Администрация городского округа Тольятти

официальный портал

Информация об изменении родительской платы в муниципальных детсадах

13 апреля 2019

В рамках обсуждения вопросов на заседании рабочей группы, созданной для  рассмотрения  изменений в постановление  о взимании платы с родителей воспитанников, членами рабочей группы были даны   разъяснения по предложениям инициативной группы и возможности их реализации в соответствии с действующим законодательством Российской  Федерации.

 Услуга присмотра и ухода разделена на уровне федерального законодательства на две составляющие:

-  часть,  финансируемая из муниципального бюджета (п.4. статьи 65 ФЗ № 273 - расходы на содержание недвижимого имущества);

 - часть, оплачиваемая родителями (законными представителями) воспитанников в виде родительской платы.

В 2019 году на эти цели направлено 678 мил. 557 тыс. рублей из муниципального бюджета. Свои обязательства муниципалитет выполнил в полном объеме.

 - Для целей согласования и утверждения норм расхода материалов хозяйственно-бытового назначения, для обеспечения присмотра и ухода за детьми, соблюдения ими режима дня и личной гигиены, предоставить рабочей группе отчет за 2018 или 2017 календарный год о наименовании и количестве материалов (прочих нужд), потраченных на указанные цели в рамках одного детского дошкольного учреждения (на примере д/с "Веточка").

Информация  о наименовании и количестве материалов МАОУ № 69 "Веточка" предоставлена членам рабочей группы.  Анализ материалов показывает, что потребность учреждения уже в 2018 году значительно превышала возможность приобретения расходных материалов на  8.66  рублей, которые были предусмотрены  в родительской плате на эти цели.

Анализ структуры расходов других учреждений, в том числе в 2019 году,  показывает, что  средняя стоимость закупок  в рамках примерного перечня составляет  18,59 рублей.

Таким образом, каждая дошкольная организация в соответствии с методикой, утвержденной на федеральном уровне,  осуществив анализ структуры затрат на присмотр  и уход,  формирует самостоятельно расходы на текущий финансовый год исходя из потребностей и возможности учреждения. Потребности одного детского сада даже в моющих и дезинфицирующих средствах  будут отличаться от потребностей  другого учреждения, т.к.  имеют разные условия: разные площади помещений, разное количество дверей, окон, стульев, столов, специализированных помещений и т.п.

 - По факту изучения предоставленных отчетов согласовать и утвердить Постановление №382-п/1 нормы расхода материалов хозяйственно-бытового назначения для обеспечения присмотра и ухода за детьми, соблюдения ими режима дня и личной гигиены.

В структуре затрат самым большим направлением являются  общехозяйственные нужды,  расходы на моющие и дезинфицирующие средства. Разделом  17 СанПиН 2.4.1.3049-13   определено количество и сроки уборки и мытья не только групповых помещений, игрушек, но и других помещений, где занимаются дети. Площадь этих помещений в детских садах различна, поэтому нельзя сформировать единые нормы расходования моющих и дезинфицирующих средств. Каждый детский сад самостоятельно формирует расходы на эти цели.

        Таким образом, утвердить единые для всех типов учреждений нормы  расхода материалов хозяйственно бытового назначения  для обеспечения присмотра и ухода нецелесообразно.

       Кроме того, статьей 78.1. Бюджетного кодекса РФ установлено, что нормативные затраты  разрабатываются только для муниципального задания и содержания муниципального имущества.

 - В перечень товаров хозяйственно-бытового назначения не должны входить позиции, относящиеся к основным средствам детского дошкольного учреждения такие, как ковры, лампы и т.д.

Методика расчета родительской платы, утвержденная на федеральном уровне,  не содержит такого понятия, как основные средства. Расчет осуществляется в соответствии со структурой расходов учреждения на присмотр и уход.  Приказом  Минфина России от 31.12.2016 № 257н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора" установлено, что основные средства – это оборудование и другое дорогостоящее имущество (свыше 40 000 рублей), которое используется больше года. Такое имущество отличается от сырья и материалов тем, что последние организации используют однократно. Так же есть отличие и от инвентаря – стоимость последнего меньше лимита для основных средств, т.е. менее 40 тыс. руб. Кроме этого, Налоговый  кодекс РФ устанавливает для основных средств  минимальную стоимость  - 100 тыс. руб. Ковры и лампы, таким образом, не относятся к основным средствам. Кроме этого, условия искусственного освещения  групповых помещений, в которых  осуществляется присмотр и уход, наличие ковриков для ног и др. установлены нормами  СаНПиН 2.4.1.3049-13.

- В целях недопущения намеренного завышения стоимости на материалы хозяйственно-бытового назначения, на которые утверждены рабочей группой нормы расхода, проверить их реальную стоимость.

