В период непростой экономической ситуации, связанной с пандемией CОVID-19, город встал перед выбором: сохранить социальные гарантии или увеличить долговую нагрузку на бюджет. О том, какие меры предпринимают власти в сложившихся условиях и может ли грозить городу банкротство, рассказал заместитель главы Тольятти по финансам, экономике и развитию Алексей Бузинный.
- Алексей Юрьевич, с какими финансовыми сложностями городу пришлось столкнуться в связи с ограничительными мерами из-за угрозы распространения коронавируса?
- 2019 год мы закончили с хорошими финансовыми результатами. Уровень долговой нагрузки на бюджет Тольятти снизился на 6,6%, рост налоговых и неналоговых доходов составил 290 млн руб., муниципальный долг снизился на 145 млн рублей. Положительная динамика наблюдалась и в начале текущего года - за первый квартал бюджет получил более 109 % налоговых и неналоговых доходов от плана… А уже по итогам второго квартала этот показатель составил - 74%. Но сейчас ситуация несколько стабилизировалась и нам необходимо, как минимум, удержать ее под контролем.
- Каким образом?
- С точки зрения классической истории управления предприятием в кризисные периоды начинают снижать издержки. Падает спрос, закупается меньше сырья, следовательно, сокращают зарплату и персонал.
С бюджетом другая история. Задача бюджета - обеспечивать работу всех систем жизнеобеспечения города, поддерживать уровень жизни людей, оказывать услуги социального характера. Меньше потребителей этих услуг не стало, а более половины бюджетных расходов составляют расходы на заработную плату работников социальной сферы. Напомним, в бюджетной сфере года трудится порядка 20 тысяч человек. Несмотря на сложную ситуацию и призывы отдельных «доброжелателей», мы не готовы резать по живому тот минимум, который необходим для поддержания жизнедеятельности города. Задача власти сегодня - сделать все, чтобы простые граждане продолжали ощущать, что в городе есть власть, чтобы социальная сфера продолжала стабильно работать.
В этом году мы уже закрыли лимиты на сумму 178,2 млн рублей, в частности сократили расходы на ремонт объектов бюджетной сферы, содержания мест общего пользования, приобретение автомобилей и спецмашин для обслуживания территорий. Планируется к сокращению еще 55 млн рублей, в том числе экономию от муниципальных закупок на сумму 28 млн руб. мы направили на сокращение муниципального долга. Но с учетом того, что ожидаемая сумма недополученных доходов по итогам года составит порядка 1,4 млрд рублей, сократить на эту сумму расходы просто невозможно. Дальнейшее сокращение приведет к нарастанию социальной напряженности. Более того, наш город не будет иметь средств не то что на развитие, но и на поддержание текущего уровня комфорта городской среды.
- И единственным вариантом в таком случае остается привлечение заемных средств?
- Совершенно верно, но тут есть два сценария развития событий. Первый и самый выигрышный- это привлечение бюджетных кредитов. До апреля у нас была такая возможность и мы ей активно пользовались, привлекая кредиты из федерального бюджета на 90 дней на сумму 636 млн руб. под 0,1% годовых. Но, сожалению, на сегодняшний день Минфином РФ установлен запрет на предоставление кредитов из федерального бюджета муниципалитетам. Наш регион также не получил такой возможности.
В мае наступил срок погашения бюджетного кредита и мы вынуждены были начать процедуру его замещения коммерческими кредитами. В итоге были привлечены кредиты под ставку от 7,5 до 8,5% годовых со сроком действия один год. В целях удешевления займов мы разыграли новые кредитные линии на полгода и ставка уменьшилась до 6,5%. Поймите - мы стремимся не нарастить портфель кредитов в банке, а открыть новые дешевые кредитные линии, не закрывая старые. То есть временно заимствовать средства для компенсации недополученных доходов
- Но Тольятти и без того имеет существенный муниципальный долг- 5,7 млрд рублей…
- Конечно, объем муниципального долга имеет значение, но самое главное - во сколько обходится городу его обслуживание. На 2020 год в бюджете предусмотрен верхний предел муниципального долга в размере 5,7 млрд рублей. Стоимость обслуживания муниципального долга - 438 млн рублей. Даже при увеличении верхнего предела муниципального долга до 7,1 млрд мы планируем, что фактические расходы на обслуживание муниципального долга составят не более 446 млн рублей. Это достижимо за счет последовательного снижения ставки Центробанка, которая сегодня составляет 4,5%, и привлечения более дешевых кредитов. Таким образом, предполагая увеличение верхнего предела муниципального долга на 1,4 млрд руб., мы дополнительно понесем расходы на сумму всего порядка 7 млн рублей.
