© Центральный аппарат
В связи с поступающими многочисленными запросами относительно ситуации с распространением африканской чумы свиней, Россельхознадзор считает целесообразным предоставить нижеследующую информацию.
За период с 2007 года по настоящее время АЧС зарегистрирована на территории 31 субъекта Российской Федерации, выявлено 378 неблагополучных по АЧС пунктов и 92 инфицированных вирусом АЧС объекта, в том числе в 2013 году выявлено 48 неблагополучных пунктов и 35 инфицированных объектов (среди домашних свиней — 47 неблагополучных пунктов, из них 43 в ЛПХ, и 7 инфицированных объектов; среди кабанов — 1 неблагополучный пункт и 28 инфицированных объектов),
из них:
среди домашних свиней:
два неблагополучных пункта в РСО-Алания (два района);
36 неблагополучных пунктов в Воронежской области (четыре района);
два неблагополучных пункта в Ростовской области (два района);
четыре неблагополучных пункта в Волгоградской области (два района);
один неблагополучный пункт в Тверской области;
один неблагополучный пункт в Тамбовской области;
один неблагополучный пункт в Саратовской области;
один инфицированный объект в Ростовской области (свалка);
четыре инфицированных объекта в Воронежской области (свалки)
два инфицированных объекта в Тверской области (ЛПХ, ОАО «Агрофирма Дмитрова Гора»
среди диких кабанов:
один неблагополучный пункт в Смоленской области;
один инфицированный объект в Ярославской области;
12 инфицированных объектов в Тверской области;
четыре инфицированных объекта в Тульской области;
один инфицированный объект в Краснодарском крае;
два инфицированных объекта в Московской области;
8 инфицированных объектов в Воронежской области.
С 2007 года по настоящее время при ликвидации очагов АЧС уничтожено и отчуждено более 909 тысяч свиней. Компенсация за отчужденных животных составила более 2,3 млрд. рублей.
В июне 2013 года наблюдается значительное увеличение количества вспышек АЧС. При этом прослеживается явная тенденция к диффузному распространению инфекции из эндемичных по АЧС зон с последовательным захватом новых территорий.
В случае Воронежской области ситуация значительно усугубляется в связи с заносом АЧС в дикую фауну. При этом первоначально вспышки регистрировались среди домашних свиней. Факты заболевания падежа диких кабанов стали выявляться позже.
Расширяется и вторичная эндемичная зона по АЧС (Тверская область), из которой инфекция распространилась в Тульскую, Ярославскую, Новгородскую, Смоленскую и Московскую область. Хотя в данном случае инфекция разносится дикими кабанами, первоначально АЧС в Тверской области регистрировалась только среди домашних свиней.
Кроме того, в июне регистрировались вспышки заболевания на крупных свинокомплексах IV компартмента (Тверская область, ООО «Дмитрова Гора», Воронежская область ООО «АПК АГРОЭКО»).
В 2013 году АЧС впервые была выявлена в ранее благополучных регионах страны (Смоленская и Тамбовская область).
Учитывая тенденцию эпизоотии АЧС к диффузному распространению существует значительный риск дальнейшего инфицирования новых территорий Центрального и Приволжского федеральных округов, что в конечном счете приведет к объединению двух эндемичных территорий (Южный федеральный округ и Тверская область) с формированием единой эндемичной зоны, захватывающей всю европейскую часть Российской Федерации.
В ходе ликвидации и предупреждения распространения АЧС, Россельхознадзором выявляются серьезные нарушения. Это:
отсутствие должного учета поголовья свиней, содержащихся в хозяйствах всех форм собственности;
невыполнение требований Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации АЧС, утвержденной Главным управлением ветеринарии МСХ СССР;
невыполнение ветеринарно-санитарных требований по соблюдению работы предприятий в режиме закрытого типа, а также ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации, уничтожения биологических отходов;
допущение подворного убоя свиней, без отчуждения животных в первой угрожаемой зоне;
использование пищевых отходов, не прошедших тепловую обработку, в корм свиньям;
несоблюдение Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих хозяйств;
свободный доступ на территории свинокомплексов посторонних лиц и автотранспорта предпринимателей, отсутствие условий проведения обязательной мойки и дезинфекции автотранспорта;
нелегальная перевозка свиней, свиноводческой продукции, не подвергнутой тепловой обработке, с территорий ранее неблагополучных по АЧС;
сокрытие владельцами свиней информации о падеже животных, выброс их трупов на свалки;
неэффективный контроль за сбором и утилизацией биоотходов;
неэффективное совместное дежурство ветеринарных специалистов на постах ГИБДД на трассах (в связи с низкой численностью ветврачей и отсутствием соответствующих полномочий);
непринятие мер по снижению численности кабанов на территории субъектов Российской Федерации, а также диагностическому отстрелу кабанов с целью отбора проб на АЧС, в неблагополучных субъектах Федерации , а также граничащих с ними;
неэффективная работа по реализации освещения в СМИ сведений об опасности и распространении АЧС, мерах по предотвращению заноса и распространения возбудителя АЧС, неотложных действиях граждан в случае подозрения заболевания свиней, а также об ответственности лиц за распространение этой особо опасной болезни животных.
