской думе издавать обязательные для обывателей постановления по строительной части. Зато с 1870 по 1914 года выходили «Обязательное для жителей Ставрополя» постановление Ставропольской городской думы по широкому кругу предметов. Так по рассматриваемой теме интерес представляют «Форма договора по аренде дворовых мест», «Правила отчуждения маломерных городских участков» и пример «Контракта на устройство и эксплуатацию ставропольского водопровода». С середины 19 века учет имущества и земель велся на статистической основе методом подворной переписи.

Эту перепись можно считать прообразом технической инвентаризации зданий. Впервые подворную перепись стали практиковать в 1863 г. В Ставрополе существовала система учета недвижимости и земель. «Инвентарное описание ставропольских городских имуществ и оброчных статей» за 1863 год включает в себя полное и подробное описание зданий города с указанием их площадей. Описанию подлежали все жилые постройки, находившиеся во владельческих усадьбах, дачных поселках и прочих не городских поселениях Ставрополя и уезда. Несмотря на достаточно подробную систему учета недвижимости, все переписи и описания  производились главным образом лишь с точки зрения доходности и обложения налогом. Вкладная книга была основным источником информации о владельцах усадебных мест. В 1892 году купцы Субботины в поданном заявлении председателю управы писали: «Согласно духовному завещанию покойного купца Григория Семеновича Прянишникова жертвуют в пользу ставропольского городского купеческого сословия, находящегося в общем их владении, часть дворового места с каменным домом и другими постройками на углу Соборной и Корпусной на учреждение приюта для престарелых больных и бедных лиц купеческого сословия». Однако попечительский совет принял решение в августе 1896 года передать здание под городской ломбард на условиях аренды. Купцы воспользовались материальной необеспеченностью благотворительного заведения и просто стали извлекать из него прибыль. Этот прекрасный двухэтажный каменный дом с широкими светлыми окнами. Ставропольское купеческое собрание запрашивало разрешение у председателя думы на проведение сезонных ярмарок и прочих распродаж промышленной и сельскохозяйственной продукции.

К концу 19 века в Ставрополе выделяется несколько видов земельной собственности, согласно Городовому Положению 1870 г.: государственные земли, на которые город имел право пользования, а право собственности на эти земли принадлежало казне. Город не имел право ни продавать, ни отчуждать их, общественные или городские земли, которые составляли собственность города и могли быть либо проданы с аукциона в частную собственность, либо заложены, частновладельческие земли. Перед революцией 1917 г. сложился развитый институт частной собственности в отношении недвижимого имущества. Были приняты законы частной собственности в отношении недвижимого имущества. Были приняты законы, предусматривающие права и обязанности собственника недвижимости, и законы, регламентирующие сделки с недвижимостью. Государство отказалось от прямого насильственного вмешательства в права частной собственности и выработало комплекс юридических и экономических мер по регулированию поведения частных собственников недвижимости в интересах всего общества. Регулирование осуществлялось через законы государства в отношении недвижимости налоговую систему и систему ипотечного кредитования. Положение о государственном налоге, в том числе на недвижимость, было издано 6 июня 1910 года. Согласно статье
I этого Положения налог взимался с жилых домов, примыкавших к ним дворов, построек, с фабрик, заводов, театров, бань и вообще разного рода построек. Несмотря на достаточно подробную систему учета недвижимости, все переписи и описания производились главным образом лишь с точки зрения доходности и обложения налогом.

Лето 1917 была принята правительственная муниципальная программа эсеров. В конце 1917 года издала указ об образовании Комиссариата местного самоуправления, который занимался системой учета. А 22 августа 1918 года был издан Декрет об отмене частной собственности не недвижимость в городах. В Декрете № 62 от 31.08.1918 «Об отмене частной собственности» говорилось: «В городских поселениях числом жителей свыше 10 тысяч, отменяется право частной собственности на все строения, которые вместе в находящейся под ними землей, имеют стоимость или доходность свыше предела, установленного органами местной власти. Действие декрета распространялось на строения, находившиеся на арендованной земле. Список из 130 домов, бежавших с белочехами контрреволюционной буржуазии, подлежащих муниципализации. Постановление уисполкома Ставропольского отменяло право частной собственности на все владения расположенные в черте оседлости Ставрополя, коих общая стоимость превышает 150 рублей.

Не подлежали муниципализации магазины, лавки, меблированные комнаты, гостиницы, Сплошная муниципализация была осуждена резолюцией
I Всероссийского съезда заведующих коммунальными отделами. Производилась национализация и муниципализация, так называемого, коммунального благоустройства, в понятие которого тогда входили землепользование, планировка и застройка города. Постепенно и предприятия и здания Ставрополя перешли в заведование местной властью. После ликвидации права частной собственности на землю во всех случаях, когда для каких-либо нужд требовались земельные пространства, местная власть была полным хозяином. Застройка Ставрополя стала регулироваться законодательством страны и местными обязательными постановлениями. Но в ситуации ослабления и исчезновения прав на недвижимость это законодательство в большей мере носило техническо-строительный уклон.

Лето 1918 началась советизация общественных зданий и земель. Ставропольский укомхоз был создан 10 октября 1918 г. согласно решению Ставропольского ревкома, из-за отсутствия средств недвижимое имущество граждан было срочно обложено налогом, годовой сбор подворного налога составлял 360 тысяч рублей, в среднем 25 тысяч с одного двора. В 1918 г. жилищный подотдел Ставропольского укомхоза возглавил Михаил Николаевич Чекменев (1881 г.р.). В первом составе Ставропольского уисполкома в марте 1918 г. он был уездным комиссаром труда. С приходом в город белочехов и восстановлением земства, Михаил Николаевич, оставленный для подпольной работы в Ставрополе, поступил на службу в земскую управу. Многие подпольщики погибли в поездах смерти и подвалах чешской контрразведки. Михаилу Чекменеву удалось выжить. После восстановления советской власти он возглавил жилищный подотдел комхоза. Работали под его началом в подотделе на регистрации недвижимости Михаил Иванович Туманов и Николай Михайлович Иванов.

Возглавлял жилищную комиссию горкомхоза в 1918-1919 г. Михаил Иванович Туманов, рабочий Самарского трубочного завода, большевик, направленный на работу в Ставропольский элеватор и позднее избранный в жилищную комиссию уисполкома. В 1918 году в Ставрополе в бывших холерных бараках на берегу Волги размещались австро-венгерские и германские военнопленные первой мировой войны. Поскольку топливо было в годы гражданской войны большой проблемой, жилищный подотдел предложил горсовету или решить проблему с отоплением казарм или расселить военнопленных по частным квартирам. 14 декабря 1918 г. президиум Ставропольского горисполкома принял обязательное постановление о взимании квартирной платы с лиц, проживающих в советских и частных домах. Все жилые помещения подразделялись на три категории, плата составляла 20 копеек с кубического аршина в месяц, плата за дворовые постройки – по 5 копеек за кубический аршин в месяц. Торговые предприятия, гостиницы, столовые, парикмахерские подразделялись по размеру платы на две категории, плата соответственно составляла 35 копеек и 25 копеек за кубический аршин. 13 декабря 1918 начала осуществляться национализация аптек. Декрет о национализации аптек был подписан правительством

29 января 1919 года, в общегосударственном масштабе национализация аптек в начале 1918 года еще не была проведена, и местные органы здравоохранения лишь в отдельных городах страны осуществляли национализацию аптек. 26 декабря Ставропольский уисполком, посчитав решение ошибочным, муниципализировал аптеки. И только аптека Марки осталась национализированной за неподчинение владельца решениям власти. Жизнь горожан сильно осложнялась близостью фронтов гражданской войны. После национализации недвижимости «бежавшей с чехами буржуазии» стали «реквизировать лошадей, принадлежащих частным лицам» и передавать их «Особой комиссии увоенкома, занимавшейся мобилизацией лошадей». 23 января 1919 г. «в связи с размещением в Ставрополе воинских частей и прибытия беженцев из Царицына жилищный вопрос получает новую остроту. Жилищно-земельный подотдел реорганизуется, при нем создается специальное отделение по учету движимого и недвижимого имущества, по вселению и выселению».

