1 марта в Тольяттинском государственном университете состоялись презентация и общественное обсуждение дизайн-кода туристического центра Тольятти. Проект, который направлен на повышение туристической и экономической привлекательности Автограда, был разработан по заказу администрации Центром Урбанистики и стратегического развития территорий ТГУ совместно с креативным агентством «Be!Five».
Дизайн-код создавался с целью принять участие во Всероссийском конкурсе лучших проектов туристского центра города в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Его основная цель - привлечь в города дополнительные потоки туристов за счет объединения основных объектов туристического показа в единое привлекательное архитектурно-культурное пространство. Победителям конкурса выделяются средства для реализации представленных проектов.
В Тольятти в качестве туристического центра была определена территория в Автозаводском районе, ограниченная ул. Революционной, ул. Спортивной, пр-том Ст.Разина и ул. Свердлова. Именно здесь сконцентрировано большое количество знаковых объектов с точки зрения туристической привлекательности города: Спасо-Преображенский собор, скульптурные композиции «История транспорта», Культурный центр «Автоград», сквер им. Жилкина, Парк Победы, сквер им. 50-летия АВТОВАЗа, УСК «Олимп», Дворец спорта «Волгарь», стела-панно «Радость труда», восстановлением которой сейчас занимаются специалисты ТГУ. Архитектура советского модернизма гармонично соседствует с современными объектами благоустройства, что во многом формирует идентичность нашего города.
Обсуждение представленного дизайн-кода и дальнейшего развития данной территории объединило представителей власти и бизнеса, архитекторов и художников, вузов и Тольяттинской епархии, общественности и туристической сферы. Участие в мероприятии приняли глава Тольятти Николай Ренц и министр туризма Самарской области Артур Абдрашитов.
- Благодаря реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в текущем году в первых 30-ти городах нашей страны появится такое понятие как «туристический центр».
В первом конкурсном отборе Самарская область приняла активное участие. В 2022 году заявки на всероссийский конкурс лучших проектов туристского центра города были поданы от Самары и Сызрани. И благодаря очень слаженной работе администрации города Сызрань и неравнодушных жителей, муниципалитет не просто вошел в число победителей, он обошел и Самару, и даже Калининград. Все, действительно, зависит от людей! Поэтому сегодня очень важное мероприятие: здесь собрались горожане, которые вместе будут формировать это новое понятие - туристический центр. И через некоторое время, без сомнений, эта работа принесет свои плоды, и положительные изменения облика Тольятти увидят и жители, и гости города, - отметил Артур Абдрашитов.
Разработанный дизайн-код представили основатель и креативный директор брендингового агентства «Be!Five» Петр Щербанос и директор Центра Урбанистики и стратегического развития территорий ТГУ Мария Степанова.
Проект включает перечень рекомендаций и правил по созданию стилистически единой городской среды. Для этого предлагается сформировать определенные требования к размещению и внешнему виду вывесок, рекламных конструкций, а также нестационарных торговых объектов, остановок, малых архитектурных форм и т. д. Иными словами – всего, что создает не только визуальный образ Тольятти, но и подчеркивает его уникальность.
Одна из идей – во всех элементах благоустройства, модульных и остановочных павильонах должна присутствовать буква «Т». Все объекты и вывески предлагается объединить сдержанной цветовой гаммой и определенной схемой расположения. При этом специалисты стремятся сохранить шарм имеющейся постсоветской архитектуры с акцентами на природных каменных материалах, строгости линий и упорядоченных решений, которые бы подчеркивали главное преимущество Автограда - большие пространства и широкие проспекты. Важно отметить, что предложенный дизайн-код не распространяется на отдельные парки, скверы, набережную города, в основу которых положены иные тематические идеи.
Активное обсуждение проекта показало, насколько значимой и актуальной является идея внедрения дизайн-кода. Эксперты разных отраслей высказали свои предложения и замечания по проекту. Несмотря на отдельные противоречия, все сошлись в едином мнении – это важная и нужная работа, которая станет отправной точкой для преображения города.
Заявку на конкурс необходимо подать до 1 июля 2023 года. В случае победы уже в 2024 году город сможет привлечь федеральные средства на развитие туристского центра города.
При этом, как подчеркнул Артур Абдрашитов, участие в конкурсе в данном случае – это не самоцель. Кроме того, воплощение в жизнь дизайн-кода удачно коррелируется с реализацией других нацпроектов – «Формирование комфортной городской среды» и «Безопасные качественные дороги». При таком комплексном подходе в туристическом центре появятся не только стилистическое единообразие, но и хорошие проезды и магистрали, современные объекты благоустройства.
- Эту территорию города с широкими променадами мы выбрали для создания туристического центра неслучайно. Именно здесь сконцентрированы объекты, наиболее ярко представляющие архитектуру Тольятти, наш уникальный советский модернизм. Хочется, чтобы наш город приобрел собственное, совершенно уникальное лицо, которое бы у горожан и гостей Тольятти рождало яркие и сильные ассоциации. Поэтому над дизайн-кодом мы работали с большим вдохновением и, несмотря на результаты конкурса, будем постепенно воплощать его в жизнь, - подчеркнул глава Тольятти Николай Ренц.
Добавим, что работа над формированием дизайн-кода города продолжится: свои предложения в проект смогут внести представители различных экспертных сообществ Тольятти, встречи которых пройдут в течение марта.