например: строительство дорог

При некорректном отображении информации на сайте необходимо руководствоваться следующими Правилами.

Из фондов архива

Пионер приватизации: к 25-летию преобразования Волжского автомобильного завода в акционерное общество

 

В 2018 г. исполнилось четверть века со времени приватизации Волжского автомобильного завода и учреждения открытого акционерного общества «АвтоВАЗ».  Подготовка приватизации Волжского автомобильного завода началась задолго до того как началась масштабная приватизация имущества страны, когда еще даже не было законодательства по приватизации. Руководство предприятия и значительная часть трудового коллектива видели выход из нарастающих экономических затруднений, с которыми столкнулся автозавод в последние годы советской власти, в обособлении предприятия от министерства автомобильной промышленности СССР, что предполагалось сделать, преобразовав его в акционерное общество.

14 октября 1989 г. состоялась XII отчетно-выборная заводская профсоюзная конференция, в работе которой приняли участие больше тысячи делегатов, представляющих трудовой коллектив предприятия. В конференции приняли участие секретарь ЦК профсоюза автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения А.И. Суриков и секретарь Тольяттинского горкома КПСС Ю.П. Фадеев. Делегатами конференции впервые открыто было высказано пожелание ради стабилизации деятельности предприятия акционировать Волжский автомобильный завод, выйти из подчинения министерства автомобильной промышленности ССР, выпустить акции и выкупить основные фонды предприятия в собственность трудового коллектива. Министерство автомобильной промышленности, в целом, было согласно на приватизацию, но на своих условиях, невыгодных для работников предприятий. Поэтому, приняв решение, что Волжский автозавод и его продукция – собственность трудового коллектива, Совет трудового коллектива ВАЗа начал самостоятельную работу по реализации принятого решения.

8 декабря 1990 г. после встречи представителей Совета трудового коллектива ВАЗа с председателей правительства России И.С. Силаевым Совет Министров РСФСР издал распоряжение о преобразовании производственного объединения «АвтоВАЗ» в акционерное общество. По предварительной договоренности раздел акций нового общества должен был произойти следующим образом: 80% передавались трудовому коллективу и менеджменту АвтоВАЗа, а 20% – в федеральную собственность. Но это решение, хотя и подписанное Силаевым, не было реализовано, т.к. на тот момент в стране не имелось законодательной базы для проведения приватизации. А без разработанного законодательства на приватизацию такого крупного предприятия правительство не пошло.

3 января 1991 г. создается специальная комиссия Совета трудового коллектива по собственности и приватизации ВАЗа, начавшая подготовку документов по приватизации предприятия до появления государственных законов. 9 февраля 1991 г. прошла конференция трудового коллектива АвтоВАза, которая приняла решение преобразовать производственное объединение в открытое акционерное общество. В работе конференции приняли участие заместитель председателя правительства РСФСР М.Д. Малей, первый заместитель министра автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР В.П. Морозов, член Высшего экономического совета РСФСР В.Ф. Камчатов, помощник заместителя председателя Совета Министров СССР В.А. Петров. С основным докладом выступил директор по экономике и планированию производственного объединения «АвтоВАЗ» А.И. Ясинский. Он предложил следующую схему распределения уставного капитала будущего акционерного общества – 20:20:20:40. Она предусматривала передачу 20% акций трудовому коллективу, 20% – министерству автомобильной промышленности, 20% – России, 40% – иностранному инвестору. Были предложены и другие схемы, но ни одну из них на конференции не утвердили, а предложения по передачи части акций иностранному инвестору вызвали возмущение и волнения на предприятии. Участники конференции избрали членов комиссии трудового коллектива по собственности и приватизации и приняли несколько решений: приступить к приватизации АвтоВАЗа путем преобразования его в акционерное общество с возможным привлечением иностранного капитала, наработать пакет документов по акционированию. В работе комиссии могли принимать в качестве наблюдателей представители трудовых коллективов.

Главная проблема приватизации по-прежнему заключалась в том, что не существовало действующего законодательства по приватизации. В марте 1991 г. появился проект российского закона о приватизации. Разрабатывалось и союзное законодательство, которое отличалось от российского тем, что трудовым коллективам предоставлялись несколько большие льготы по приватизации. Но все это были лишь проекты. Союзное законодательство так и не начало действовать, в связи с распадом СССР в декабре 1991 г. В виде общесоюзного законодательства появились лишь «Основные направления приватизации».

