например: строительство дорог

При некорректном отображении информации на сайте необходимо руководствоваться следующими Правилами.

Из фондов архива

Балашова Александра Михайловна

 

Алексей Константинович Ушков родился в 1879 г. в с. Новый Буян Ставропольского уезда в семье Константина Капитоновича Ушкова, владельца Жигулевских химических заводов, и Марии Григорьевны Кузнецовой (-1891), внучки чайного магната А.Г. Губкина.

О меценатстве К.К. Ушкова говорит в своих воспоминаниях Немирович-Данченко: «Среди директоров фирмы, - пишет он, - был Константин Ушков. В кабинете - подлинный Рембрандт. Сам Ушков являл из себя великолепное соединение простодушия и доброты».

В семье Алексея звали Леля или Ксешко. Шалун и выдумщик невиданных проказ, Алексей с братьями воспитывался лаборантом Казанского университета Михаилом Ивановичем Лопаткиным. Братья Алексей, Михаил и Александр Ушковы жили в семье Лопаткина на его даче в Казани, отдельно от своего отца и матери. Во время учебы на естественном факультете Казанского университета Алексей Ушков женился на Зинаиде Николаевне Высоцкой - дочери Николая Федоровича Высоцкого (1843-1922), профессора хирургической патологии. В качестве свадебного подарка для жены Алексей Константинович заказал архитектору Карлу Людвиговичу Мюфке проект и строительство особняков в стиле ампир с элементами барокко в Казани (ныне Кремлевская , 33, Национальная библиотека Татарстана) и в Москве на Пречистенке, 20. Одно из чудес дома в Казани - турецкая гостиная с эркером, двери которой украшала тугра (личный знак) турецкого султана.

Зинаида Николаевна пользовалась мягкосердечием и деликатностью своего юного мужа, пока оба не пришли к единому решению предоставить друг другу полную свободу. Супруги расстались через три года после свадьбы. В 1891 г. умерла мать Алексея, в

1917 г. умер отец Константин Капитонович, совладелец «Товарищество химических заводов П. К. Ушкова и К°». В 1893 г. Алексей Ушков при разделе имущества между братьями и сестрами унаследовал село Новый Буян и часть с.Рождествено Ставропольского уезда. Но практических навыков ведения хозяйства от отца Алексей не унаследовал, поэтому имение, приносившее 80 тысяч рублей дохода в год, стало убыточным и для ведения хозяйства постоянно требовались дотации из Московской конторы Ушковых. В 1900 г. сгорел, и Алексей Константинович решил построить новый завод - на горе у пруда. На сельском сходе он предложил крестьянам уступить принадлежащий имучасток для строительства завода, а за это обещал построить школу для их детей. В 1901 г. был построен новый каменный завод и двухклассное училище.

В с. Рождествено А.К. Ушков построил конный и винокуренный (1893 г.) заводы. Вот реклама винокуренного завода: «Натуральные виноградные вина подвалов имения Ушковых, наследников А.Г. Кузнецова. Южный берег Крыма. Фарос. Имеются в продаже в оптовом складе имения наследников М.Г. Ушковой при селе Рождественском. Продажа производится не менее 17 бутылок. С требованием просят обращаться в контору имения».

По воспоминаниям Леонида Сабанеева, в Москве Ушковы и Кузнецовы покровительствовали филармонии и Большому театру. Там Алексей Ушков познакомился с прима-балериной Большого Александрой Михайловной Балашовой. Она родилась в 1887 г. в дворянской семье, окончила Московское театральное училище по классу В.Д. Тихомирова в 1905 г., выступала в кордебалете, затем стала солисткой Большого, танцевала сольные партии в 21 балете. Исполняла сольные партии: Царь-Девица («Конек-Горбунок»), Лиза («Тщетная предосторожность»), Аврора («Спящая красавица»); Пастушка («Любовь быстра»), Китри («Дон Кихот»), Никия («Баядерка» в постановке Горского), Раймонда («Раймонда»), Медора («Корсар»), Одетта-Оделия («Лебединое озеро»), Сванильда («Коппелия»). Это была очень красивая и драматично-экспрессивная балерина. Постоянными партнерами Балашовой были солисты балета Михаил Мордкин и Александр Горский.

