например: строительство дорог

При некорректном отображении информации на сайте необходимо руководствоваться следующими Правилами.

Из фондов архива

Ташлинская келейница Екатерина Никаноровна Чугунова

 

К истории обретения чудотворной иконы Божьей Матери «Избавительница от бед» в с. Ташла.

Наш рассказ о женщине, которой была явлена чудотворная икона в октябре 1917 г.
Род ясашных крестьян Чугуновых корнями восходит к концу 18 века.
Братья Иван, Степан и Григорий Ефремовичи Чугуновы поселились в «деревне Узюковка при озерах», населенной 130 душами крещеной мордвы, в 1782 году.

К 1850 г. в деревне Узюково было 2180 душ обоего пола на 244 крестьянских двора, население входило в удельное ведомство. Многодетная семья Чугуновых занималась хлебопашеством, арендовала оброчные статьи на 67-ом и 77-ом участках в 6-ом Мусорском и 9-ом Кирилловском удельных имениях, сыновья были на отхожих промыслах. В семье Ивана Чугунова родились сыновья Никанор и Ефрем(1780-1855), у Григория – сыновья Иван и Ефрем, у Степана – сын Яков(1841 г.р.). Рассмотрим одну линию рода крестьян Чугуновых, берущую начало от Ефрема Ивановича. Нам известны трое его детей: Марфа, Никанор и Иван. Никанор Ефремович был женат на крестьянской девице Прасковье Алексеевне. У этой семейной пары было пятеро детей: Тимофей (1854-), Семен, женатый на Прасковье Федоровне и имевший дочь Евдокию (1874 г.р.), Василий, женатый на Марии Ивановне и имевший детей Ивана (1904 г.р.), Татьяну (1905 г.р.), близнецов Семена и Степана (1907 г.р.); Екатерина(1885 г.р.).Большую разницу в возрасте между старшим братом Тимофеем и младшей сестрой Екатериной можно объяснить тем, что Никанор Ефремович Чугунов был женат дважды.

В конце 1862 г. Никанор Ефремович перебрался с семьей в Ташлу. Жизнь в Ташле – работа, праздники, сватовство - была ориентирована на обычаи и традиции. Брак был единственной формой осмысленного существования. Если девушка вовремя замуж не вышла – вековуха и нахлебница до конца своих дней. Екатерина Никаноровна Чугунова добровольно отказалась от брака во имя служения Богу, ее называли черничка-келейница. Не вступившая в брак по своему обету, Екатерина Никаноровна решила стать келейницей в 14 лет. Обряд происходил в доме Чугуновых. Екатерина жила скромно, ходила, опустив голову, всегда в черной одежде в знак смирения и обетов благочестия. Поначалу, оставаясь в семье, она молилась за всю семью и помогала в работах. Она отличалась смирением, трудолюбием, славилась набожностью, соблюдала посты и усердно посещала церковь. Екатерина была грамотной, потому что окончила приходскую школу, читала религиозные книги, знала церковные службы.

Такой образ жизни Екатерины Никаноровны вызывал одобрение сельчан. Выйдя из семьи, Екатерина Никаноровна добывала пропитание обучением рукоделью. Она умела делать все: прясть, ткать, шить, вышивать, вязать, топить печь, готовить еду, стирать, убирать избу и, естественно, нянчить детей, потому что в девочке воспитывали, прежде всего, умение быть женой, матерью, хозяйкой в доме. Она избегала лишних разговоров и встреч с чужими людьми. На задворках села устроила себе келью. Став келейной черничкой, Екатерина Никаноровна жила с другими девушками на окраине села. Их называли келейницы или спасеницы. С монахинями Покровского женского монастыря в Чагре и священниками Космодамианской церкви в Мусорке и Троицкой церкви в Ташле келейницы постоянно общались. Екатерина была дружна с женой мусорского священника Василия Ивановича Крылова (1869-1928) - Анисьей Григорьевной, их сыном Володей. Со священником Троицкой церкви с. Ташлы Дмитрием Никитичем Митекиным келейницы часто советовались по делам церковно-приходской и земской школ, народного училища в Ташле. Дмитрий Никитич Митекин преподавал в этих учебных заведениях закон Божий, а жена Владимира Васильевича Крылова - Капитолина Егоровна - учила детей грамоте.

