На аппаратном совещании в городской администрации вице-президент по персоналу и социальной политике ПАО "АВТОВАЗ" Дмитрий Михаленко рассказал о беспрецедентных мерах, которые сегодня предпринимаются для того, чтобы поддержать вазовцев, не занятых в производственной программе.
Экономический кризис привел к резкому падению спроса на новые автомобили. Если в 2012 году на российском рынке продавалось 3 млн. автомобилей, то на сегодняшний день с учетом некоторого оживления автомобильного рынка эксперты прогнозируют продажи по итогам 2017 года около 1 млн. 600 тыс. автомобилей. А это значит, что, несмотря на незначительный рост рынка, его объёмы будут всё ещё на уровне 2015 года и существенно — более чем на 35% — ниже 2014 года. Что касается производства автомобилей ПАО «АВТОВАЗ», то оно снизилось на 30% по сравнению с 2014 годом. В сложившейся ситуации нельзя обойтись без оптимизации затрат по всем направлениям производственно-хозяйственной деятельности, а также оптимизации штатной численности персонала, не востребованного в программе производства.
Руководство завода уже приняло ряд серьезных мер, которые принесли определенный результат по улучшению финансовой ситуации. Если в 2015 году чистый убыток АВТОВАЗа составлял 75 млрд. рублей, то в 2016 – он уже сократился до 44 млрд, а в этом году по итогам первого полугодия — до 4,4 млрд рублей.
Ситуация на рынке труда Тольятти, несмотря на некоторое улучшение, остается крайне напряженной. Уровень регистрируемой безработицы по нашему городу по состоянию на 01.07.2017 составляет 1,6%, что выше, чем по Самарской области (1,1%) и по России в целом (1,1%). На заводе понимают, что в таких условиях на рынке труда, проведение прямого массового сокращения персонала АВТОВАЗа, не востребованного на программе производства, является недопустимым. В связи с этим на АВТОВАЗе, начиная с октября прошлого года, реализуется комплексная программа по обеспечению занятости персонала. Она направлена на обеспечение занятости тех сотрудников, которые оказались не востребованы в производственной программе. В настоящее время это около 4 тысяч человек. Дмитрий Михаленко рассказал об ее основных пунктах:
- Прежде всего, был закрыт прием новых сотрудников, правда, не на всех направлениях. Продолжаем прием в инжиниринг. Кроме того, мы заключили договор с ТГУ на два года по подготовке инженеров. Организуем совместную программу подготовки студентов. Будем выплачивать стипендию тем ребятам, которые захотят работать на заводе и пройдут определенные критерии отбора. Мы также приняли в производство В0 150 новых работников, которые сейчас успешно трудятся, организовали переобучение работников и их перевод на другие рабочие места, внутри предприятия, в различные производства, При переводе наших работников на В0, выплачивали подъемные в размере 30 000 рублей. Но при этом они взяли на себя обязательства отработать в данном производстве не менее одного года.
Следующие направления - это увольнение по соглашению сторон с компенсационными выплатами до пяти средних зарплат; программа по поиску новых рабочих мест и переводу работников к другим работодателям. Причем, в случае перевода человек также может рассчитывать на компенсационные выплаты в размере 12 прожиточных минимумов по Самарской области (127 704 рубля), но не менее 5 своих средних заработных плат. АВТОВАЗ уже обратился ко всем своим поставщикам, дилерам и контрагентам с тем, чтобы они передавали в Консультационный центр, открытый на предприятии, перечень вакансий, которыми они располагают. По словам Михаленко, информация о свободных вакансиях поступает в постоянном режиме и доводится до заводчан, чтобы люди знали, куда можно трудоустроиться. Также на заводе разработана и реализуется программа по созданию новых рабочих мест. На свободных площадях завода предусматривается как локализация производства комплектующих изделий, так и создание рабочих мест, не связанных с производством автомобилей, плюс реализация проектов по размещению компаний - резидентов на площадях Индустриального парка АВТОВАЗа, расположенного на территории бывшего Волжского машиностроительного завода. В качестве примера новых рабочих мест, не связанных с автопромом, Дмитрий Михаленко привел создание "Центра корпоративных решений" Сбербанка. Также, часть площадей бывшего ВМЗ, сейчас арендует компания «Металлист-Самара», где уже трудится около 100 бывших работников завода.
Индустриальный парк, который располагается на свободных производственных и административных площадях АВТОВАЗа, является новым структурным подразделением завода. Кроме подготовки инфраструктуры для компаний-резидентов, в его задачи входит выполнение работ для ПАО "АВТОВАЗ", которые ранее выполнялись сторонними организациями по договорам подряда. Кроме этого на АВТОВАЗе с октября прошлого года была запущена корпоративная пенсионная программа. Корпоративное выходное пособие при увольнении на пенсию, в т.ч. и досрочную, перечисляется в НПФ АВТОВАЗа на именные счета работников АВТОВАЗа. Первый этап программы был реализован с октября 2016 по март 2017 года. Выплаты работникам зависели от стажа работы на предприятии. Чем больше человек работал на предприятии, тем большую сумму он получал на свой именной пенсионный счет - 30% от средней заработной платы за каждый год работы на АВТОВАЗе, а досрочные пенсионеры - 15%.
С 17 июля был запущен новый этап пенсионной программы, который будет действовать до 15 сентября 2017 года. Его участниками могут стать пенсионеры и досрочные пенсионеры. Вне зависимости от их стажа работы на предприятии, на их лицевые счета в НПФ АВТОВАЗа завод перечислит 300 тыс. рублей. Эти средства выплачиваются при уходе работника на пенсию в размере 5 000 рублей ежемесячно в течение 5 лет. Как отметил Дмитрий Геннадьевич, в целом на все эти мероприятия, начиная с октября прошлого года, АВТОВАЗ уже перечислил колоссальную сумму - 1 млрд 200 млн рублей. Это позволило реализовать социальные программы для высвобождаемого персонала и минимизировать число увольняемых по процедуре сокращения. Сначала 2017 года, АВТОВАЗ, сократил по процедуре всего 26 человек из заявленных 740, в число которых также входят сотрудники, уходящие на досрочную пенсию.
Но это еще не всё. На прошлой неделе Правительство Российской Федерации приняло решение о выделении из своих резервов почти 440 млн. рублей. Эти средства пойдут на поддержку работников АВТОВАЗа, которые не задействованы в производственной программе. Региональный бюджет тоже не останется в стороне, его доля софинансирования - 5% от общей суммы средств. Это ещё порядка 20 млн. рублей.
Адресные средства из федерального и регионального бюджета планируется предоставлять тем организациям и предприятиям, которые будут принимать к себе на работу работников АВТОВАЗа на протяжении сентября – декабря текущего года. Как пояснил Дмитрий Геннадьевич, адресная поддержка будет оказываться по конкретным направлениям - на частичную компенсацию заработной платы этих работников, на компенсацию затрат на материально-техническое обеспечение работ по созданию новых рабочих мест и на переобучение людей.
Глава Тольятти Сергей Анташев призвал больше внимания уделить данной информации:
- Приняв к себе людей, которые будут высвобождаться с ВАЗа, можно будет получить компенсацию части затрат - это очень важно. Но срок, когда это можно сделать, ограничен. Нам бы хотелось, чтобы максимальное количество руководителей предприятий воспользовались открывшимися возможностями.