А.Н. Наумов вспоминал: «Казалось бы, что тихий, скромный, созданный для семейной жизни молодой Алексей, с одной стороны, а с другой стороны- Балашова, краса и гордость Императорской Московской балетной труппы – вся огонь, темперамент, целиком преданная служению искусству, - люди столь разные, что об их супружеской общности и житейской брачной солидарности предполагать было невозможно. Между тем, тот и другой, поженившись, продолжали благополучно свою супружескую жизнь. У супругов детей не было. В 1915 г. московское купечество организовало сбор средств на пасхальные праздники для раненых солдат. В Малом зале Благородного собрания расположились древнерусские балаганы, в боковых палатах были устроены киоски с «лотереей-аллегри». Тут же неподалеку проводили аукцион. С молотка и за немалые суммы уходили туфельки прославленных балерин Е. Гельцер, А. Балашовой и В. Коралли. В результате устроителями базара было собрано около 35 тыс. руб., которые полностью пошли на закупку "фронтовых подарков".

Революция застала Ушковых в Москве, где им первые четыре года пришлось провести в тяжелых условиях. Спасла их причастность Балашовой к артистическому миру, а также близкая дружба с управляющим МУЗО Борисом Красиным, будущим наркомом, который жил в доме Ушковых.

Сюзанна Масси вспоминала рассказ своей матери: в 1920 г. Балашова танцевала с Мордкиным в балете «Лебединое озеро», а после спектакля появлялась в роскошном платье, с настоящим бриллиантом, и поклонники на руках несли ее в карету. В 1922 г. Александра Михайловна приняла участие в парижских гастролях Большого театра. Она танцевала с Виктором Смольцовым «Девятнадцатый этюд» Шопена, «Норвежский танец» Грига и «Русскую пляску».

В 1922 г. под видом путешествия по Волге, Ушковы покинули Россию. В Париже Александра Михайловна, поселившаяся с мужем на Rue de la Pompe в доме, ранее принадлежавшем А. Дункан, узнала, что в Москве под танцевальную школу Дункан был отдан их дом Пречистенке. Балашова танцевала в Парижской «Гранд Опера». В 1924-1925 гг. супруги оказывали помощь в организации Свято-Сергиевского подворья, куда пожертвовали древнюю Тихвинскую икону Божьей Матери. А.М. Балашова рассказывала, что про балерину Пьерину Леньяни, станцевавшую на русской сцене 32 фуэте, говорили: «Она необычайно воздушна и касается земли только оттого, чтобы не обидеть своих подруг». В 1924 г. Филипп Малявин в Ницце писал знаменитый портрет Александры Балашовой. Портрет хранился в частной коллекции и совсем недавно был куплен на аукционе для музея русской живописи в Ханты-Мансийске.

В 1931 г. Балашова-Ушкова открыла в зале Плейель хореографическую школу, она консультировала при постановке балетов дягилевского репертуара. В 40-е годы на мировую сцену вышла и молодая русская зарубежная смена: воспитанники нескольких балетных студий знаменитых русских балерин: в Париже преподавали - М. Кшесинская, Л. Егорова, О. Преображенская, А. Балашова. Лифарь в 1944–1947 возглавлял «Новый Русский балет Монте-Карло», с 1947 он стал называться «Нуво балле рюс де Монте-Карло маркиза де Куэваса», где танцевала и А.М. Балашова. С этим балетом Балашова участвовал в Страсбургском театральном фестивале в 1957 г. В 1948 г. скончался Алексей Константинович Ушков, его похоронили на Сент-Женевьев-де-Буа. В 1963 году директор балетного театра в Страсбурге обратился к Александре Михайловне с просьбой поставить балет “Тщетная предосторожность” Жана Доберваля, в котором в свое время в роли Лизы А.М. Балашова выступала в Москве. Александра Михайловна согласилась. В постановке Балашовой балет в Страсбурге имел большой успех. Труппа совершила с ним турне по всей Франции. В 1971 г. Александра Михайловна поселилась в старческом доме Русского Красного Креста в г. Шель. Скончалась в возрасте 91 год и была похоронена 10 января 1979 г. вместе с мужем.

«Театр – это храм, куда я прихожу молиться каждый день», - как-то написала Александра Михайловна. В этих словах, хоть с тех пор прошло уже много лет, слышится дыхание сегодняшнего Большого.

Н.Г. Лобанова,
начальник отдела учета, публикаций и использования документов архивного фонда РФ

Весь сайт

Деятельность