Прусов Петр Михайлович, ведущий инженер-конструктор отдела омологации управления проектирования и сопровождения состава автомобиля дирекции по инжинирингу ОАО «АВТОВАЗ».
06.01.1942-19.03.2017
Трудовая деятельность:
1958 – 1962 гг. – учеба в Городокском техникуме механизации сельского хозяйства Лиозненского района Витебской области;
1959 – 1960 гг. – участие в освоении целинных земель Казахской ССР;
1962 г. – инженер по механизации в колхозе имени Калинина Колышанского сельсовета Лиозненского района Витебской области;
1962 – 1965 гг. – служба в Советской Армии (Белорусский военный округ) и в составе ограниченного контингента советских специалистов в Алжире, ранен;
1965 – 1970 гг. – учеба в Запорожском машиностроительном институте имени В.Я.Чубаря по специальности «Автомобили и тракторы»;
1967-1970 гг. – инженер-конструктор ОГК завода «Коммунар» в Запорожье.
1970 – 1975 гг. – инженер-конструктор отдела проектирования шасси управления главного конструктора Волжского автомобильного завода;
1972 г. – ведущий конструктор проекта ВАЗ-2121.
1975 – 1978 гг. – начальник конструкторского бюро перспективного проектирования автомобилей управления главного конструктора Волжского автомобильного завода;
1977 г. – защита диссертации на соискание степени кандидата технических наук по теме «Особенности трансмиссии полноприводных автомобилей»;
1978 – 1983 гг. – начальник отдела общей компоновки управления главного конструктора Волжского автомобильного завода;
1983 – 1988 гг. – заместитель начальника управления главного конструктора – заместитель главного конструктора Волжского автомобильного завода;
1986 г. – защита диссертации на соискание степени доктора технических наук по теме «Типаж легковых автомобилей СССР»;
1988 – 1998 гг. – начальник управления проектирования автомобилей конструкторско-экспериментального комплекса научно-технического центра – заместитель главного конструктора ПО «АвтоВАЗ»;
1998 – 2003 гг. – главный конструктор АО «АВТОВАЗ» генерального департамента развития;
1998 г. – председатель Совета главных конструкторов автомобильных заводов России;
2000 г. – технический руководитель проекта по выпуску автомобилей ВАЗ-2110 из машинокомплектов ОАО «АВТОВАЗ» в г. Черкассы (Украина);
2002 г. – технический руководитель проекта по выпуску внедорожников «Нива» ВАЗ-21213 в г. Усть-Каменогорске (Казахстан);
2003 г. – уволен в связи с уходом на пенсию по возрасту;
2007 г. – ведущий инженер-конструктор отдела омологации управления проектирования и сопровождения состава автомобиля дирекции по инжинирингу ОАО «АВТОВАЗ».
Награды
1959г. – медаль «За освоение целинных земель»;
1975 г. – знак «Победитель социалистического соревнования 1975 года»;
1976 г. – орден «Знак Почета»;
1977 г. – занесен в Книгу почета Волжского автомобильного завода;
1977 г. – серебряная медаль ВДНХ СССР за разработку компоновки основной конструктивной схемы, технического задания и технического проекта полноприводного автомобиля ВАЗ-2121;
1978 г. – знак «Победитель социалистического соревнования 1978 года»;
1979 г. – знак «Победитель социалистического соревнования 1979 года»;
1980 г. – знак «Ударник десятой пятилетки»;
1984 г. – золотая медаль ВДНХ СССР за разработку конструкции, создание материально-технической базы и доводку модели автомобиля ВАЗ-2108;
1984 г. – почетное звание «Заслуженный машиностроитель РФ»;
1986 г. – медаль «За трудовую доблесть»;
1988 г. – серебряная медаль ВДНХ СССР за разработку концепции автомобиля ВАЗ-21099;
1989 г. – Почетная грамота Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР и ЦК профсоюза рабочих;
1991 г. – серебряная медаль ВДНХ СССР;
1995 г. – Благодарственное письмо мэрии г.Тольятти;
1995 г. – почетное звание «Заслуженный конструктор РФ»;
2001 г. – Почетная грамота Губернатора Самарской области;
2003 г. – Почетная грамота мэра г.о. Тольятти Н.Д.Уткина;
2007 г. – золотая медаль Петра Великого «За трудовую доблесть»;
2008 г. – Почетная награда Американского Биографического Института за выдающиеся достижения в автомобильной индустрии. Установка именной Звезды на Аллее технической славы в г.Флинт (2010 г);
2010 г. – официально зарегистрированная регалия (крест) Hubners Who is Who одноименного Международного Швейцарского энциклопедического издательства. Биография Прусова П.М. опубликована в 5-м издании энциклопедии в «Who is Who в России».
2012 г. – медаль «За заслуги перед Чеченской Республикой»;
2012 г. – Почетная грамота Губернатора Самарской области.
Прусов Петр Михавлович родился 6 января 1942 года в селе Зубки Лиозненского района Витебской области Белорусской ССР. Отец – Михаил Владимирович Прусов (1905г.р) – бригадир колхоза, участник боевых действий 3-х войн, кавалер ордена Красной звезды. Мать – Прусова Ольга Емельяновна (1907г.р.) – рабочая колхоза, удостоен ордена «Знак Почета» и двух бронзовых медалей ВДНХ СССР.
Создатель легендарного автомобиля «Нива», вошедшего в тройку лучших автомобилей мира в 1979 году.