8 мая 1919 г. жилподотдел Ставрополя реквизировал все окрестные дачи, взял их на учет и, учитывая летний сезон, «выработал нормы арендной платы дачных помещений, определив кубатуру по внешним ребрам жилого помещения». Это было предпринято с целью изыскания средств для ремонта муниципализированных «советских» домов и размещения для лечения семей советских работников и красноармейцев. 19 июня 1919 уисполком принял решение о муниципализации дач. Однако, решить эту проблему не смогли из-за «полного отсутствия кровельного железа и других материалов и недостатка рабочих рук». Это неудивительно. Национализация предприятий в уезде проводилась уже вторично, что сугубо отрицательно влияло на все отрасли производства. Обязательная «трудовая повинность», продолжившая «красногвардейскую атаку на капитал», не смогла обеспечить производство необходимых товаров. В 1919 г. ушедшего на фронт Чекменева на посту заведующего   жилищным подотделом сменил Анатолий Федорович Гиулин, регистраторами недвижимости были назначены беспартийный, окончивший уездное училище Евгений Иванович Бондин и Аким Васильевич Киселев, они же выступали в ранге членов-реквизиторов и оценщиков квартир. 25 ноября 1920 г. президиум ставропольского уисполкома при участии начальника отдела укомхоза Зунузина рассмотрел вопрос об усилении работоспособности и структуры отдела комхоза, было принято решение о создании в жилищном подотделе (зав. Иванов), отделений недвижимости, распределительной и по учету и распределению недвижимого имущества.

Из отчета жилищного подотдела за 1920: конфисковано и принято на учет домов бежавшей буржуазии - 117, торговых помещений - 5, складов - 5, театр – 1 , амбаров - 30. Месячный доход от этих зданий составлял 38000 рублей, Жителей, занимающих квартиры по ордерам жилподотдела в Ставрополе насчитывалось 4252 человека, с них взыскивалось квартплаты 148162 рублей, был произведен ремонт в 11 советских домах, в санатории «Лесное», заменена изгородь городского сада (Н.С. Климушина), в доме Черкасова открыт детский сад имени III Интернационала, в доме Поликарпова - детсад для малолетних преступников. Жилищным подотделом составлялся договор о сдаче под застройку свободного земельного участка, который содержал обмер и описание участка, плата составляла за 4 сотки 8 рублей, при задолженности по уплате налогов составлялся акт описи имущества, в таком случае дом с надворными постройками и корова оценивались в 1150 рублей. Имущество уходило с торгов, штраф погашался.

Служащие счетного отделения жилподотдела составляли договоры аренды строений под квартиры. Так в 1923 г. жилкомхоз сдавал под казенные квартиры дома бывших владельцев купцов Парфенова, Жилинского, Малюшкина, Воробьева, Урзова, под биллиардную – дом Сусликова. В доме купца Субботина  размещался упродком, в доме Черкасова – заготконтора, в доме Прянишникова – УЭКОСО, в доме Кожуховского – волисполком.

В августе 1920 года была проведена первая Всероссийская перепись (критическим днем считалось 28 августа). Перепись населения 1920 года проводилась на основе карточной системы сбора данных, что давало возможность более быстрой разработки материалов при ручном подсчете итогов. В Ставрополе применялись три формуляра: подворная ведомость для сбора материалов о владениях (дворовых участках), квартальная карта с данными о жилых квартирах и личный листок, на который записывались необходимые сведения о каждом жильце. В 1920 при подворной переписи в Ставрополе отделение учета жилищного подотдела   составляло полное описание строения и приусадебного участка с их обмером.

В первую очередь улучшали жилищные условия служащим Красной армии. Так в 1921 г. жилищный подотдел выделил территорию бывших дач для строительства жилых домов. Командиру полка Цезареву Николаю Петровичу бывшую дачу Парфенова, агенту уголовного розыска Козину, Михаилу Вершинину, сотруднику столовой уисполкома, милиционеру Андрею Лукьянову также выделили дачи под застройку в первую очередь. В   1921  .экономическое  совещание  провело обследование кустарной промышленности. Было признано, что, хотя в Ставрополе ремесленно-кустарные промыслы в значительной мере распространены и до известной степени составляют основной фонд местной промышленности, многие из них пришли в упадок. В марте 1924 г. президиум райплана призвал Ставропольский комунхоз поддержать кустарно-промысловые товарищества и трудовые артели путем предоставления им помещений со скидкой не менее 15% и льгот по оплате коммунальных услуг. Кустари-одиночки при аренде помещений получали скидку в 10%.

Согласно инструкции Совнаркома от 08.08.1921 г. о разрешении отчуждения не муниципализированных строений, укомхоз вел реестровую книгу и ставил на учет все не муниципализированные владения. В книгу заносилось полное описание дома и всех хозяйственных строений. Владельцу выдается справка для представления в бюро юстиции о фактическом владении отчужденным имуществом. Заверялся акт отчуждения начальником нотариального стола отдела юстиции.

В годы НЭПа согласно условиям договора, арендатор, помимо налоговых платежей, должен был уплачивать ОМХа арендную плату. Условия аренды были очень жесткими. Так, арендатор должен был постоянно расширять и улучшать производство. Арендная плата по договорам, заключенным в 1921-22 гг. была чрезвычайно высока. В Ставрополе был введен налог на недвижимость по 8 категориям: налог колебался от 125 по 1 категории о 2000 рублей для торговых заведений по 8 категории.

В октябре 1921 в докладе зав. комхозом прозвучало, что за счет налога на недвижимость производится благоустройство города, его пожарная охрана и улучшение жилищных условий. Была введена квартплата и арендная плата за недвижимость и жилую площадь, ордерная система распределения жилья, арендные договора с жилищным подотделом и согласно декрету от 25.5.1920 норма жилой площади на взрослого человека - 16 кв. аршин или 8 кв. м.

