1015
Введение / Основные положения генерального плана. Пояснительная записка (в сокращении) / Структура администрации / Власть / Администрация городского округа Тольятти

например: строительство дорог

При некорректном отображении информации на сайте необходимо руководствоваться следующими Правилами.

Территория опережающего социально-экономического развития

Основные положения генерального плана. Пояснительная записка (в сокращении)

Введение

 

1. ВВЕДЕНИЕ 

 

1.1. Цели и задачи работы

В практике традиционного градостроительного проектирования задачи оценки и функционального зонирования территории повсеместно решаются на основе опыта и интуиции проектировщика с привлечением экспертных методических подходов, прежде всего - различных версий балльного подхода к комплексной оценке территории, слабостью которых является их непрозрачность, субъективность и высокая вероятность серьезных ошибок. Расчетные обоснования практически не применяются.

Между тем, от правильной оценки городских территорий и от принятия обоснованных, эффективных решений по функциональному зонированию территории при разработке генерального плана города зависит протекание всех городских функциональных процессов, качество жизни населения, здоровье городской экономики, направленность территориального, функционального и экономического развития города.

Сложность взаимоотношений субъектов жизнедеятельности друг с другом, с территорией и элементами инфраструктуры, вовлеченность в проблемы оценки и функционального зонирования территории всех проектных подсистем, а также масштаб явления, определяющий высокую цену ошибки, настоятельно требуют принимать градостроительные решения на основе корректных и тщательно осуществляемых расчетных обоснований .

Разработка настоящего Генерального плана осуществлялась с учетом сложившегося за последние 10-15 лет в сфере градостроительства нового видения Генерального плана как проектного документа.  

1.2. Генеральный план как проектный документ

Генеральный план и мероприятия по его реализации разрабатываются на долгосрочный период, продолжительность которого в современных российских условиях принимается обычно равной 15 годам. В условиях быстро меняющихся социально-экономических обстоятельств в стране и в мире генплан и мероприятия по его реализации носят характер общего ориентира , определенность и точность которого уменьшается по мере удаления во времени от стартовой сегодняшней ситуации. Администрации города не всегда удается полностью реализовать планируемые мероприятия - отчасти по причинам, связанным с реальными возможностями бюджетного финансирования и привлечения инвесторов, отчасти из-за экономических, социальных и политических событий, которые не контролируются администрацией и которые заранее трудно предвидеть. По мере удаления во времени количество и значимость таких событий все более возрастают. Это означает, что необходимо периодически корректировать планы мероприятий по составу, параметрам, срокам и т.д.

Все это в равной мере относится и к самому процессу проектирования генерального плана. Долгосрочное проектирование необходимо для проведения долгосрочного планирования развития города, перспективной земельной политики и определения крупномасштабных мероприятий, которые не могут быть оправданы в рамках краткосрочного и среднесрочного проектирования. Долгосрочное проектирование осуществляется на срок 15 лет. Каждые 5 лет следует осуществлять корректировку генерального плана (его актуализацию), которая равносильна разработке нового генерального плана. При этом проект вновь делается на срок 15 лет, так что осуществляется регулярный сдвиг дальнего проектного горизонта , и весь этот непрерывный процесс можно назвать следящим проектированием .

Не следует преувеличивать трудоемкость корректировки генерального плана. Наиболее трудоемким является первый шаг в этом процессе, связанный с созданием системы долгосрочного градостроительного проектирования, включающим формирование методического и программного обеспечения, компьютерных баз данных, системы мониторинга, технологии актуализации баз данных, проведения расчетов и непосредственно проектных работ. При хорошо продуманной и организованной автоматизированной системе проектирования актуализация генплана не требует больших трудозатрат и затрат времени.  

1.3. Процессы разработки и реализации генерального плана

Существенным для понимания результатов работы является рассмотрение самого процесса разработки Генерального плана города.

Представление о Генеральном плане как о застывшей картине будущего идеального состояния города неразрывно связано и с образом мастера, создающего эту картину на основе индивидуального мастерства, опыта и интуиции. Это представление является ностальгическим воспоминанием, сохраненным в архитектурной среде со времен средневековья, строившего города в пределах крепостных стен, и проектов идеальных городов начала ХХ-го века.

В современном представлении город - это динамически развивающийся организм, в процессе функционирования которого затрагиваются интересы всех подсистем и субъектов жизнедеятельности и расходуются огромные ресурсы, а само это функционирование существенно зависит от функционально-планировочной структуры города. Неудачная функционально-планировочная структура обрекает город на ежедневные напрасные потери времени населения и бизнеса, энергетические, экологические и социальные потери, отнимая у города жизненные силы и лишая его возможности успешного экономического развития.

