«Куда убежал мальчик? Или как мальчик город от пожара спас...»
Один мальчик город от пожара спас…
(вместо эпиграфа)
В Тольятти есть памятник. И он – объект культурного наследия. И он – история нашего города. И он – не похож ни на один памятник в нашем городе. И он точно Провидением здесь появился. И не важно, что его уже нет – он есть в архивах городского музея, в виде фотодокумента и паспорта к нему – а значит, всё! – он исторический факт. Говорят, рукописи не горят. Так вот, горят они запросто, и каждая буква слова пеплу отдается доверчиво и сразу, и исчезает бесследно и навсегда, и автора с собою хоронит. И будущего нет в этот миг, в пожаре оно – забвения… А мальчик один, из легенды, город целый от пожара спас. Выходит, рукописи остаются…Если мальчик пожара не страшится...
(вместо предисловия)
А мальчик был голый. Лет двенадцати. В Тольятти, на закате советской эпохи, появился он, легкий, бегущий, когда на улицах всей страны разъезжали модные «Жигули», а на перекрестках всех выборов располагались монументы и бюсты Героям – войны, или труда. И был он обнажен - навстречу спрятанной душе мира - и устремлялся вперед, к ней, и смотрел, кого можно взять с собой из прошлого. Из советского прошлого – навстречу спрятанной душе мира, не пряча за пазухой камня, окаменев в детском и бескорыстном своем устремлении. Звали мальчика «БЕГ», и установлен он был в Парке Победы – нет, не у Монумента Славы, разумеется, а на периферии Парка, ближе к улице революционера Фрунзе…
(вместо памятника (герою)
Мальчик «жил» в нашем городе как раз около 12 лет - с 1987 года до начала 2000-х. А потом убежал. От кого убежал? – спросите Вы? Неужели от вандалов, которые, якобы, откололи скульптуре голову и затем раскололи и тело? Или от предприимчивых дачников, воспользовавшихся реконструкцией Парка? Или от тех, кто не распознал в объекте руку мастера - известного московского скульптора Сергея Горяинова, который наряду с другими выдающимися советскими художниками накануне лихих 90-х творил для Тольятти «новую скульптуру», в рамках первого в Российской Федерации симпозиума скульпторов, ко Дню Рождения нашего города…
(вместо паузы)
Мальчик убежал, оставив в архивах краеведческого музея свое изображение, историю своего создания. А в художественном музее остался каталог Первого и Последнего в СССР симпозиума лучших скульпторов страны, в одном экземпляре…
Но, что удивительно - он жив! Ему около 60-ти лет. Во времени он отделился от неоформленного куска камня, из которого вышел. Он взял в руки лук. Но орудия убийства так и не приобрел – натянутой стрелы нет в его образе. Потому как он сам – напряженное устремление - обнаженной души ребенка, навстречу спрятанной душе мира…
(вместо эпилога)
Сергей Горяинов
Из паспорта объекта: «Художественная выразительность композиции «Бег» Сергея Горяинова (члена Союза художников с 1978г.) строится на контрасте аморфной невыразительности каменного блока с динамикой движения в рожденной из инертного материала фигуре бегущего мальчика. В то же время, в пластическом решении скульптуры автор не идет не от противопоставления ее «организованной» части с невыразительностью материала в исходном каменном блоке. Здесь, скорее, подчеркивается идея органической взаимообусловленности двух форм бытия одной природной материи. Пластическая выразительность формы возникает не через сопротивление материала, а благодаря ему, в процессе перерождения формы. Момент рождения скульптор подчеркивает юностью возраста, обнаженностью фигуры и легкостью ее движения…»
(вместо исторической справки)
Любовь Черняева,
зав.сектором проектной деятельности ТКМ,
куратор проекта «ПАМЯТЬ МЕСТА»: о мере»
Концепция и события проекта здесь: http://tltmuseum.ru/proekty/qpamyat-mesta-o-mereq.html
Открытая группа проекта ВК: https://vk.com/club67079739
Дополнительные сведения:
История города в связи с памятником: «Осенью 1987 года в г. Тольятти состоялся первый в Российской Федерации симпозиум скульпторов, работающих по камню. Симпозиум проводился в рамках мероприятий, посвященных юбилею основания Ставрополя-Тольятти. Инициатором выступил тольяттинский художник Шандор Зихерман. Предложение было принято руководством Союза художников РСФСР, и при его поддержке сформирована группа участников из 10 человек. В Положении о симпозиуме творческая программа (тематика, жанр, задания к месту установки и т.д.) не оговаривались. Художественные установки возникали и решались в процессе самой работы, когда характер материала, размер и форма выбранного камня определяли будущее произведение. Подготовка технической базы и материальное обеспечение производилось силами ВАЗа. Группа скульпторов работала два месяца. 2 октября в Молодежном центре Автозаводского района состоялось обсуждение и подведение итогов симпозиума».