Жилищный подотдел готовил документацию для демуниципализации недвижимого имущества. Город был разбит в 1918 г на 4 района, назначались начальники районов. Оценкой строений занималось финансово-оценочное отделение жилищного подотдела, функции БТИ выполняло отделение учета и распределения муниципализированных, жилых и нежилых строений, этот подотдел занимался группировкой и систематизацией сведений от жилищных районных подотделов, разработкой распределения и уплотнения помещений, обследованием помещений на месте, выдачей ордеров. В 1921г., согласно постановлению президиума УЭКОСО, был составлен список недвижимого имущества граждан Ставрополя (1436 человек), имевших в частной собственности дома. 8 декабря 1922 г. вышел «Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров об утверждении Положения о государственном поимущественном налоге с текстом шестнадцати обязательных статей». В 1922 г. доходы города от недвижимости составили 60 тысяч рублей, в том числе налог за дома и строения – 36 тысяч рублей. Согласно циркуляру № 12 за 1921 НКВД, в хозяйственном управлении укомхоза Ставрополя находилось 31 здание, ранее принадлежавшие городской управе, в том числе тюрьма, дом управы, бывший купеческий банк, пожарное депо, бывший полицейский пункт, гимназия, училище, больница. И 66 домов «бежавшей буржуазии», то есть бесхозных, в том числе 12 домов, подлежавших возврату вернувшимся в город владельцам. В число этих домов входил 8 домов В.Н. Климушина, 6 домов купца И.М. Парфенова, три дома Д.И. Прянишникова.

В 1923 г. домовладельцам жилищный подотдел выдавал владельцам домов свидетельства о том, что дом построен в соответствии с нормами строительства, противопожарной охраны и планировки города и улиц, то есть, отделен от соседних строений не менее, чем четырьмя саженями.

Согласно рекомендациям №1566/3 от 31.07.1920 г. Коммунального отдела Наркомата внутренних дел, муниципализации подлежало только то количество строений, на ремонт которых комхоз мог выделить средства. В 1922 г руководил комхозом П.А. Барудкин, затем - Степан Александрович Борисов, жилищным подотделом – Н.И. Бобкин. На все муниципализированные дома составлялись анкеты с подробным описанием и обмером строения.

В 1925 г. в Самаре был организован городской отдел коммунального хозяйства. В его составе образован отдел недвижимых, позднее преобразованный в БТИ.имуществ

Современный исторический отсчет можно вести с 1927 года, с постановления Экономического Совещания РСФСР «Об инвентаризации имущества местных Советов». Документ определил конкретную цель работы - оптимальную организацию управления государственным и общественным имуществом. 27 мая 1927 г, Экономическое совещание, как главный орган хозяйственного управления при Совете труда и обороны, приняло постановление «Об инвентаризации имущества местных Советов», которое предопределило создание в системе коммунальных органов РСФСР специальных бюро технической инвентаризации.

В 1936-1937 гг. в структуре платежей населения Ставрополя более 70% составлял подоходный налог. Остаток в основном приходился на культсбор, направлявшийся на жилищное строительство на основании постановления Совнаркома СССР от 6.01.1936 и постановления Куйбышевского облисполкома от 4 января 1937 г. В 1936 г. была преобразована система платежей колхозно-кооперативного сектора, промысловый налог на обороты частных промышленных и торговых предприятий в Ставрополе также направлялся на жилищное строительство. 2 февраля 1937 г. Ставропольский райисполком обсуждал выводы, сделанные инспектором Куйбышевского областного финансового управления по обследованию жилищно-коммунального хозяйства. Инспектор сделал вывод о неудовлетворительном состоянии постановки на учет муниципального жилого фонда. В частности, не выполнен план по доходности муниципального фонда, имеется недоимка по квартплате за 6 месяцев в сумме 9400 рублей. 10 августа 1937 года было принято постановление правительства «О строительстве Куйбышевского гидроузла на реке Волга и гидроузлов на реке Кама», предусматривающее «строительство плотин, гидроэлектростанций и шлюзов на Самарской Луке» под началом НКВД.

В сентябре 1937 г. на основании постановления облисполкома начала работать комиссия по подготовке затопляемой зоны и переносе города Ставрополя на новую строительную площадку. В связи с этим, отдел недвижимых имуществ Ставропольского ОМХа получил задание прекратить оформление земельных участков под новую жилую застройку, капитальный ремонт существующих сооружений, начать учет сооружений, подлежащих переносу. Кроме Ставрополя переносу подлежали 31 населенный пункт, затоплению подлежали 55 тысяч гектар плодородных земель. Под райцентр на новой площадке было отведено 1050 га Согласно решению Президиума исполкома от 2 февраля 1938 г. ОМХа выделил 27 инвентаризаторов для составления сводной инвентаризационной ведомости учета строений по форме № 5 по муниципальному фонду общей площадью 24986 кв. м.

В том числе строительная стоимость зданий была оценена в 3691511 рублей, надворных построек – в 591028 рублей, действительная стоимость основных зданий в 2784433 рублей, действительная стоимость надворных построек в 371201 рублей. Одновременно бюро инвентаризации начало полную проверку похозяйственных книг Ставрополя и 30 населенных пунктов, подлежащих переносу. Работа производилась совместно с районной инспектурой народо - хозяйственного учета. Проводилась правильность учета населения, домовладений, хозяйств и строений. Одновременно происходил возврат домов, изъятых в кулацких хозяйствах ОМХу.

Для размещения управления и работников Куйбышевского гидроузла ставропольский отдел учета недвижимости освободил несколько дач и домов по улице Советской, ранее занимаемых школой медсестер и лесничеством. 26 октября 1939 г. президиум райисполкома при рассмотрении вопроса о состоянии муниципального жилищного фонда отмечал, что при производстве ремонта и подготовке зданий к переносу многие организации завышают цены на ремонтные работы вопреки постановлению правительства. Отдел учета недвижимости просил райисполком пресечь подобное злоупотребление со стороны ремонтных организаций. Зав отделом учета недвижимости рай ОМХа Селиверстов 2 декабря 1939 г. выступил с докладом об отмене решения о закреплении домов ОМХа за хозяйственными, кооперативными и государственными организациями, так как при заключении договоров с квартиросъемщиками и арендных договоров не учитывался вопрос проведения арендаторами капитального ремонта жилого фонда. Годовой показатель затрат на проведение капитального ремонта жилого фонда по Ставропольскому ОМХа составил в 1939 г. 77500 рублей.

А десять предвоенных лет ставропольским отделом учета недвижимости был собран богатейший архив, хранящий информацию о строениях города, поселков района. Особенно нелегко пришлось инвентаризаторам послевоенной поры, которым пришлось начинать все с нуля, восстанавливая утраченные данные. 1943-1944 годы стали для службы ставропольской техинвентариэации годами своего второго рождения. 16 мая 1941 г. приказом комиссара коммунального хозяйства СССР был установлен порядок бесспорного взыскания задолженностей за оценочные и инвентаризационные работы. Приказом № 602 от 21.11.1942 наркома коммунального хозяйства на БТИ был возложен учет бесхозных строений, брошенных хозяевами по условиям военного времени.

