В рамках обсуждения вопросов на заседании рабочей группы, созданной для рассмотрения изменений в постановление о взимании платы с родителей воспитанников, членами рабочей группы были даны разъяснения по предложениям инициативной группы и возможности их реализации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Услуга присмотра и ухода разделена на уровне федерального законодательства на две составляющие:
- часть, финансируемая из муниципального бюджета (п.4. статьи 65 ФЗ № 273 - расходы на содержание недвижимого имущества);
- часть, оплачиваемая родителями (законными представителями) воспитанников в виде родительской платы.
В 2019 году на эти цели направлено 678 мил. 557 тыс. рублей из муниципального бюджета. Свои обязательства муниципалитет выполнил в полном объеме.
- Для целей согласования и утверждения норм расхода материалов хозяйственно-бытового назначения, для обеспечения присмотра и ухода за детьми, соблюдения ими режима дня и личной гигиены, предоставить рабочей группе отчет за 2018 или 2017 календарный год о наименовании и количестве материалов (прочих нужд), потраченных на указанные цели в рамках одного детского дошкольного учреждения (на примере д/с "Веточка").
Информация о наименовании и количестве материалов МАОУ № 69 "Веточка" предоставлена членам рабочей группы. Анализ материалов показывает, что потребность учреждения уже в 2018 году значительно превышала возможность приобретения расходных материалов на 8.66 рублей, которые были предусмотрены в родительской плате на эти цели.
Анализ структуры расходов других учреждений, в том числе в 2019 году, показывает, что средняя стоимость закупок в рамках примерного перечня составляет 18,59 рублей.
Таким образом, каждая дошкольная организация в соответствии с методикой, утвержденной на федеральном уровне, осуществив анализ структуры затрат на присмотр и уход, формирует самостоятельно расходы на текущий финансовый год исходя из потребностей и возможности учреждения. Потребности одного детского сада даже в моющих и дезинфицирующих средствах будут отличаться от потребностей другого учреждения, т.к. имеют разные условия: разные площади помещений, разное количество дверей, окон, стульев, столов, специализированных помещений и т.п.
- По факту изучения предоставленных отчетов согласовать и утвердить Постановление №382-п/1 нормы расхода материалов хозяйственно-бытового назначения для обеспечения присмотра и ухода за детьми, соблюдения ими режима дня и личной гигиены.
В структуре затрат самым большим направлением являются общехозяйственные нужды, расходы на моющие и дезинфицирующие средства. Разделом 17 СанПиН 2.4.1.3049-13 определено количество и сроки уборки и мытья не только групповых помещений, игрушек, но и других помещений, где занимаются дети. Площадь этих помещений в детских садах различна, поэтому нельзя сформировать единые нормы расходования моющих и дезинфицирующих средств. Каждый детский сад самостоятельно формирует расходы на эти цели.
Таким образом, утвердить единые для всех типов учреждений нормы расхода материалов хозяйственно бытового назначения для обеспечения присмотра и ухода нецелесообразно.
Кроме того, статьей 78.1. Бюджетного кодекса РФ установлено, что нормативные затраты разрабатываются только для муниципального задания и содержания муниципального имущества.
- В перечень товаров хозяйственно-бытового назначения не должны входить позиции, относящиеся к основным средствам детского дошкольного учреждения такие, как ковры, лампы и т.д.
Методика расчета родительской платы, утвержденная на федеральном уровне, не содержит такого понятия, как основные средства. Расчет осуществляется в соответствии со структурой расходов учреждения на присмотр и уход. Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора" установлено, что основные средства – это оборудование и другое дорогостоящее имущество (свыше 40 000 рублей), которое используется больше года. Такое имущество отличается от сырья и материалов тем, что последние организации используют однократно. Так же есть отличие и от инвентаря – стоимость последнего меньше лимита для основных средств, т.е. менее 40 тыс. руб. Кроме этого, Налоговый кодекс РФ устанавливает для основных средств минимальную стоимость - 100 тыс. руб. Ковры и лампы, таким образом, не относятся к основным средствам. Кроме этого, условия искусственного освещения групповых помещений, в которых осуществляется присмотр и уход, наличие ковриков для ног и др. установлены нормами СаНПиН 2.4.1.3049-13.
- В целях недопущения намеренного завышения стоимости на материалы хозяйственно-бытового назначения, на которые утверждены рабочей группой нормы расхода, проверить их реальную стоимость.