Уже 26–30 марта 1991 г., по итогам конференции, члены комиссии Совета трудового коллектива ВАЗа по собственности и приватизации А.Я. Овчинников, Р.И. Касимов, А.П. Белоусов, В.А. Глухов в Москве встречались с министром автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, представителями законодательной и исполнительной власти. В ходе этой и последующих встреч имели место контакты с первым заместителем председателя комитета по экономической реформе при Совете Министров СССР П.М. Кацурой и премьер-министром правительства СССР В.С. Павловым. Представителями ВАЗа были получены тексты законопроектов о приватизации, демонополизации и другие нормативные материалы, ставшие первоначальной основой для подготовки плана приватизации завода.

 Отсчет приватизации государственных предприятий в России начался с 3 июля 1991 г., когда были приняты «Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» и «Закон об именных приватизационных счетах и вкладах граждан». Эти законы были введены в действие постановлением Верховного Совета РСФСР. Законом «О приватизационных счетах и вкладах» предусматривалось, что на каждого гражданина России будет заведен особый сберегательный счет в банке. На счет в течение трех лет станут поступать «инвестиционные» деньги, которые можно будет тратить на приобретение акций, долей, паев создаваемых акционерных обществ. Такой путь приватизации был разработан венгерским экономистом Яношем Корнаи и применялся в некоторых бывших социалистических странах. Но никаких подзаконных актов и нормативных документов, описывающих действие этого механизма приватизации, принято не было, что отодвигало проведение акционирования и приватизации предприятий. В это же время начал действовать Государственный комитет по управлению имуществом РСФСР (Госкомимущество), который возглавил М.Д. Малей. Правительству дали задание к 1 сентября разработать пакет нормативных документов по введению законов в действие. Но он не был подготовлен в срок.

Окружение Б.Н. Ельцина, чтобы быстрее «войти в рынок», предложило М.Д. Малею изменить схему приватизации, предполагавшуюся общесоюзными законами. Команде Малея, несогласной изменять законодательство, пришлось уйти. Осенью 1991 г. экономический блок правительства России возглавила команда «молодых реформаторов» во главе с Е.Т. Гайдаром и А.Б. Чубайсом, возглавившим Госкомимущество. Суть политики Гайдара заключалась в том, чтобы сформировать слой частных собственников, в первую очередь крупных («институциональных инвесторов» или «эффективных собственников» в терминологии команды Гайдара). По логике «молодых реформаторов» рыночные преобразования могли производиться лишь такими собственниками. Трудовые коллективы не относились ими к «эффективным собственникам». Правительство под руководством Гайдара в течение 1992 г. внесло соответствующие изменения в законодательство о приватизации. Практически без изменения уже принятых законов, команда Гайдара произвела почти полную их  трансформацию, с переходом от инвестиционных счетов к приватизационному чеку – ваучеру. Ваучер являлся единой, неделимой государственной бумагой, которая давала право обменять его на акции, купить акции своего предприятия и любых предприятий, преобразуемых в акционерные общества или продать ваучер за рубли на рынке. Таким образом, команда Гайдара создала предпосылки для того, чтобы государственная собственность как можно быстрее разошлась и попала в руки «эффективных собственников». К 29 декабря 1991 г. был подготовлен первый пакет документов по приватизации, утвержденный указом Ельцина, что давало возможность начинать работу по приватизации. В январе 1992 г. они были дополнены еще одним пакетом законов, в который вошли «Основные направления приватизации государственных и муниципальных предприятий», указ Б.Н. Ельцина «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» и др.

В феврале 1992 г. на АвтоВАЗе была создана новая рабочая группа по приватизации предприятия под руководством А.Я. Овчинникова. В нее вошли работники экономической дирекции, Совета трудового коллектива, профсоюзного комитета. В начале мая 1992 г. на рабочей группе было поставлено, а в дальнейшем утверждено на совете трудового коллектива, генеральным директором и профкомом, письмо председателю Госкомимущества России А.Б. Чубайсу. В нем говорилось, что Волжское объединения по производству легковых автомобилей намерено в соответствии с решением совета трудового коллектива преобразоваться в открытое акционерное общество. Осуществить приватизацию АвтоВАЗа предполагалось единым производственным комплексом по консолидированному балансу, включающему входящий в объединение головной завод с предприятиями коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, а также заводами–филиалами.