В годы войны в Ставрополь было эвакуировано более 2.,5 тысяч жителей Ленинграда, Смоленской и Сталинградской областей. Бюро инвентаризации по поручению исполкома на основании решения облисполкома № 45/1 от 6 мая 1942 г. провело уплотнение квартир в частных домах и в жилом фонде ОМХа до 4 квадратных метров на человека. Произошло повышение квартплаты на 20 % выше коммунальных ставок, выявление излишков жилплощади и принудительное расселение эвакуированных при содействии РОМ НКВД (Кузнецов). В городе с 1941 по 1943 годы стояла в/ч 105 (почтовая полевая станция), занимавшая здания педагогического училища и их общежитие. В те же годы Военный институт иностранных языков Красной Армии, дислоцировавшийся в Ставрополе, штаб которого стоял в санатории «Лесное», также занимал ряд зданий учебных заведений в городе под учебные корпуса. В сентябре 1943 г. комиссия бюро инвентаризации приняла от ВИИЯ КА эти освобожденные здания. 18 ноября 1943 г. райисполком утвердил в должности начальника вновь созданного жилищного управления РИКа Архипа Васильевича Забалуева, который принял от начальника ОМХа по акту все жилые муниципальные дома. В апреле 1944 г. село Ставрополь преобразовали в поселок городского типа.

8 июля 1944 г. заместитель наркома коммунального хозяйства Д.Т. Шипилов подписал Положение о секторах технического учета областных и краевых комхозов, бюро инвентаризации горкомхозов. На БТИ возлагалась функция инвентаризации основных фондов коммунального хозяйства местных советов и домового фонда госучреждений, хранение инвентарно-технического и правового архивов, проводить экспертизы по вопросам техинвентаризации. Куйбышевский областной сектор технического учета возглавил А.А. Соловьев. 17 июня 1946 г. оргкомитет Ставропольского горсовета на основании распоряжения Совнаркома от 11.01.1946 № 271-р и решения Куйбышевского облисполкома от 29.05.1946 № 1000, принимает решение о проведении учета городского жилищного фонда находящегося в личной собственности граждан Ставрополя.

Были назначены 24 общественных инвентаризатора из организаций города для проведения подворного обхода и учета жилплощади. Для проверки работы регистраторов была оформлена бригада из   8 работников ОМХа, райфо и райисполкома. В 1947 общая жилая площадь в городе составляла 9500 кв. м. Куйбышевское БТУ составил рекомендации для проведения Ставропольским БТИ по техинвентаризации жилищно-коммунального имущества. В связи с преобразованием Ставрополя в город инвентаризации подлежали складские, жилые, административно-общественные, культурно-бытовые строения, строения местных советов, госучреждений и предприятий, кооперативных и общественных организаций, частных домовладельцев. Плата инвентаризации одного домовладения по ведомственным и арендованным фондам составляла 120 рублей, фонда местных советов – 100 рублей, частновладельческого фонда – 60 рублей. Для проведения работ БТИ срочного объявило о найме практикантов и чертежника. За два послевоенных года 45 человек построили себе новые дома, обобществленная жилая площадь составляла 2100 кв. м. 1 марта 1947 г. райисполком поднял вопрос о незаконном расходовании средств БТИ сумме 20 тысяч рублей горкомхозом. С работы был снят начальник горкомхоза А. Тахтов, новый зав. ОМХа Постников должен был обеспечить возврат средств на счет БТИ.

Из объяснительной записки к приходно-расходной смете Ставропольского БТИ за 1947 год: «С частных граждан предположено собрать за работу по техинвентаризации 1326 домов х60 рублей итого 79600 рублей, собрано в 1946 году 52600 рублей, горкомхозом позаимствовано у БТИ 11195 рублей. За работу по инвентаризации домов местных советов полагалось собрать 10 тысяч рублей. За инвентаризацию с домов обобществленного фонда планировалось получить 12 тысяч рублей. За отвод 80 участков под застройку- 8800 рублей. Предполагалось заменить 500 домовых знаком на сумму 2500 рублей. Выезд техников на участки стоил 7500 рублей.

Всего с остатком средств приходной части 122 тысячи рублей». Для правовой регистрации составлялись реестровые книги домовладений и выдавались бланки регистрационного удостоверения. Совместным письмом БТИ (начальник Николай Алексеевич Морковкин) и горкомхоза в июле 1947 г. был введен запрет в связи с проведением всеобщей инвентаризации, на перепланировку и перестройку, ремонт строений. Уполномоченным Госплана по Куйбышевской области Богачевым предполагалось закончить инвентаризацию по Ставрополю к концу 1947 г. Приказом 115   от 31.07.1947 начальник облкомхоза С. Хропов предписывал Ставропольскому горкомхозу выделить БТИ помещение (Советская 29), хлебные и продуктовые карточки на 7 техников-инвентаризаторов, вернуть заимствованные 20 тысяч рублей для инвентаризации и закончить инвентаризацию не позднее ноября 1947 г. В городской газете «Большевистская трибуна» райисполком и БТИ разместили объявление о наложении штрафов на уклоняющихся от правовой регистрации домовладений.

Плата за правовую регистрацию составляла 20 рублей с домовладельца. Комиссия по спорным вопросам состояла из Постникова, Морковкина, Шаворкиной (горсовет) и нотариуса Сударикова. В штате БТИ на 1949 г. значились Николай Алексеевич   Морковкин, 1896 г.р., бухгалтер Елизавета Алексеевна Абросимова, 1920 г. р., в прошлом - учительница, инвентаризаторы Владимир Георгиевич Нечаев, Николай Михайлович Бубнов, Анета Семеновна Цезарева. Годовой фонд заработной платы БТИ составлял 12600 рублей.19 марта 1948 г. райисполком принял решение об установке аншлагов и номерных табличек на домах города. 

Был установлен денежный взнос в 6 рублей. БТИ провел рейд для выявления улиц и зданий без табличек, вся работа была закончена к 6 мая 1948 г. Президиум Верховного Совета в 1948 г. издал указ «О праве граждан СССР на покупку и строительство индивидуальных домов», дающий право каждому гражданину построить или купить в личную собственность в городе и деревне дом в один или два этажа с числом комнат от 1 до 5. Однако из-за отсутствия в свободной продаже стройматериалов этот указ во многом остался на бумаге. В феврале 1949 г. облисполком отметил неудовлетворительное исполнение плана инвентаризационных работ Ставропольским БТИ на 71 %. Согласно справки БТИ на 01.01.1949 г. площадь застройки Ставрополя составляла 207480 кв. м., количество строений 1700,объем выполненных инвентаризационных работ 54 тысячи рублей.

На территории Ставрополя с 18 марта 1949 г. был запрещен отвод земельных участков под индивидуальное жилое строительство без предоставления плана дома, соответствующего архитектурным и санитарно-техническим правилам. Утвердили схему землеотвода по всему городу, типовые проекты на 130 домов и генеральные планы усадеб.

План инвентаризационных работ за 1949 г. Ставропольским БТИ был выполнен на 102 %., за 1950 год - на 103%. Через пять лет после проведения всеобщей инвентаризации БТИ вновь вернулся к текущей регистрации вновь построенных за период 1946-1950 г. домов в марте 1951 г. В июне 1951 г. на Ставропольское БТИ облкомхоз возложил проектно-сметные работы по капитальному ремонту жилищного фонда. При создании в 1949 г. Жигулевского района на Ставропольское БТИ были возложены задачи проведения технической инвентаризации в пригородах города Жигулевска, так называемом Пчельнике и поселке Александровское поле, смета работ была утверждена облкомхозом в апреле 1952 г.