Это означает, что процесс проектирования должен строиться на моделировании реальных процессов жизнедеятельности, протекающих в городе (такие модели называются дескриптивными), которое должно лежать в основе конструктивных моделей оптимизации проектных решений. Разработка генплана города из процесса, реализующего индивидуальное мастерство, опыт и интуицию разработчика, превращается в рациональную деятельность, приобретающую во все большей мере черты научно-исследовательской и экспериментаторской работы.

Преобразование проектного процесса в этом направлении неизбежно связано с его упорядочением, структуризацией, насыщением расчетными математическими моделями и компьютерными технологиями, одним словом - с его автоматизацией. Последовательное развитие в этом направлении должно привести к созданию Автоматизированной системы градостроительного проектирования. Настоящая работа, наряду с непосредственно прикладным ее значением, представляет определенный шаг к созданию такой системы. Важное место в ней занимает использование Программно-методического комплекса (ПМК) LandUse, предоставляющего необходимые методические и инструментальные средства для расчетных обоснований решения задач комплексной оценки и функционального зонирования территории, оценки стоимости городских земель, а также для решения ряда других задач, связанных с функционированием и территориальным развитием города.

Автоматизация и математизация проектного процесса не самоцель. Целью является улучшение качества проектных решений с той точки зрения, что проектные решения существенно влияют на последующее формирование функционально-планировочной структуры реального города, предопределяющей его функциональные качества, а следовательно, качество жизни населения, возможности развития городской экономики территориального развития города.

Новое видение генерального плана как проектного документа и процесса его разработки заставляет по-новому взглянуть и на процесс его реализации в рамках системы градостроительного мониторинга и следящего проектирования. Здесь крупные долгосрочные проектные решения должны превратиться в последовательность краткосрочных шагов по их реализации, оптимизированную с точки зрения интегрального социально-экономического эффекта. Здесь поднимается целый пласт правовых, организационных и бюджетных проблем, требующих своего решения. С этой точки зрения вопросы реализации Генерального плана не менее важны, чем сами проектные решения.

Все это отражается и на составе материалов Пояснительной записки и содержании Сводного тома.  

Исполнители и участники работы

Работа выполнена коллективом ООО НПП ?Экоград? и соисполнителей в следующем составе.

Неустроев К.Ф.
  • Директор ООО НПП ?Экоград?
Общее руководство работой и коллективом, разработка проектных решений
Петров Г.А.
  • Главный архитектор проекта
Разработка проектных решений
Лопатин В.С.
  • Главный архитектор города
Оценка проектных предложений
Ромм А.П.
  • Разработчик ПМК Land Use
Научно-методическое руководство работой и проведение расчетов
Правосуд В.М.
  • Главный инженер проекта
Экономическое сопровождение проекта
Шананина Е.С.
  • Главный специалист проекта
Участие в разработке проектных решений
Винокуров А.В.
  • Разработчик технологии ПМК Land Use
Подготовка данных и проведение расчетов
Черепанов Б.В.
  • Главный инженер по разделу транспорта
Разработка проектных решений по разделу УДС и Транспорт
Заграничная А.С.
  • Главный специалист по разделу транспорта
Участие в разработке проектных решений по разделу УДС и Транспорт
Шелкова Л.В.
  • Специалист по разделу транспорта
Участие в разработке проектных решений по разделу УДС и Транспорт
Королева Т.С.
  • Главный специалист по разделу экономики
Участие в разработке проектных решений
Белогорцева Н.Е.
  • Специалист по разделу экономики
Участие в разработке проектных решений

Разделы: ?Инженерное оборудование территории? (отв. Мадонова Л.Н.), ?Охрана окружающей среды? (отв. Генералова С.В.), ГО и ЧС (Овсяник А.И.) - разработаны раздельно и в настоящий том вошли только своими результатами. На протяжении разработки генерального плана велось экспертное сопровождение (экологическое - Васильев С.А. и градостроительное - Чапкин Е.В.).

Основным принципом разработки генерального плана г. Тольятти был принцип открытости и гласности, смысл которого в том, что принципиально важные решения, касающиеся развития города и затрагивающие интересы всех городских структур, бизнеса и всех участников жизнедеятельности города, не могут вырабатываться келейно и должны выноситься на широкое обсуждение общественности и СМИ. Кроме того, уровень обоснованности проектных решений существенно зависел от своевременного и качественного информационного обеспечения работ. В этом смысле важная роль в работе принадлежит мэру г. Тольятти Уткину Н.Д., заместителю мэра г. Тольятти Эстрину А.П., Главному архитектору г. Тольятти Лопатину В.С., Городской Думе г. Тольятти, начальнику отдела автоматизации Градостроительного кадастра Азанову С.Л. и всем участникам широкого обсуждения проводившегося на всех этапах разработки проекта.

Весь сайт

Деятельность