Конструкция «Нивы» была поистине революционной: никогда ещё в мире джип не строился на узлах легкового автомобиля. Её конструкция опередила мировые разработки в этом направлении. Япония догнала СССР в этом сегменте только в 1990 году, и это был единственный советский автомобиль, который закупался этой страной для реализации на внутреннем рынке, в Японии до сих пор существуют и активно действуют фан-клубы «Нивы». «Нива» успешно продавалась более чем в 100 странах мира. В Новой Зеландии в 80-е годы 40% из всех внедорожников приходилось на «Ниву», а в Австрии – 90%. Во Франции вообще «Нива» длительное время была культовым автомобилем. В досье «Нивы» - гуманитарные акции мирового уровня: более 15 лет эти автомобили работали на советской антарктической станции имени Беллинсгаузена, в 1998 г. «Нива» покорила Северный полюс Земли и своим ходом достигла площадки на горной цепи Эверест на высоте 5200 м, а в 1999 году с группой альпинистов преодолела восхождение на Тибет на высоту 5726 м, которую на колесной технике не преодолевал до этого еще никто в мире. «Нивой» одержаны десятки побед на международных ралли, в том числе «Париж-Дакар».
5 апреля 2012 года исполнилось 35 лет со дня начала серийной сборки «Нивы», общий объём реализации которой потребителям всех рынков давно превысил 2 млн. штук.
Как заместитель главного конструктора (1983-1998) и главный конструктор АВТОВАЗа (1998-2003) П.М.Прусов сумел воплотить в жизнь и другие незаурядные проекты, оставившие свой след в истории отечественного и мирового автомобилестроения. Недаром в его честь (единственного советского и российского автоконструктора) на Аллее технической славы в г. Флинт (США) в 2010 году установлена именная Звезда.
Прусов занесен в книгу «Who is who в России», по данным этого издания он удостоен 16 Золотых, 2 серебряных и 1 бронзовой медали ВДНХ СССР.
П.М.Прусов был инициатором создания в 1998 году и первым председателем Совета главных конструкторов автомобильных заводов России, что подтверждает небывалую высоту его авторитета конструктора и организатора производства в сообществе российских инженеров.
С 2007 года Прусов П.М. занимается решением задач по расширению рынков сбыта продукции ОАО «АВТОВАЗ». При его непосредственном участии организовано производство автомобилей ЛАДА-4х4 в республике Казахстан в ООО «Азия-Авто», что позволило ОАО «АВТОВАЗ» увеличить программу сборки автокомплектов на 5000 штук. В настоящее время Петр Михайлович ведет работу по организации производства на новом сборочном автомобильном заводе в республике Казахстан.
С 2009 года Прусов П.М. руководил рабочей группой по проектам производства автомобилей LADA и автокомпонентов в г. Аргун Чеченской республики. Данная задача успешно выполнена, и в 2012 году ОАО «АВТОВАЗ» увеличивает производство автокомплектов еще на 2000 штук. За вклад в развитие машиностроительного производства Чечни в январе 2012 года глава Чеченской Республики Р.А.Кадыров наградил Прусова П.М. медалью «За заслуги перед Чеченской Республикой».
Благодаря большому жизненному опыту и глубоким профессиональным знаниям Прусов П.М. по праву приглашается правительством и профильными организациями в комиссии при формировании и обсуждении новых нормативно-правовых актов Российской Федерации в области технического регулирования выпуска и обращения транспортных средств. При активном участии Прусова П.М. разработаны и доведены до практической реализации технический регламент РФ "О безопасности колесных транспортных средств", специальный технический регламент РФ "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных веществ", технический регламент Таможенного Союза "О безопасности колесных транспортных средств".
Число полученных Прусовым П.М. патентов и авторских свидетельств на изобретения и полезные модели только с 2000 года составило 20 штук, из которых 4 – на изобретения, экономический эффект от внедрения (без учета соавторов) – около 40 миллионов рублей. За огромный вклад в развитие машиностроения от имени Российской общественной комиссии в 2007 году Прусов П.М. награжден золотой медалью Петра Великого «За трудовую доблесть».
Прусов П.М. активно участвует в общественной деятельности. Является членом исполнительного комитета международной автомобильной организации FISITA. Признанием заслуг Петра Прусова среди технической и научной общественности явилось избрание его президентом «Ассоциации автомобильных инженеров России», в настоящее время он занимает должность вице-президента данной организации. Прусов П.М. много и плодотворно работает с молодыми инженерными кадрами, неоднократно возглавлял Государственную аттестационную комиссию в Тольяттинском государственном университете.
В 2004 году по инициативе Петра Михайловича создана некоммерческая организация «Благотворительный фонд «Форте», занимающаяся разработкой и внедрением социальных программ образования в г.Тольятти. Он является учредителем и председателем правления фонда.
Имя Петра Михайловича Прусова вписано золотыми буквами в историю мирового автопрома. Такие люди-легенды, выдающиеся деятели мирового масштаба, как Петр Михайлович, умножающие славу России, подают пример истинного патриотизма и гордости за родное Отечество. Жизнь и судьба этого человека являются наглядным примером честного и добросовестного труда на благо России. Именно на таких людей должно равняться молодое поколение. Это великая честь для Тольятти, что легендарный конструктор автомобилей проживает в нашем городе, укрепляя веру в возможность дальнейшего развития его промышленных предприятий. Благодаря труду таких людей, как Петр Михайлович Прусов, наш город по праву носит звание автомобильной столицы России.
Учитывая вклад в развитие промышленности Тольятти, в создание мощного инженерного потенциала города, в укреплении интереса мирового сообщества к техническим разработкам, проводимым в Тольятти, в способствовании популяризации инженерных специальностей у молодежи города Петру Михайловичу Прусову присвоено звание «Почетный гражданин городского округа Тольятти» (Решение Думы городского округа Тольятти №895 от 16.05.2012 года).