21 августа 1951 г. Совет Министров СССР принял постановление о строительстве Куйбышевской гидростанции и переносе Ставрополя на новую строительную площадку. подготовка зоны затопления и перенос Ставрополя на новую площадку были возложены на управление строительства Куйбышевгидрострой. Дома начали переносить в начале 1953 г. в чистое, в буквальном смысле слова, поле. Первые строения на новой площадке стали возводиться по улице Лесной. К 18 июля 1953 г. на новую площадку было перенесено 400 индивидуальных домов и 19 коммунальных зданий. Одновременно с этим 6 октября 1949 г. приказом № 0672 МВД СССР был образован Кунеевский ИТЛ Главгидростроя МВД, с июня-июля 1950г. перешедший в состав УС Куйбышевгидрострой МВД. Это был лагерь, сконцентрировавший рабочую силу спецконтингента для строительства Куйбышевского гидроузла. Размещение в Ставрополе

этих крупных организаций стало заботой райисполкома, горкомхоза и БТИ. На 1 января 1950 г. в Ставропольском БТИ на учете стояло 1945 строений, из них прошедших регистрацию – 1890, состоящих в личной собственности – 1535. Одновременно начальник БТИ в пояснительной записке писал, что не прошли техническую инвентаризацию следующие строения: база Нефтестройматериалы, школа № 1, лесничество, жилые дома Заготзерно, рынок, артель Заря, промкомбинат, экспедиции № 4 и 25 Гидропроект. К 1951 г. положение дел изменилось: на учете в архиве БТИ было 2049 дел, из них на 1997 домов, прошедших регистрацию. Смета БТИ на 1951 год в приходной части содержала 61 тысячу рублей, в расходной части – 61700 рублей. В октябре 1951 г. горисполком утвердил штаты БТИ в количестве 2 единиц в соответствии с Постановлением Совета министров от 5.07.1951 « Об утверждении типовых штатов бюро технической инвентаризации».

В сентябре 1950 г. УС КГС был передан ряд зданий в Ставрополе: на Калмыцкой улице – под санпропускник, магазин рыбторга, гараж горторга, магазин торга по улице Первомайской, дом культуры на Кооперативной, корпуса школ полеводов и механизации, педучилища, зоотехникума, мотороремонтного завода, автороты № 5 Союззаготтранса, склад сельпо, электростанцию горкомхоза, базу райпотребсоюза. Одновременно БТИ производил оформление передачи освобожденных   под затопление территорий сел Кунеевки, Зеленовки и Федоровки Комиссии по подготовке ложа водохранилища УС КГС и оценочной комиссии райфинотдела, 267 перенесенных домов. Составлялись оценочные акты, инвентаризационные ведомости, техпаспорта и экспликации участков. Соответственно за 1950-1952 г. были существенно увеличены штаты БТИ и сметы административно-хозяйственных расходов. В 1951 г. в БТИ работали 6 человек, в 1952 – 9 человек.

С началом переноса Ставрополя в БТИ осталось 4 штатных единицы. В БТИ трудились в начале 1950- годов: Николай Алексеевич Морковкин, Елизавета Александровна Абросимова, Панкова Александра Михайловна и Елена Степановна Алексеева - бухгалтера, оценщик Иван Осипович Сергунин, техники-сметчики Леонид Феофанович Комаров, Николай Николаевич Боровиков, Кильдина Екатерина Михайловна Кельдина, инвентаризаторы Владимир Нечаев, Евдокия Михайловна Шатохина, 1927 г. рождения, окончившая Ставропольское педучилище и курсы повышения квалификации инвентаризаторов. Фонд заработной платы штатов БТИ составлял 38 тысяч рублей. 

После переноса города началось возведение нового города. Большую помощь оказывало государство индивидуальным застройщикам, для них отпускался строительный лес и выдавались долгосрочные ссуды. Жилищное строительство не поспевало за темпами роста населения. Квартир не хватало. За 1954 г. на финансирование индивидуального строительства в городе было израсходовано 950 тыс. руб. и выдано коммунальным банком в качестве ссуды более 1,5 млн. руб. В течение года индивидуальными застройщиками было построено 154 и начато строительство 127 домов. Только за 1955 год в Ставрополе было освоено на жилом строительстве и переносе старых зданий трестом Горжилкоммунстрой 142 тысячи рублей. За 1955 перенесли 2336 жилых и коммунальных строений. В 1956 г. начальником БТИ была назначена Евдокия Шатохина.

В связи со строительством поселков Комсомольский, Портгород, управленческого поселка завода СК, Жигулевское море, Шлюзовой, поселка Заготзерно, БТИ при содействии левобережного ГЖЭРСК (начальник К.Г. Буркалов) провел сплошную инвентаризацию всех строений в этих поселках, Подлежали инвентаризации водопровод и канализация, газопровод, воздушные и кабельные сети, наружное освещение, дороги, проезды, мосты и водостоки, зеленые насаждения. Для проведения работ горисполком утвердил смету спецсредств на 152 тысячи рублей, В новом Ставрополе БТИ находилось по адресу площадь Свободы 4.Общая штатная численность на 1959 г. БТИ составляла 11 работников, из них 4 человека с высшим образованием, в 1959 году был утвержден годовой фонд заработной платы персоналу в сумме 131 тысяча рублей. Проведенная в 1962 г. облкомхозом проверка финансово-хозяйственной деятельности Ставропольского БТИ показала нарушения в ведении кассовых отчетных документов. В приказе также отмечалось недостаточность помещения БТИ, из-за чего инвентаризаторы вынуждены были работать на дому. Шатохиной было поручено создать две бригады инвентаризаторов с техником-контролером, привести кассовую документацию в соответствие с требованиями.

Первая генеральная переоценка основных фондов была проведена в 1925, вторая - в 1959. Проводятся переоценки основных фондов по восстановительной стоимости, так как первоначальная стоимость перестаёт со временем отвечать условиям воспроизводства. Амортизация основных фондов, объективный экономический процесс переноса стоимости основных фондов по мере их износа на производимый с их помощью продукт или на услуги. В связи с предстоящей переоценкой основных фондов, правительство приняло решение об уточнении действующих норм амортизационных отчислений. Стоимостный износ, или снижение первоначальной стоимости основных фондов, происходит по мере их материального износа. Однако он может иметь место и независимо от материального износа, в результате т. н. морального износа основных фондов. Стоимостный износ основных фондов сопровождается образованием фонда возмещения. В состав городской комиссии по переоценке и определению износа основных средств в 1959 г. вошла Е.М. Шатохина.

В 1969 г. согласно приказу облкомхоза провели переоценку основных фондов по Тольятти силами БТИ и привлеченных производственных групп технической инвентаризации. В 1969 г. при подведении итогов работы служб коммунального хозяйства   в связи со строительством ВАЗа, БТИ в ходе соревнования в честь 100-летия Ленина, выполнил инвентаризации строений Госфонда на 143%, текущих изменений строений и правовой регистрации – на 125 %, инвентаризации объектов внешнего благоустройства – на 133%. Выполнения плана работ составило 57 тысяч рублей, при штатном расписании в 43 единицы. В числе лучших членов коллектива были названы Вера Ивановна Федорова, Павел Михайлович Соколов – инженеры-инвентаризаторы, техники-инвентаризаторы Тамара Гавриловна Шапкина и Любовь Константиновна Спирченко.

