Лента снята в разгар Второй мировой войны. Автор сценария Лоусон, будучи антивоенным человеком, написал историю о том, что даже война не способна вытравить из людей весь гуманизм, и на войне можно оставаться человеком.
Золтан Корда, в отличие от Лоусона, имел ярко выраженную антифашистскую позицию и внес в сценарий изменения. Так, в художественном полотне фильма переплелись первоначальный замысел автора сценария и авторская позицию режиссера – гуманизм и антифашизм. Символизм ландшафта (действие происходит в песчаной пустыне) и явлений природной стихии возвращает вдумчивого зрителя к вопросу ограниченности восприятия человеком объективно происходящих событий. В безжизненном ландшафте пустыни происходят странные вещи – во враге оказывается возможным признать человека, а вода (символ жизни) становится доступна жаждущим, решившим бросить оружие…
О том, что такое возможно, рассказывает множество случаев. «На передовой мы должны были заменить солдат, которые сохраняли позиции в 41-42 гг. «Старики» рассказали случаи на передовой. Около двух лет они стояли на реке Свирь – на одном берегу русские, на другом немцы. И вдруг люди стали знакомиться – они складывали ладони рупором и выкрикивали через реку свои имена «Клаус – Григорий, Фриц – Иван»…
В 44-ом фронт продвинулся к границе Маннергейма. В августе началось перемирие. Мы брали воду из одного колодца. Воевали, и вдруг, воду из одного колодца стали пить…». (из «Письма Врагу», Большаков И.М. (Тольятти), участник ВОВ, воевал в составе воздушно-десантных войск на Карельском и на 3-ем Украинском фронтах (материалы из фондов музея)
Стоимость билета на культурную программу «Музейной среды» – 100 руб. (в программу, кроме фильма и лекции В. Витальева, включен осмотр всех выставок музея и одной коммерческой).
Любовь Черняева, куратор проекта.
Отдел по связям с общественностью ТКМ, т. 48-55-63, http://www.tltmuseum.ru