Владельцам маломерных судов необходимо помнить, что перед выходом на воду они должны иметь все необходимые документы: удостоверение на право управления маломерным судном (соответствующий номер), судовой билет с соответствующей отметкой о прохождении техосмотра, талон с соответствующей отметкой о прохождении техосмотра.
Маломерное судно должно быть укомплектовано необходимым имуществом, причём не только в момент прохождения технического осмотра, но и в процессе его эксплуатации, т.к. это необходимо, прежде всего, для сохранения жизни, как судоводителя, так и пассажиров.
Помните и всегда соблюдайте правила безопасного поведения на акваториях водоёмов, помните, только ваша осторожность и здравый рассудок – залог сохранения здоровья и жизни.
Памятка по мерам безопасности на воде с использованием маломерных судов и плавсредств
Меры безопасности при использовании маломерных плавсредств:
· Все находящиеся на плавсредстве должны надеть (иметь) спасательные жилеты;
· В случае опрокидывания плавсредства, если оно находится на плаву, не разрешается отплывать от него, необходимо находиться рядом и использовать плавсредство как опору и ориентир для спасателей;
· В любой ситуации все обязаны командиру плавсредства, а в его отсутствии старшему по должности или возрасту и выполнять его распоряжения;
· В экстремальной ситуации старший на терпящем бедствие плавсредстве обязан предпринять меры для спасения людей и согласно Российского законодательства наделяется особыми правами по отношению ко всем терпящим бедствие людям и несет ответственность за предпринятые им действия (все люди, находящиеся на спасательном плавсредстве, согласно законодательства, переходят в категорию «Экипаж» и более не разделяются на пассажиров и команду);
· Движение маломерных судов, особенно гребных, организуется в стороне от основного фарватера или хода по правой стороне водоема по ходу движения не далее 20 м от берега;
· Не допускается движение в несколько рядов, за исключением проведения спортивных состязаний и водных праздников;
· При прохождении мест купания необходимо быть осторожным, чтобы не нанести травму купающимся;
Запрещено:
· При посадке вставать на борта и сидения;
· Перегружать плавсредство;
· выход плавсредств при силе ветра более 10 м/с баллов, а на незначительных водоемах, свыше 15 м/с;
· Допуск к управлению плавсредствами лиц, не имеющих соответствующих документов на данный вид деятельности, разрешенный законодательством Российской Федерации;
· Ответственность за обеспечение безопасности при плавании на любых плавсредствах возлагается на капитанов судов, командиров шлюпок и руководителей организаций, проводящих мероприятия на воде, а так же владельцев плавсредств, которые обязаны строго соблюдать требования правил поведения и мер безопасности.)
· Во время движения выставлять руки и перевешиваться за борт, сидеть на бортах, переходить на место, пересаживаться в другие плавсредства;
· При катании на водном велосипеде допускать спуск людей с сиденья на корпус велосипеда;
· Пользоваться плавсредствами детям до 16 лет без сопровождения взрослых, а так же лицам, не достигшим 7 лет;
· Плавание ночью, в тумане и в условиях, при которых возможна потеря ориентации;
· Нахождение маломерных плавсредств вблизи шлюзов, плотин, земснарядов, а так же приближение и остановка у мостов или под ними, переправ, приближение к судам и кораблям, пристаням, причалам, пляжам, купальням и иным местам отдыха людей у воды, а так же районам проведения любых гидротехнических работ;
· Категорически запрещено пользоваться плавсредствами лицам в нетрезвом состоянии.
При большом волнении нужно:
· Носом лодки резать волну, нельзя оставлять борт перпендикулярно волне, т.к. лодка может опрокинуться;
· Принимать пострадавшего на борт необходимо только с кормы, с бортов - категорически запрещается, т.к., это чревато переворотом маломерного плавсредства, а со стороны носа поднимать человека не всегда удобно;
· При падении человека за борт на судне подаются три продолжительных звуковых сигнала, длительность которых определена от 4 до 6 секунд;
· Купание на любых плавсредствах детям до 16 лет разрешается только под руководством взрослых и при их участии;
При эксплуатации моторных лодок и катеров правила и меры безопасности аналогичны требованиям использования гребных и парусных плавсредств.
Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № З6-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» (далее - Закон, ФЗ № 36} внесены изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе в Кодекс торгового мореплавания (КТМ) и Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ).