В 1961г. обеспеченность жилой площадью населения Ставрополя составляла 5,3 кв. м. на человека, всего за год при государственной поддержке было введено 17 тысяч кв. м. жилья, объем затрат на ремонт жилой площади составил 517 тысяч рублей.

В 1969 г. при предоставлении участков гражданам под индивидуальную жилую застройку.В случае невыполнения целевого использование участка, сроков строительства, БТИ производил расторжение таких договоров с гражданамиП. А. Беляевой, М.Г. Ишмухамедовым, В.С. Калягиным. На основании Указа № 646 от 26.07.1962 г. Президиума Верховного Совета РСФСР «О безвозмездном изъятии домов, дач
и других строений, возведенных или приобретенных гражданами на нетрудовые доходы», действовала комиссия, в составе которой работала Е.М. Шатохина, производила изъятие домов и дач.

Решением №189 от 27.06.1963 г. Ставропольского горисполкома в связи с проведением сплошной инвентаризации строений в городе, было предписано руководителям учреждений, предприятий, заводов, владельцам частных домов предоставлять техникам БТИ беспрепятственный доступ к подлежащим инвентаризации объектам. Правительством регулярно осуществлялись необходимые мероприятия по совершенствованию государственного земельного кадастра и обеспечению Советов народных депутатов, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан сведениями и документами о правовом режиме земель, распределении их по категориям, землевладельцам и землепользователям, о качественной характеристике и народнохозяйственной ценности земель. Тольяттинский горисполком утверждал отчеты о распределении земель по угодьям и землепользователям. В составе комиссии, составлявшей отчет, на постоянной основе работала старший инспектор БТИ. Так, согласно отчету 1963 г. в городе и п. Федоровка числилось 11021 га земель. Экспликация городских земель составлялась инспектором БТИ по учету земель А. Пикулик. Инженером БТИ в 1963-1964 г. работал Н.М. Бубнов.

Предельные ассигнования по Тольяттинскому БТИ на содержание аппарата управления, положения о премировании и соответствующих изменениях в них, на проектируемые работы в 1974 г. составили 7,9 тысяч рублей. Тогда же по инициативе горкома союза рабочих коммунально-бытовых предприятий развернулось соревнование между предприятиями жилищно-коммунального хозяйства Тольятти. Одним из его разделов коллективного договора как раз и предусматривалось совершенствование организации соревнования среди предприятий жилищно-коммунального хозяйства. В соревновании победителем стало БТИ, набравшее 10 баллов. По итогам соревнования среди предприятий жилищно-коммунального хозяйства города коллектив БТИ был премирован 333 рублями. В июле 1976 г. в БТИ были достигнуты определенные успехи в рационализации бухгалтерской и кадровой документации, предпринимались неоднократные попытки управления комхоза изменить к лучшему работу с заявлениями, жалобами и письмами, о чем свидетельствует приказ о результатах проверки работы предприятий управления с заявлениями граждан.

13 мая 1976 г. решением горисполкома за долголетнюю плодотворную работу, большой личный вклад в системе коммунального хозяйства начальник БТИ Евдокия Михайловна Шатохина была награждена почетной грамотой, которую подписал председатель горисполкома Борис Самуилович Кашунин. Подготовка и повышение квалификации кадров инвентаризаторов стало задачей семинара преподавателей при Тольяттинском учебном пункте Куйбышевского учебного комбината облкомхоза в ноябре 1977 г., в работе семинара принимала участие Е. Шатохина. Семинаром были разработаны методологические и учебные материалы по вопросам технологии и организации учетно-технических работ, производился обмен опытом. Нормативное установление минимального уровня оплаты труда началось еще в советское время. В соответствии с Директивами 24 съезда КПСС постановлением ЦК КПСС, Советом Министров СССР и ВЦСПС от 12 декабря 1972 г. «О повышении минимальной заработной платы рабочих и служащих с одновременным увеличением тарифных ставок и должностных окладов среднеоплачиваемых категорий работников, занятых в производственных отраслях народного хозяйства» минимальная заработная плата рабочих и служащих была повышена до 70 в месяц (приказ 95 от 24.11.1977 г. по управлению коммунального хозяйства Тольятти).

Минимум заработка можно было рассматривать как «главный социальный норматив, гарантированный обществом и отражающий в каждый данный момент времени уровень благосостояния и складывающиеся на этой основе представления о нижнем пределе потребностей. Минимум заработной платы задавал ту точку отсчета, начиная с которой формируются все остальные уровни оплаты труда с учетом объективно необходимой дистанции между ними». В условиях рыночной экономики «минимальная оплата труда получает особое значение, поскольку она выступает как средство социальной защиты низкооплачиваемых работников и должна быть тесно связана с прожиточным минимумом». С начала 80-х годов «официальный минимум оплаты труда (70 руб.) оказался необоснованно замороженным». Это означало, что «фактический минимум двигался за реальными изменениями прожиточного уровня и фактические условия оплаты труда были оторваны от формально существующих сеток и ставок». Потеря контроля над уровнем минимальной заработной платы привела, по меньшей мере, к негативным последствиям.

В ноябре 1977 г. отмечалось, что план года по доходам Тольяттинским БТИ выполнен на 108 %, план по прибыли – на 111%.В состав комиссии, созданной в июне 1977г. для составления плана социально-экономического развития коммунального хозяйства на 11 пятилетку, вошла Е.М. Шатохина. В план были внесены такие вопросы, как реализация целевых программ, совершенствование работы ремонтно-эксплуатационных предприятий, осуществление планового капитального ремонта жилого фонда, проведение плановых мероприятий по обеспечению работы городского БТИ. В апреле 1977 г. горкомхоз подвел итоги финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий и отметил, что БТИ план по доходам выполнен на 113 %, план прибыли – на 266 %, незаполняемость норматива составила 0,3 тысячи рублей. За хорошие производственный показатели коллектив был премирован 500 рублями.

В целях подведения итогов учебного процесса за 1978 г., совершенствования методических навыков проведения занятий в группах подготовки, повышения квалификации и школах передового опыта кадров жилищно-коммунального хозяйства, в декабре 1978 г. горкомхозом проводился семинар руководителей и инженерно-технических работников предприятий коммунального хозяйства. По итогам соревнования в честь 61-й годовщины Октября, начальник БТИ Е. Шатохина в октябре 1978 г. была премирована за выполнение коллективом государственного плана и социалистических обязательств. В 1976-1978 гг. проводился областной конкурс «Лучший по профессии» среди работников коммунального хозяйства. Из года в год росло количество участников. Если на первом конкурсе их было около тридцати, то в 1978 году их уже был о восемьдесят три. Конкурс проводился в два этапа.

В первый день соревновались работники БТИ, выполнившие план прибыли на 138%, Шатохина была премирована 40 рублями. Во второй день в борьбу за главный приз вступили ДЭЗы. Победители в каждой номинации соревнования »Лучший по профессии» были награждены 10% надбавкой к заработной плате. Подведены итоги петрозаводского конкурса «Лучший по профессии».   Подводя итоги деятельности БТИ, начальник горкомхоза отмечал некоторые недостатки: не закончена реконструкция нового помещения, не утверждено положение о БТИ, возникла незаполняемость оборотных средств и кредиторская задолженность. За перевыполнение производственных планов коллектив премировали 1,5 тысячами рублей, а по итогам соревнования за 1979 год – присудили второе место.