Принимаемые Россельхознадзором меры по ликвидации АЧС:
В связи с последними вспышками АЧС в 2013 году и широким распространением инфекции Россельхознадзор обязал территориальные управления Россельхознадзора ужесточить контроль за:
— перемещением всеми видами транспорта свиней и свиноводческой продукции;
— наличием ветеринарных сопроводительных документов на все виды животноводческой продукции и животных;
— проведением переучета всего свинопоголовья в личных подсобных хозяйствах граждан на территории субъектов Российской Федерации Центрального, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов;
— сбором и утилизацией сепараций на железнодорожных и автостанциях;
— недопущением использования пищевых отходов, не прошедших тепловую обработку, в корм животным;
— принятием мер по снижению численности кабана на территории неблагополучных и граничащих с ними субъектов Российской Федерации;
— диагностическим отстрелом кабанов с целью отбора проб на АЧС, в неблагополучных и граничащих с ними субъектов Российской Федерации;
— реализацией освещения в СМИ об опасности и распространении АЧС, мерах по предотвращению заноса и распространения возбудителя АЧС, неотложных действиях граждан в случае подозрения заболевания свиней, а также об ответственности лиц за распространение АЧС.
Возможным источником заноса возбудителя АЧС на территорию Смоленской области могли явиться пятнистые олени, завезенные из ООО «Тула-Олень», расположенном в Ленинском районе Тульской области (в котором в мае 2012 в охотхозяйстве «Рудневское» ООО «Цефей» была зарегистрирована вспышка АЧС).
В этой связи, Россельхознадзор считает целесообразным из неблагополучных по АЧС субъектов Российской Федерации перемещение всех животных, в том числе диких, только по согласованию с территориальными органами Россельхознадзора.
При вспышке АЧС в охотхозяйстве «Сармат» Веневского района Тульской области Россельхознадзором было дано указание в адрес своих территориальных управлений, а также рекомендовано органам управлений ветеринарией совместно с органами госохотнадзора провести диагностический отстрел кабанов с целью исследования на АЧС на территории Тульской, Московской, Калужской и Рязанской областей в районах, граничащих с Веневским районом Тульской области. Однако, Комитет ветеринарии при Правительстве Калужской области провел указанный отстрел кабанов только после повторного обращения Россельхознадзора.
Для оказания методической помощи в ходе осуществления противоэпизоотических мероприятий специалистам органов управления ветеринарией субъектов Российской Федерации, где возникают вспышки АЧС, Россельхознадзор командирует сотрудников подведомственного ФГБУ «ВНИИЗЖ».
Руководство Россельхознадзора систематически проводит оперативные выездные совещания по вопросам межведомственного взаимодействия при ликвидации АЧС и недопущению ее распространения.
С ноября 2012 года во исполнение протокола заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов от 24.10.2012 № 2 под председательством заместителя Председателя Правительства России Аркадия Дворковича в целях предупреждения распространения АЧС на территории России, территориальными управлениями Россельхознадзора осуществляются проверки принятых должностными лицами государственных ветеринарных служб субъектов Федерации мер, направленных на недопущение распространения АЧС на территории России, а также проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере производства и реализации мяса свинины и продуктов его переработки.
Выявляемые нарушения требований законодательства в установленной сфере деятельности носят типичный характер:
— хранение, использование в производстве и реализация подконтрольных грузов без ветеринарных сопроводительных документов;
— хранение и реализация недоброкачественной продукции (не соответствующей требованиям нормативных документов, ГОСТ, СанПин, и т.п.);
— отсутствие на предприятиях договоров на утилизацию биологических отходов;
— использования в производстве и реализация в торговой сети мясного сырья промышленного и непромышленного производства без признаков проведения ветеринарно-санитарной экспертизы (неизвестного происхождения).
Как показывает анализ мер, принимаемых органами управления ветеринарией субъектов Федерации, на территории которых зарегистрирована АЧС, без принятия администрациями субъектов Федерации кардинальных мер по ликвидации и предотвращению распространения указанной инфекции, оперативно ликвидировать и локализовать АЧС не представляется возможным.
Россельхознадзор считает целесообразным рекомендовать главам администраций субъектов Российской Федерации, на территории которых зарегистрированы очаги АЧС организовать взаимодействие с главами администраций, граничащих субъектов Федерации, по вопросам разработки и реализации совместного плана мероприятий по предотвращению возникновения и распространения АЧС, а также по выявлению и ликвидации очагов этой болезни. В комплексе таких мероприятий необходимо предусмотреть взаимное информирование о численности как домашних свиней, так и кабанов, о планируемых перемещениях всеми видами транспорта свиней и свиноводческой продукции, о мерах, принимаемых по снижению численности кабана, результатах лабораторных исследованиях на АЧС.