Поясню на простом примере. Семья взяла ипотеку по 16 % годовых, платит. Но позднее появилась возможность реструктуризировать кредит в другом банке под более низкий процент. Они же ей воспользуются! При этом один из супругов временно потерял часть дохода - предприятие находится в простое. Но обязательные расходы остаются - коммунальные услуги, продукты питания, обучение детей. Поэтому за счет более низкой ставки и дешевого обслуживания кредита он может себе позволить большую сумму кредита, чтобы пережить этот временный сложный период. В противном случае ситуация в семье начнет ухудшаться.
Также и бюджет - да, мы максимально урезали возможные расходы. Все остальные расходы касаются непосредственно жизнеобеспечения города и зарплат бюджетников. Если люди выйдут на улицы и увидят, что дворы не убираются, мусор не вывозится, дороги не ремонтируются, город не благоустраивается, мы начнем загонять себя в средневековье. Нам нужно пережить этот сложный период.
Поэтому здесь остается один вариант - поддерживать обязательные расходы на минимальном уровне и сбалансировать доходную часть бюджета за счет привлечения заемных средств. При этом необходимо продолжать работать с региональными и федеральными властями по вопросу выделения ресурсов городу под более низкий процент.
- Сейчас в СМИ муссируются домыслы о том, что над Тольятти нависла угроза банкротства. Как вы к ним относитесь?
- Примеров банкротства в муниципальных образованиях Российской Федерации я не встречал. Есть естественные процессы, когда города проходят разные циклы развития - рост, стабильность, упадок.
Наш город не исключение, он несколько раз проходил эти периоды.
К началу XX века в Ставрополе проживало около 7,5 тысяч человек. А в 1924 году, в связи с сокращением численности населения, город был преобразован в село. По окончании войны Ставрополь снова стал городом. А после принятия решения о строительстве на Волге ГЭС в 1950 году, а позднее - Волжского автозавода, начал развиваться колоссальными темпами.
Нас пытаются продолжить сравнивать с Детройтом - городом-банкротом, где был кризис автомобильной промышленности. Мы с АВТОВАЗом эту стадию уже пережили, и банкротом не стали. Наоборот, кризисная ситуация придала новый импульс развитию города. Более 10 лет мы направляем усилия на диверсификацию экономики. Предприятия большой химии стабильно развиваются, мы получили статус ТОСЭР, наши резиденты намерены инвестировать в экономику региона 41 млрд руб., создать более 8,5 тыс. рабочих мест, за два года их отчисления в бюджеты всех уровней составили порядка 400 млн рублей. ОЭЗ включена в границы Тольятти, сегодня она начитывает 26 резидентов и 11 уже успешно действующих производств. Развивается инфраструктура - строится развязка на М5, климовский мост… Какой город-банкрот? Вы оглянитесь вокруг!
Да, сейчас у нас есть временные сложности, связанные с периодом снижения собственных доходов. Но если мы пойдем по пути еще большего сокращения расходов на содержание городской инфраструктуры, сокращение зарплат работников бюджетной сферы, отказа от принятых социальных льгот, тогда начнутся системные проблемы с необратимыми последствиями. Это приведет к тому, что город будут покидать квалифицированные кадры, молодежь, для которых уровень благоустройства играет не последнюю роль. Поддержание комфортной среды способствует, в том числе, и инвестиционной привлекательности города.
Откровенно говоря, я считаю, что всю эту риторику о городе-банкроте разводят враги города. Они сеют панику, упаднические настроения, пытаясь при этом выглядеть оракулами и спасителями. Они наоборот вгоняют жителей в депрессию, а потом начинают рассказывать, что все считают наш город депрессивным. Они не понимают, что это неумно и бесперспективно по отношению к городу. Вместо того, чтобы запугивать людей, каждый должен заниматься своим делом, а не профанацией и направить свою энергию на то, чтобы реально помочь нашему городу и его жителям.