В 1979 г. ощутимее становилась необходимость поиска новых экономических стимулов роста качества, форма организации неантагонистической конкуренции, состязательности, способной дополнить стимулы, действовавшие в то время, - моральные материальные и соцсоревнование. Стоимостная величина накопленного износа строения при наличии данных технической инвентаризации определялась специалистами Тольяттинского БТИ в соответствии с Правилами оценки физического износа жилых зданий ВСН 58-86, утвержденных приказом Госгражданстроя от 24 декабря 1980 г. № 440 и введенных в действие приказом Минжилкомхоза от 3 сентября 1987 г. № 119. 3.5.1. По итогам оценки ежегодно Тольяттинский БТИ представлял соответствующему налоговому органу сводные ведомости оценочных работ по объектам. В июне 1980 г. Тольяттинский БТИ начал сплошную инвентаризацию строений города и коммуникаций.

Социалистические обязательства коллектива БТИ 1979 г. предусматривали досрочное выполнение плановых показателей 4-го года 10 пятилетки к 26 декабря 1979 г. и оказать услуг на 50 тысяч рублей. И перевыполнение плана по доходам на 1 тысячу рублей. В 4 год 10 пятилетки план БТИ выполнил на 102% , перерасход средств по статье заработная плата рабочих составил 17 тысяч рублей, в связи с проведением сплошной инвентаризации. Сотрудники БТИ были премированы за достижение высоких производственных и финансовых показателей по итогам 1978-1979 годов. В честь Дня работников жилищно-коммунального хозяйства    был премирован   ряд сотрудников Тольяттинского БТИ. Приказом по горкомхозу от 2 марта 1979 г. начальнику БТИ было предписано обеспечить повышение деловой квалификации сотрудников, создавать условия для совмещения.

В январе 1979 г. горкомхоз произвел перераспределение бюджетных ассигнований в пределах утвержденного на 1979 год лимита финансирования по адресным программам за счет средств фонда заработной платы БТИ (главный бухгалтер Епифанова В.Т.)в сумме 2,5 тысячи рублей. Опыт работы школы передового опыта кадров жилищно-коммунального хозяйства в 1979 г. говорит о том, что коллектив БТИ успешно внедрял современные схемы управления, новые технологии. Успех коллектива был основан на правильной методике подбора, подготовки и расстановки кадров, их обучения передовым методам организации работ. При подведении итого учебного процесса за 1980 г. и совершенствования методических навыков проведения занятий в группах новой подготовки была отмечена работа начальника   БТИ Шатохиной. Созданный в феврале 1979 г. при горкомхозе Совет директоров коммунальных предприятий, в который вошла от БТИ Е. Шатохина, определял приоритетные направления деятельности предприятий, принимал соответствующие решения, давал рекомендации общему собранию коллективов по проведению реорганизации производства, определил денежную стоимость имущества предприятий. Штатный состав БТИ на 1980 г. составлял 50 человек списочного состава и 30 человек по договору, фонд заработной платы 393 тысячи рублей. В 1984 г. БТИ возглавил В.П. Устюгов. Награжден в 1998 году знаком «Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства России». 

В 1989 г. был утвержден Устав Бюро технической инвентаризации г. Тольятти, разработанный на основании Закона «О государственном предприятии» и Положения о Бюро технической инвентаризации. Первый этап реформирования системы регистрации прав на недвижимость и учета недвижимости пришелся на 1990 год. Созданному Комитету по земельной реформе   были переданы некоторые функции, которые ранее выпол­нялись БТИ, например инвентариза­ция земельных участков. Последствия ока­зались неоднозначными. С одной стороны, БТИ начал «рассыпаться», а с дру­гой - произошла не передача функции от од­ного органа другому, а ее дублирование, и в новых условиях все действия с земельными участками продолжал выполняться БТИ, например обязательные обмеры и составление планов земельных участков.

1991 год

Функция по учету земельных участков вместе с функцией регистрации права пользования земельным участком, которое следовало судьбе здания и ранее выполнялась БТИ, перешла к земельному комитету.

1992 год

Приказ Минстроя от 4 апреля 1992 закрепил следующие положения: БТИ существовал при органе местного са­моуправления, а выполняемые им функции не причислялись к государственным, технический учет преследовал как минимум две цели - обес­печение регистрации прав и налогообложе­ния недвижимости; оценку объектов недви­жимости для целей налогообложения могли выполнять не только БТИ, но и иные органи­зации; техническая инвентаризация должна была проводиться в обеспечение оценки для

налогообложения на регулярной основе не реже одного раза в пять лет.

1993 год

Попытки выдавать пра­во устанавливающие документы на недвижи­мость предпринимались различными государ­ственными органами. В частности, комитет по управлению имуществом и фонд имущества выдавали свидетельства на право собственности на имущественные комп­лексы, а бюро технической инвентаризации -   регистрационные удостовере­ния на отдельные объекты. В этой ситуации ни о какой достоверной и гласной регистрации не могло быть и речи. Документами, удостоверяю­щими права на недвижимость, наряду с госуда­рственными актами на землю также могли быть справки, выписки и иные документы, юридичес­кая правомерность которых не была очевидной.

1994-1996 годы

Гражданский кодекс Российской Федера­ции впервые на уровне закона отделил государственную регистрацию прав на недви­жимое имущество и сделок с ним от учета отдельных видов недвижимого имущества (статья 131).

Было установлено, что впредь, до введе­ния в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, применяется действующий порядок регист­рации недвижимого имущества и сделок с ним. На практике государственные органы осуществляли регистрацию исходя из поло­жений различных нормативных правовых актов, следствием чего являлось отсут­ствие единого порядка.

Второй этап развития системы регистрации прав на недвижимость и учета недвижимости (1997-2002 годы)

1997 год

Закон «О госу­дарственной регистрации прав на недвижи­мое имущество и сделок с ним» упорядочил форму и содержа­ние регистрации. Значение регистрации как обеспечения права собственности и других прав на недвижимость было опреде­лено, но не сформирована система, гаран­тирующая эти права. У БТИ остались только функции по государственному учету жилищного фонда, ведению архивов и оценке недвижимости граждан для целей налогообложения. В 1997 был сделан пер­вый шаг на пути создания «государствен­ной вертикали» системы БТИ. Вступило в силу постановление, в котором впервые было указано, что архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду Технический учет жилищного фон­да возлагается на специализированную муниципальную организацию БТИ, в связи с чем встал вопрос о создании специализированной государ­ственной структуры технической инвентари­зации

В Тольятти было создано МП «Инвентаризатор». Принято Постановление мэра Тольятти № 861-1/07-97 от 09.07.97 г. О сплошной инвентаризации жилого и нежилого фонда. В постановлении говорилось: «В целях обеспечения органов городской власти информацией о техническом состоянии строений, зарегистрированных в муниципальном предприятии «Инвентаризатор», а также выявления бесхозного имущества и создания автоматизированной системы базы данных «Жилой и нежилой фонд», принимая во внимание, что право собственности на недвижимое имущество возникает с момента регистрации право устанавливающих документов (ст. ст.131, 219 ГК РФ), учитывая потребность в инвентаризационных сведениях для учета и налогообложения, Муниципальному предприятию «Инвентаризатор» провести сплошную инвентаризацию жилого и нежилого фонда г. Тольятти до 31.12.99 г.

