Мошенничество - это завладение чужим имуществом путем обмана. По сути - то же воровство. Разница лишь в том, что обворовать человека удается благодаря доверчивости пострадавшего.
Развитие сотовой связи, в каком-то смысле, сыграло на руку мошенникам. Данный способ хищения стал одним из самых массовых видов преступных действий. А вот расследование его осложнено тем, что преступник может действовать на расстоянии.
Ниже приведены наиболее часто встречающиеся схемы мошенничества.
"Мама, я в беде!.." - просьба о помощи от лица друзей или родственников. Более сложная схема - звонок от человека, который представляется сотрудником полиции или прокуратуры. В большинстве случаев позвонивший сообщает, что кто-то из родственников стал участником ДТП с тяжелыми последствиями, и, чтобы избежать судебного процесса и ответственности, требуется передать некую денежную сумму.
Звонок или сообщение на платные номера:
Звонят с незнакомого номера, но звонок резко обрывается или сбрасывается после дозвона. При попытке перезвонить абонент получает в ответ длинные гудки, или "общается" с включенным автоответчиком. В этих случаях звонок платный, и деньги со счета владельца мобильника переходят на счета мошенника.
Проблемы с банковской картой (счетом):
На телефон приходит СМС от "банка" или мошенники звонят, представляясь его сотрудниками, с информацией о том, что заблокирована банковская карта или имеется задолженность по кредиту. Владельцу телефона предлагают позвонить оператору "банка". Те, кто после этого перезванивают, попадают на платный номер.
Еще более худшие последствия наступают, если по просьбе "банка" владелец телефона сообщает мошенникам номер карты и её пин-код, пароль от "Личного кабинета", персональные данные и прочую информацию, которую необходимо держать в секрете.
Код в сообщении:
Новое телефонное мошенничество связано с интернет-магазинами, где можно произвести оплату товара, введя код, присланный на мобильный телефон покупателя.
Мошенники создают сайт с платным доступом. После этого в качестве плательщика вводят номера телефонов случайных абонентов. На указанные номера рассылаются СМС, содержащие код доступа, мошенники обзванивают получателей. Жертвам говорят, что на их номер ошибочно отправили некий код, и просят этот код продиктовать. Попав в подобную ситуацию, ни в коем случае не сообщайте звонящим никаких цифр и кодов, полученных в сообщении.
Как же реагировать на попытки обмана?
1. Получив звонок или сообщение, постарайтесь успокоиться и не принимать решение сразу. Лучше сказать звонящему, что вам необходимо время, чтобы всё обдумать.
2. Никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщайте никому своих персональных данных или конфиденциальной информации: пин-код банковской карты, номер счета, логин и пароль от страниц в социальных сетях.
3. Задавайте вопросы. Если звонящий представляется как сотрудник полиции, банка, доктор поликлиники, страховой агент, первое, что нужно сделать, попытайтесь узнать информацию о собеседнике. Простые вопросы, например, фамилия и должность звонящего, из какого отделения полиции, банка или страхового агентства звонят, контактные данные руководителя организации и прочее настоящего сотрудника не смутят, а мошенников заставят занервничать.
4. Прежде чем реагировать на сообщения или звонки от "родственников" или "друзей", попытайтесь дозвониться человеку, от имени которого пришло сообщение, кому-то из его близких, с которыми он в настоящее время может находиться.
Кто поможет жертве?
Лучший способ обезопасить себя - игнорировать подозрительные звонки или сообщения. Если все же вы попались на удочку мошенников, немедленно сообщите в полицию или обратитесь с заявлением о совершенном мошенничестве. В нем подробно опишите все обстоятельства: когда, и с какого номера телефона пришло сообщение (сделан звонок), кто звонил, каким именем, фамилией, должностью представился, подробности разговора или сообщения, информация, которую требовалось сообщить.
Также необходимо сообщить о телефонном мошенничестве в абонентскую службу или службу технической поддержки сотовой компании, с номера которой поступило сообщение (звонок) от мошенников. В ситуации, когда абонент совершил перевод денежной суммы мошенникам внутри одной мобильной сети, есть шанс при быстром обращении к оператору вернуть свои деньги. Для этого нужно подать в абонентский отдел заявление о возврате этой суммы. Если номер мошенника принадлежал другому оператору, вернуть деньги переводом невозможно.
Цикл видеороликов ГУ МВД России по Самарской области: как не стать жертвой мошенника:
Как не стать жертвой мошенника. Беседа с мнимым родственником
Как не стать жертвой мошенника. Обман по СМС
Как не стать жертвой мошенника. Поддельный перевод
Как распознать мошенника!
Памятка Не дайте себя обмануть!
Распространенный способ совершения хищений денежных средств с карты граждан - побуждение владельца карты к переводу денег путем обмана и злоупотреблением доверия. Сотрудники полиции совместно с Банком России разработали памятку с правилами, которые помогут избежать мошенничества при онлайн-покупке товаров и онлайн-платежах. Придерживайтесь основных правил безопасности, чтобы не поддаться на уловки мошенников и не потерять деньги.
Памятка по предупреждению онлайн-мошенничества
Распространенный способ совершения хищений денежных средств с использованием сайтов-дублеров благотворительных организаций. Сотрудники полиции совместно с Банком России разработали памятку с правилами, которые помогут избежать мошенничества с использованием сайтов-дублеров благотворительных организаций. Придерживайтесь основных правил безопасности, чтобы не поддаться на уловки мошенников и не потерять деньги.
Памятка Будьте внимательны, совершая покупки в интернете!
Наиболее часто встречающееся мошенничество при онлайн-покупке товаров заключается в предложении различных категорий товаров по ценам значительно ниже среднерыночной.
Сотрудники полиции совместно с Банком России разработали памятку с несколькими важными правилами, которые помогут избежать мошенничества при совершении покупок в интернете.