В городском округе Тольятти учреждения относятся к разным типам: автономные и бюджетные, при проведении закупок они руководствуются различными нормами законодательства (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - для бюджетных учреждений, Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" - для автономных учреждений). Приобретение товаров возможно только по закупочным ценам, а не розничным. Приобретение учреждениями товаров осуществляется на электронных торговых площадках (ЭТП) и только у тех поставщиков, которые зарегистрированы на этих площадках. Выходя на торги, учреждения выставляют требования к товарам и материалам в строгом соответствии с ГОСТ, СНиП, ТУ (тех.усл.) и другой нормативной документацией. В ЕИС (Единая информационная система) на сайте www.zakupki.gov.ru. размещается реестр контрактов, в которых отражены закупочные цены. Информацию можно получить, введя ИНН заказчика, который имеется в квитанции и на информационных стендах учреждения. Учитывая особенности приобретения товаров, закупочные цены не совпадают с ценами розничными и могут отличаться даже у разных учреждений.
- Родительская плата за присмотр и уход за детьми в ДДУ должна производиться за дни фактического пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Перерасчет родительской платы за период отсутствия ребенка в дошкольном учреждении должен производиться в месяце, следующем за месяцем, в котором ребенок отсутствовал в ДДУ на основании табеля посещаемости детей, заполняемого воспитателем.
Размер родительской платы установлен в соответствии с методикой, утвержденной на федеральном уровне, которой определено разделение расходов на постоянные и переменные.
Расходы учреждения на приобретение продуктов питания зависят от количества дней посещения ребенком учреждения и являются переменными, во время отсутствия ребенка учреждение не несет фактически расходы на приобретение продуктов питания. Плата с родителей в этой части взимается с учетом фактического посещения учреждения ребенком.
В отличие от расходов на приобретение продуктов питания, прочие расходы являются постоянными (невозвратными), поскольку данные расходы учреждение вынуждено нести для обеспечения соблюдения гигиены и режима дня, организации надлежащего хозяйственно-бытового обслуживания вне зависимости от фактического количества дней посещения ребенком учреждения. Плата с родителей в этой части взимается в зависимости от рабочих дней учреждения и не зависит от посещения его ребенком.
Данный вопрос был предметом судебных разбирательств, в результате которых установлено, что данный факт не нарушает нормы и требования действующего законодательства (Определение Верховного Суда
Российской Федерации от 22.04.2015 № 11-АПГ15-4).
Основанием для составления табеля являются документы (справки, заявления и т.п.), которые предоставляют родители в учреждение. Наличие справки после перенесенной болезни является обязательным требованием, что закреплено в нормативных актах федерального уровня. В случае отсутствия ребенка по болезни хотя бы один день, в силу прямого указания СанПиН 2.4.1.3049-13, требуется предоставление соответствующей медицинской справки. Табель учета детей является документом бухгалтерской отчетности, на основании которого рассчитывается родительская плата, поэтому не может быть документом подтверждающим уважительность причины отсутствия ребенка в детском саду.
- Для прозрачности начисления родительской платы за присмотр и уход за детьми вернуть в Постановление №382-п/1 деление размера платы за 12-часовое пребывание и за 24-часовое пребывание соответственно либо установить коэффициенты, учитывающие режим работы организации 7-дневный, 6-дневный, 5-дневный), а также учитывающие продолжительность работы организации (10 часов, 12 часов или иная продолжительность).
Режим работы учреждения определяется уставом и локальными актами учреждения. В городском округе Тольятти нет муниципальных учреждений, которые работают в режиме 7 и 6 дней в неделю. В основном детские сады работают только в режиме 12 часов пребывания, в ряде детских садов есть отдельные группы с круглосуточным пребыванием. Родительская плата установлена в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13, который определяет суточный набор продуктов питания для детей. Приказом Минздравсоцразвития № 213н и Минобрнауки РФ от 11.03.2012 № 178 установлены нормы распределения калорийности по приемам пищи в процентном отношении при 12 часовом и круглосуточном пребывании.
Таким образом, суточная норма продуктов питания одинакова, калорийность распределяется либо на 4, либо на 5 приемов пищи в зависимости от длительности пребывания ребенка в учреждении.
- Для целей исключения самовольного трактования норм Постановления отразить информацию в Постановлении о том, что квитанция за внесение родительской платы выставляется единым платежным документом с разделением в нем сумм на оплату за питание и на оплату за прочие расходы.
Квитанция для родителей в настоящее время оформляется учреждениями с разделением на суммы: продукты питания и прочие расходы.
- В целях единого понимания условий договоров оказания услуг (на пребывание детей в саду) привести их все к единообразию во всех ДДУ, особенно в части снятия детей с питания день в день до 11 часов текущего дня, для целей правильного перерасчета по факту отсутствия ребенка в саду. Перерасчет родительской платы как за питание, так и за прочие расходы должен производиться на основании табеля посещаемости детей, заполняемого воспитателями, с текущего дня отсутствия ребенка, а не со следующего после оповещения родителями о его отсутствии.
Приказом Минобрнауки РФ от 13.01.2014 № 8 определено, что родители информируют учреждение о предстоящем отсутствии воспитанника.
Обсуждение вопроса определения размера родительской платы будет продолжено.