А также мэром было утверждено Положение от 16.5.2000 г. о порядке накопления, обработки, изменения и хранения документированной информации по жилому и нежилому фонду г. Тольятти Положение было разработано во исполнение Постановления мэра г. Тольятти № 861-1/7-97 от 9 июля 1997 г. «О сплошной инвентаризации жилого и нежилого фонда».

В 1998 было утверждено Постановление мэра г. Тольятти № 154-1/02-98 от 03.02.98 г. «Об изменении тарифа на приватизацию жилья и введении в действие повышающего коэффициента на инвентаризационные работы к тарифам прейскуранта, ранее утвержденного распоряжением ПК областного СНД № 605-р от 02.10.1990 г. 

В соответствии с решением Тольяттинской городской Думы № 259 от 10.06.96г. «О порядке разработки, утверждения и регулирования цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, оказываемые муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями г. Тольятти» и во исполнение постановления Правительства РФ № 1182 от 18.09.97г. “О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». Принято постановление мэра Тольятти № 1401-1/13.08.1998 г. от 13.08.1998 г. Об утверждении Положения «О порядке строительства (реконструкции) индивидуальных жилых домов и хозяйственных построек гражданами на земельных участках».

В целях упорядочения процесса строительства и ввода в эксплуатацию индивидуальных жилых домов и объектов иного назначения, руководствуясь действующим законодательством РФ в области градостроительной деятельности, Градостроительным кодексом РФ, принятым Государственной Думой 08.04.98г., «Земельным кодексом РФ», Инструкцией «О порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к компетенции Минстроя России», утвержденной приказом Госстроя России от 02.03.94г. № 17-14, Правилами застройки г. Тольятти, а также Уставом г. Тольятти,

1. Утвердить Положение «О порядке строительства (реконструкции) индивидуальных жилых домов и хозяйственных построек гражданами на принадлежащих им на правах собственности или пользования земельных участках”

1999 год

Постановлением Государственного коми­тета по строитель­ству и жилищно-коммунальному комплексу было определено, что к органам и организациям технической инвентариза­ции относятся БТИ, которым уполномоченными органами делегированы права по осуществлению технического уче­та и технической инвентаризации

В качестве государствен­ной функции был закреплен не только тех­нический учет, но и «техническая инвентаризация» (которая связана с подготовкой документов для осуществления государственного учета и сама по себе не может рассматриваться как государственная функция). Возникла ситуация, при которой ранее созданное при органе местного самоуправления БТИ не могло далее автоматически продолжать свою прежнюю деятельность, не получив на то от уполномоченных органов соответствую­щих прав.

2000 год

Вышло постановление Правительства Российской Федерации № 921, в котором было закреплено некорректное смешение государственных (технический учет) и него­сударственных (техническая инвентариза­ция) функций, выполнение которых воз­можно организациями, уполномоченными Госстроем России.

2001 год

Вышел совместный приказ Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Федеральной архивной служ­бы России, в котором, в частности, содер­жалась адресованная главам администра­ций субъектов Российской Федерации просьба «оказать содействие в решении вопросов о передаче архивов на объекты недвижимости из муниципальных в госуда­рственные специализированные организа­ции технической инвентаризации, уполно­моченные на проведение государственного технического учета и технической инвента­ризации».

Таким образом, происходило «огосударс­твление» системы технического учета.

В 2001 году на Всероссийском конкурсе на лучшую организацию, предприятие сферы жилищно-коммунального хозяйства по эффективности работы за 2000 год МУП »Инвентаризатор» присуждено третье место по России.  

2002 год

Ко­миссией при Президенте была подготовлена концепция про­екта нового закона «О госу­дарственной регистрации прав на недви­жимое имущество и сделок с ним». Рабо­чими группами также были разработаны проекты изменений других федеральных законов.

Принято Распоряжение мэра г. Тольятти № 1568-1/р от 14.04.2002 г. Об утверждении цен и тарифов на дополнительные услуги МУП “Инвентаризатор” В целях более эффективного обслуживания населения г. Тольятти в сфере операций с недвижимостью, руководствуясь Уставом г. Тольятти, считаю необходимым:

Утвердить цены и тарифы МУП «Инвентаризатор» для оказания дополнительных услуг населению г. Тольятти по оформлению договора о безвозмездной передаче жилья в собственность (приватизация) и купле-продаже на один объект недвижимости.

Информация БТИ необходима и для целей государ­ственного управления, и для целей учета национального богатства, и для налогообложения, и для рассмотрения споров в судах, и для совершения сделок с недвижимостью, и для иных целей, в т.ч. для проектирования и строительства. Информация БТИ необходима и для целей государ­ственного управления, и для целей учета национального богатства, и для налогообложения, и для рассмотрения споров в судах, и для совершения сделок с недвижимостью, и для иных целей, для проектирования и строительства.

Инвентаризационные сведения обязательны для применения в следующих случаях, если иное не предусмотрено законодательством.. Указами Президента и по­становлениями Правительства: для составления государственной и ведомственной отчетности о жилищном фонде; для исчисления размеров платежей за найм и аренду жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда по показателям общей площади; для исчисления и/или контроля базы налогообложения и взимания государственных пошлин; для контроля землепользовании в населенных пунктах;, для выявления бесхозных жилых строений, самовольно возведенных жилых строений и определения начала течения срока приобретательной давности; для выявления лиц, обязанных нести бремя затрат по содержанию жилищного фонда, лиц, ответственных за техническое состояние домовладений, жилых строений и помещений; для контроля качества вводимых в эксплуатацию жилых строений и контроля качества строительной исполнительской документации; для определения степени эксплуатационной пригодности жилых строений и помещений; для присвоения кадастровых номеров домовладениям, жилым строениям и помещениям; для указания технических характеристик при приватизации квартир в домах государственного и муници­пального жилищного фонда.

Сегодня МУП «Инвентаризатор» представляет собой современное, оснащенное новой компьютерной и измерительной техникой, необходимым инвентарем и оборудованием предприятие. В его сферу деятельности, кроме основных функций входят; приватизация, обмен, бронирование и поднаем муниципального жилья, геодезическая, риэлтерская и оценочная деятельность.

Основа предприятия –  инвентаризационно - технические группы и отделы. Именно инженерами и техниками-инвентаризаторами выполняется главная наша задача - натурное техническое обследование объектов недвижимости и их паспортизация.

Сердце предприятия - архив, куда стекается вся информация, собранная инвентаризаторами, документация на строения, поданная их владельцами. Круг пользователей этой информации огромен: владельцы имущества, органы государственной власти и местного самоуправления, жилищно-эксплуатационные, строительные организации, правоохранительные и налоговые органы, нотариат, учреждения юстиции по государственной МУП «Инвентаризатор» состоит из 12 структурных подразделений: бухгалтерии, архива, юридического отдела и девяти специализированных отделов.