В городском округе Тольятти учреждения относятся к разным типам: автономные и бюджетные, при проведении закупок они руководствуются различными нормами законодательства (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - для бюджетных учреждений,  Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" - для  автономных учреждений). Приобретение товаров возможно только по закупочным ценам, а не розничным. Приобретение  учреждениями товаров осуществляется на электронных торговых площадках (ЭТП) и только у тех поставщиков, которые зарегистрированы на этих площадках. Выходя на торги, учреждения выставляют требования к товарам и материалам в строгом соответствии с ГОСТ, СНиП, ТУ (тех.усл.) и другой нормативной документацией. В ЕИС (Единая информационная система)  на сайте www.zakupki.gov.ru. размещается реестр контрактов,  в которых отражены  закупочные  цены. Информацию можно получить,  введя ИНН заказчика, который  имеется в квитанции и на информационных стендах учреждения. Учитывая особенности приобретения товаров, закупочные цены не совпадают с ценами розничными и могут отличаться даже у разных учреждений.

- Родительская плата за присмотр и уход за детьми в ДДУ должна производиться за дни фактического пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Перерасчет родительской платы за период отсутствия ребенка в дошкольном учреждении должен производиться в месяце,  следующем за месяцем, в котором ребенок отсутствовал в ДДУ на основании табеля посещаемости детей, заполняемого воспитателем.

Размер родительской платы установлен в соответствии с методикой, утвержденной на федеральном уровне, которой определено разделение расходов на постоянные и переменные.  

Расходы учреждения на приобретение продуктов питания зависят от количества дней посещения ребенком учреждения и являются переменными, во время отсутствия ребенка учреждение не несет фактически расходы на приобретение продуктов питания.  Плата с родителей в этой части взимается с учетом фактического посещения учреждения ребенком.

В  отличие от расходов на приобретение продуктов питания, прочие расходы являются постоянными (невозвратными), поскольку данные расходы учреждение  вынуждено нести для обеспечения соблюдения гигиены и режима дня, организации надлежащего хозяйственно-бытового обслуживания  вне зависимости от фактического количества дней посещения ребенком учреждения. Плата с родителей в этой части взимается в зависимости от рабочих дней учреждения и не зависит от посещения его ребенком.

Данный вопрос был предметом судебных разбирательств, в результате которых установлено, что данный факт не нарушает нормы и требования действующего законодательства (Определение Верховного Суда 

Российской Федерации от 22.04.2015 № 11-АПГ15-4).

Основанием для составления табеля являются документы (справки, заявления и т.п.), которые предоставляют родители в учреждение. Наличие справки после перенесенной болезни является обязательным требованием, что закреплено в нормативных актах федерального уровня. В случае отсутствия ребенка по болезни хотя бы один день, в силу прямого указания СанПиН 2.4.1.3049-13, требуется предоставление соответствующей медицинской справки. Табель учета детей является  документом бухгалтерской отчетности, на основании которого рассчитывается  родительская плата, поэтому не может быть документом подтверждающим уважительность причины отсутствия ребенка в детском саду.

- Для прозрачности начисления родительской платы за присмотр и уход за детьми вернуть в Постановление №382-п/1 деление размера платы за 12-часовое пребывание и за 24-часовое пребывание соответственно либо установить коэффициенты, учитывающие режим работы организации 7-дневный, 6-дневный, 5-дневный), а также учитывающие продолжительность работы организации (10 часов, 12 часов или иная продолжительность).

Режим работы учреждения определяется  уставом и локальными актами учреждения. В городском округе Тольятти нет муниципальных учреждений, которые работают  в режиме  7 и 6 дней в неделю. В основном детские сады работают только в режиме 12 часов пребывания, в ряде детских садов  есть отдельные группы с круглосуточным пребыванием. Родительская плата установлена в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13, который  определяет суточный набор продуктов питания для детей. Приказом  Минздравсоцразвития № 213н и Минобрнауки РФ от 11.03.2012 № 178 установлены  нормы распределения  калорийности  по приемам пищи в процентном отношении при 12 часовом и круглосуточном пребывании.

Таким образом, суточная  норма продуктов питания одинакова,  калорийность распределяется либо на 4, либо на 5 приемов пищи в зависимости от длительности пребывания ребенка в учреждении.

- Для целей исключения самовольного трактования норм Постановления отразить информацию в Постановлении о том, что квитанция за внесение родительской платы выставляется единым платежным документом с разделением в нем сумм на оплату за питание и на оплату за прочие расходы.

Квитанция для родителей в настоящее время оформляется учреждениями  с разделением на суммы: продукты питания и прочие расходы.

 - В целях единого понимания условий договоров оказания услуг (на пребывание детей в саду) привести их все к единообразию во всех ДДУ, особенно в части снятия детей с питания день в день до 11 часов текущего дня, для целей правильного перерасчета по факту отсутствия ребенка в саду. Перерасчет родительской платы  как за питание, так  и за прочие расходы должен производиться на основании табеля посещаемости детей, заполняемого воспитателями, с текущего дня отсутствия ребенка, а не со следующего после оповещения родителями о его отсутствии.

Приказом Минобрнауки РФ от 13.01.2014 № 8 определено, что родители информируют учреждение о предстоящем отсутствии воспитанника.

Обсуждение вопроса определения размера родительской платы будет продолжено.