Келейницы обучали грамоте девочек. Они занимались также вязанием, вышивкой, сбором трав и лечением ими. Вязать чулки или вышивать рубашки и полотенца на продажу считалось допустимым для келейницы, но в поле они не работали. Келейницы жили на то, что получали за одевание и обмывание покойников и чтение по ним Псалтыри. Жители села охотно обращались к келейницам, так как за сорокоуст им платили меньше, чем священнику. В трудные 1917-1918 годы повсеместно распространилось явление икон: в реке, в колодце, при корнях дерева. Иконы являются людям праведным. Екатерина Никаноровна Чугунова была избрана для этого. В октябре 1917 г. чудотворная икона Божьей Матери «Избавительница от бед» воссияла в Ташле.

Село Ташла в 1917 г. относилось к I округу благочинного церковных приходов священника Ивана Васильевича Крылова, мудрого и прозорливого пастыря, который был врагом раскола и известным просветителем. Его перевели в Троицкий собор Ставрополя в сентябре 1918 г. на место ушедшего в отставку Михаила Семеновича Розова. После установления советской власти в Ставрополе и уезде, политика властей в отношении церкви была однозначной. Непростые отношения сложились в 1918 г. у священника

Ташлы Дмитрия Никитича Митекина с председателем Мусорского волисполкома Гаврилой Григорьевичем Сорокиным и председателем Ташлинского сельсовета Петром Ивановичем Казиным. В 1918 г. Д. Н. Митекин был переведен в другой приход и перебрался с женой Евдокией Ивановной и дочерью Верой в другое село. Сменивший его священник Александр Петрович Некрасов столкнулся с бурной деятельностью кружка «Безбожник» во главе с секретарем ячейки РКСМ Александром Мырцымовым. По воспоминаниям И. Фомина, в 1921 г. в церкви с. Ташлы секретарь волостной ячейки комсомола Петр Антипов обнаружил спрятанную под полом пшеницу, которую конфисковал для столовой. Тогда же, согласно декрету, из ташлинской церкви конфисковали серебряные церковные сосуды.

В Ставрополе службы проходили только в Троицком соборе. Священник Александр Петрович Некрасов (1891 г.р.) был переведен в Ставрополь, а затем лишен прав и арестован в 1937 г., его место заступил священник Михаил Дмитриевич Гневушев(1888 г.р.), арестованный в 1938 г. ОГПУ и сосланный на десять лет. Екатерина Никаноровна Чугунова, ее тетя Марфа Ефремовна и ее брат Григорий Никанорович Чугуновв 1925-1930 г. жили в Ташле, а келейниц там разогнали еще в

1919 г. У Екатерины была корова и 1,8 гектара земли. Она, как и все, платила сельхозналог, но в членах сельхозартелей «Красный труд» (1920 г.) и «Путь Ленина» (1930 г.) Екатерина Никаноровна не числилась. В феврале 1930 г. Ставропольский РИК постановил снять 5 колоколов со звонницы церкви в Ташле и сдать во Вточермет (самый большой колокол весил 52 пуда). Решением Ставропольского райисполкома 1 сентября 1932 г. церковь в Ташле закрыли. 1424 верующих села остались без храма. Церковная библиотека из 117 томов и 62 богослужебных книг была разобрана верующими. Дом причта, построенный на средства прихожан в 1918 г., разрушен. Остальные церковные здания муниципализированы. Церковный совет в составе И.В. Чугунова, В. Солдаткина, В.А. Лапаева, А.Ф. Мырцымова был распущен.

Екатерина Никаноровна Чугунова выбрала свой путь служения и сделала это только по одной причине – Бог позвал.

Н.Г. Лобанова,
начальник отдела учета, публикаций и использования документов архивного фонда РФ

Весь сайт

Деятельность