В связи с вступившими в силу изменениями, статьей 7 КТМ и статьей 3 KBВТ, дано следующее определение маломерного судна:
- длина которого не превышает двадцать (20) метров и
- общее количество людей, на котором не превышает двенадцать (12).
Под длиной понимается габаритная длина судна.
При решении вопроса о подведомственности классификации и освидетельствования маломерных судов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС МЧС РФ), ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (PC) или ФАУ «Российский речной регистр» (РРР) принимается во внимание цель использования маломерного судна:
некоммерческое использование - ГИМС МЧС РФ;
коммерческое использование - PC или РРР.
В соответствии с разъяснениями заместителя министра транспорта РФ В.А. Олерского (письмо № OB-28/1947 от 25.02.2013 г.) разделение ответственности при классификации и освидетельствовании маломерных судов коммерческого использования между PC или РРР определяется в зависимости от удаленности районов использования судов от мест убежищ или берега:
внутренние водные пути - РРР;
морские районы с удаленностью от мест убежищ или берега до 12 миль включительно - по выбору судовладельца PC или РРР;
морские районы с удаленностью от мест убежищ или берега свыше 12 миль - PC
II. Регистрация маломерных судов
В соответствии со статьей 33 КТМ и статьей 16 КВВТ маломерные суда,
занимающиеся коммерческой деятельностью подлежат государственной регистрации в Государственном судовом реестре;
не занимающиеся коммерческой деятельностью подлежат регистрации в реестре маломерных судов.
В соответствии со статьей 35 КТМ и статьей 17 КВВТ государственная регистрация маломерных судов, осуществляющих коммерческую деятельность, и прав на них поручена капитанам морских портов и администрациям бассейнов внутренних водных путей (далее — органы государственной регистрации судов).
Пунктом 2 статьи 27 КТМ и пунктом 10 статьи 14 КВВТ установлено, что судовой билет, выдаваемый на судно при государственной регистрации, удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно и годность судна к плаванию.
Таким образом, в соответствии с КТМ судовой билет не удостоверяет соответствие маломерного судна правилам классификации и постройки морских судов и не является подтверждением наличия у маломерного судна класса PC.
III. Нормативные документы PC по классификации н освидетельствованию маломерных судов
В настоящий момент введено Временное Руководство по классификации и освидетельствованию маломерных судов (далее Руководство), Положения Руководства базируются на нормативных документах ГИМС (Правила ГИМС РФ), которые рассматриваются, как требования Морской администрации флага, Приказе МЧС РФ №501 от 29.06.2005, а также на технических нормативах Регламента Таможенного союза (о безопасности маломерных судов).
Временное Руководство размешено на сайте PC: www.rs-class.org
IV. Классификация маломерного судна
Под классификацией маломерного судна понимается установление категорий плавания, учитывающих конструктивные особенности судна, вероятные ветро-волновые условия и удаленность от места убежища, на основе фактического технического состояния маломерного судна.
V. Освидетельствование маломерных судов
При освидетельствовании маломерного судна устанавливается соответствие судна, оборудования и снабжения требованиям Временного Руководства.
VI. Виды освидетельствований маломерных судов
Виды освидетельствования маломерных судов максимально гармонизированы с Правилами ГИМС, а именно:
первоначальное - проводится после регистрации маломерного судна и прав на
него;
очередное – в расширенном объёме, проводится на берегу и на плаву с периодичностью в 5 лет:
ежегодное - проводится в период между первоначальным и очередным или между очередными;
внеочередное
> освидетельствование при устранении повреждений, после ремонта или модернизации, после выполнения требований, выставленных при других освидетельствован иях;
> для судов, ранее не зарегистрированных в ГИМС МЧС России, перед государственной регистрацией - для подтверждения фактического соответствия судна данным о нем, указанным в правоустанавливающих документах, и классификации судна как маломерного для регистрации его у капитана морского порта или администрации бассейнов ВВП.
VII, Порядок и места освидетельствования.
Освидетельствование маломерных судов производятся по заявке судовладельца в местное Подразделение PC. В заявке должно быть указано, вовлечено ли судно в коммерческую деятельность и подтверждено согласие судовладельца с Общими условиями оказания услуг Регистром.
Маломерные суда проходят освидетельствования только в месте расположения Подразделения PC, в специально определённых местах. Информация о расположении мест освидетельствования размещается на официальном сайте PC.
