Администрация городского округа Тольятти

официальный портал

Вопросы трудоустройства инвалидов

3 февраля 2022

Главными нормативными документами, которые регламентируют возможности инвалидов заниматься трудовой деятельностью, являются трудовой кодекс РФ и Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" № 181-ФЗ от 24.11.1995.

В ст. 20 Закона № 181-ФЗ перечислены основные мероприятия, направленные на обеспечение занятости людей с ограниченными возможностями. Так, к некоторым из них относится создание специальных условий труда для инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и абилитации, организация их профессионального обучения, установление в организациях квот для приема инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест и пр.


При трудоустройстве инвалида работодатель в общеустановленном порядке должен запросить у него такие документы как: паспорт (документ, удостоверяющий личность), трудовую книжку, СНИЛС, дипломы об окончании учебных заведений, документ воинского учета (для мужчин и военнообязанных лиц) и пр. (перечень указан в ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Однако для подтверждения инвалидности требуются еще два важных дополнительных документа:

- справка, выданная комиссией МСЭ (медико-социальной экспертизы), в которой указывается группа инвалидности и степень ограничения трудовой деятельности;
- ИПР (индивидуальная программа реабилитации или абилитации) — именно в соответствии с этой программой работодатель должен предоставить необходимые условия труда человеку с ограниченными возможностями. Работодатель благодаря данной программе может убедиться, что человеку, претендующему на вакантное место, условия работы не противопоказаны ему по состоянию здоровья. Если имеются какие-либо противопоказания (недопустимый уровень шума, загазованность и пр.), то работодатель на законных основаниях может отказать инвалиду в трудоустройстве. При этом в направлении службы занятости необходимо отметить причину отказа.
Но важно учитывать, что если устройство на работу инвалида происходит не в рамках квоты и для занимаемой вакансии не предъявляются особые требования к состоянию здоровья работника, то инвалиду не обязательно предоставлять вышеперечисленные два документа, он это может сделать по желанию, и в связи с этим может быть принят на работу на общих основаниях, без предоставления льгот.

Каков порядок действий при трудоустройстве инвалида через центр занятости, какие документы должны собрать граждане для регистрации в качестве соискателей
Для регистрации инвалида в качестве соискателя необходимо предоставить в ЦЗН следующие документы:
- заявление на регистрацию;
- заявление с просьбой о сопровождении при содействии занятости (при желании);
- паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
- трудовая книжка (если есть) и/или другие документы, подтверждающие стаж;
- документы об образовании, квалификации, наличии ученых степеней/званий;
- справки о среднем заработке (денежном довольствии) за последние 3 месяца;
- индивидуальная программа реабилитации с заключением о рекомендуемом характере и условиях труда;
- справка об установлении инвалидности.

Сопровождение при содействии занятости инвалиду - индивидуальная помощь в трудоустройстве, включающая организацию взаимодействия с работодателем, направление на получение дополнительного профессионального образования и прохождение профессионального обучения.