VII1. Этаны освидетельствования
Для маломерных судов, ранее зарегистрированных в ГИМС: снятие с учёта в ГИМС;заявление на государственную регистрацию в органы государственной регистрации судов, с приложением судового билета ГИМС и подтверждения ГИМС об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов или судовой книги ГИМС;
регистрация в органах государственной регистрации судов и получение судового билета;
заявка в PC на классификацию и освидетельствование;
освидетельствование PC судна, получение акта и, при положительных результатах освидетельствования, соответствующая отметка в судовом билете.
Для маломерных судов, ранее не зарегистрированных в ГИМС:
заявка в PC для получения акта внеочередного освидетельствования, подтверждающего фактическое соответствие судна данным о нем, указанным в правоустанавливающих документах и классификацию судна, как маломерного.
заявление на государственную регистрацию в органах государственной регистрации судов с приложением правоустанавливающих документов и акта внеочередного освидетельствования;
регистрация судна в органах государственной регистрации судов и получение судового билета;
заявка в PC на классификацию и освидетельствование с представлением необходимой технической документации, при её наличии.
освидетельствование PC судна, рассмотрение документации, проведение испытаний в случае отсутствия технической документации, получение акта и, при положительных результатах освидетельствования, соответствующая отметка в судовом билете.
IX. Отчетные документы PC, выдаваемые по результатам классификации и освидетельствования маломерного судна
По результатам всех видов освидетельствовании Регистром выдается «Акт классификации и освидетельствования маломерного судна» (6.3.80) . в котором:
при положительных результатах первоначального освидетельствования в разделе «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» указывается назначенная категория плавания судна и установленные ограничения по району и условиям плавания,
при положительных результатах очередного, ежегодного или внеочередного освидетельствования в Акте делается соответствующая запись о результатах проведённого освидетельствования.
Для маломерных судов, ранее не зарегистрированных в ГИМС. при соответствии судна данным о нем, указанных в правоустанавливающих документах. Регистр своим актом подтверждает соответствие этих данных и возможность классификации судна как маломерного.
Х.Упрощенный порядок классификации и освидетельствования маломерных судов, ранее зарегистрированных в ГИМС МЧС России
Маломерным судам, ранее зарегистрированным в ГИМС МЧС России, при
положительных результатах освидетельствования назначается Категория PC, соответствующая району и условиям плавания, указанным в судовом билете ГИМС.
Рассмотрение Регистром технической документации, на основании которой ГИМС назначены навигационные ограничения, не производится.
Данный порядок применяется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для судов, ранее зарегистрированных в ГИМС МЧС России.
ХІ. Особенности классификации и освидетельствования маломерных судов, не имеющих судового билета ГИМС МЧС России
Для маломерных палубных судов, спроектированных или построенных без учета требований нормативных документов, без согласованной технической документации или технического наблюдения надзорных органов или органов по сертификации, судов самостоятельной постройки решение о возможности присвоения категории принимается только после разработки и согласования проектной документации и (или) проведенных испытанийв соответствии с требованиями ГИМС.
Для беспалубных маломерных судов, в случае невозможности разработки соответствующей документации, мореходные качества (остойчивость, высота надводного борта, начальный дифферент) устанавливаются в ходе испытаний в соответствии с ГОСТ № 19356-79 «Суда прогулочные, гребные и моторные. Методы испытаний» и ГОСТ № 19105- 79 «Суда прогулочные, гребные и моторные. Типы, основные параметры и общие технические требования».
XII. Стоимость
Процесс освидетельствования включает в себя в общем случае следующие трудозатраты:
1. Рассмотрение и анализ заявки.
2. Рассмотрение представленной документации.
3. Освидетельствование судна, его оборудования и снабжения.
4. Доведение необходимых испытаний и проверок.
5. Оформление акта освидетельствования.
6. Заполнение Первичных информационных документов.
7. Подготовка формуляра и занесение информации в единую базу данных.
На основании имеющегося опыта Регистра общая трудоёмкость вышеуказанных этапов освидетельствования одного маломерного судна составляет не менее 3-х (трех) нормо-часов.
При этом стоимость нормо-часа для данной услуги с целью удобства судовладельцев для всех регионов была установлена в размере 1500 рублей.
ВАЖНО ПОМНИТЬ!
При возникновении чрезвычайных ситуаций необходимо звонить
по единому телефону пожарных и спасателей «112»
(все операторы сотовой связи)