После подачи заявки Госкомимуществом 3 июля 1992 г. принимается решение о приватизации производственного объединения АвтоВАЗ как единого имущественного комплекса путем преобразования в акционерное общество открытого типа. Создается комиссия по приватизации объединения в следующем составе: А.Б. Чубайс – председатель Госкомимущества; А.П. Андреев – начальник главка по приватизации предприятий промышленности и ВПК, заместитель председателя; Ф.А. Табеев – председатель фонда имущества Российской Федерации; Б.Д. Максимов – начальник подотдела по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства; уполномоченные представители АвтоВАЗа – В.В. Каданников, А.И. Барышников, Н.А. Глушков, А.Я. Овчинников, С.А. Чеботарев, А.С. Савченко, А.С. Потапов; от местных органов власти – В.Г. Мамигонов – председатель областного комитета по управлению государственным имуществом; С.Ф. Жилкин – глава администрации Автозаводского района Тольятти; А.Ф. Понайотов – депутат Автозаводского районного совета; И.И. Свешников – председатель комитета по управлению государственным имуществом Тольятти; Ф.И. Григорьева – начальник районного финансового отдела Автозаводского района Тольятти. На первом заседании комиссии 6 июля 1992 г. принимается решение утвердить состав группы экспертов, привлекаемых к работе государственной комиссии по приватизации АвтоВАЗа. В нее вошла группа московских экспертов во главе с Л.Р. Вальдманом, которые одновременно являлись экспертами Госкомимущества и правительства России.

На первом же заседании государственной комиссии рассматривался состав предприятий АвтоВАЗа. А.П. Андрееву было поручено согласовать вхождение в АвтоВАЗ предприятий, расположенных за пределами заводской площадке, а Б.Д. Максимову – согласовать состав АвтоВАЗа с государственным антимонопольным комитетом, что и было сделано в дальнейшем. На основе решения Верховного Совета России «О разграничении государственной собственности» принимается решение о создании на основе социальной инфраструктуры АвтоВАЗа акционерного общества открытого типа «Автоград». Указом Б.Н. Ельцина от 29 января 1992 г., в том числе, была утверждена «Методика оценки уставного капитала приватизируемого предприятия». По этой методике величина уставного капитала определялась без кредитной задолженности, т.е. приватизировались активы предприятия, пассивы предприятия не приватизировались. Таким образом, собственники приобретали имущество, а не долги. Одновременно, в соответствии с указом Ельцина, дивиденды по акциям, находящимся в собственности государства, целевым назначением поступали на финансирование объектов социальной инфраструктуры АвтоВАЗа, переданной в созданную совместно с администрацией города компанию «Автоград».

За основу для приватизации комиссия решила принять первый вариант предоставления льгот членам трудового коллектива, предусмотренный Государственной программой приватизации. Группе экспертов было поручено проработать вопрос о предоставлении трудовому коллективу дополнительных льгот. Первый вариант предоставления льгот предусматривал передачу 25% привилегированных акций типа «А» безвозмездно в собственность членам трудового коллектива (но в сумме не более 20 минимальных окладов на одного работника). 10% акций приобретались трудовым коллективом с 30% скидкой и рассрочкой платежа на три года, с внесением первоначального взноса в 15% от номинальной стоимости акций в течение 90 дней. Менеджменту доставалось 5% акций на условиях опциона. Остальные акции переходили в Российский фонд федерального имущества или продавались на открытом рынке. Таким образом, предприятию доставалось 45% акций. Снимались ограничения по сумме передаваемых и продаваемых акций в 20 и 6 минимальных размеров законодательно установленного месячного уровня оплаты труда в расчете на одного работника. АвтоВАЗ самостоятельно устанавливал состав должностных лиц администрации и менеджмента, имеющих право на льготное приобретение акций. Среди трудового коллектива акции распределялись следующим образом: 45% - поровну между членами коллектива, 30% - исходя из стажа работы на ВАЗе, 15% - по общему стажу.

Оценка стоимости основных и оборотных средств осуществляется по балансу производственного объединения АвтоВАЗ с учетом износа на 1 июля 1992 г. Эта норма учитывалась при определении уставного капитала АвтоВАЗа. Уставный капитал нового акционерного общества превысил 21 млрд. руб. (в ценах 1992 г.)

12 октября 1992 г. состоялась встреча представителей Волжского автозавода с президентом России Б.Н. Ельциным. В переговорах приняли участие генеральный директор объединения «АвтоВАЗ» В.В. Каданников, председатель Совета трудового коллектива И.А. Барышников. В этот же день был издан указ № 1190 Б.Н. Ельцина «Об особенностях приватизации объединения «Волжский автомобильный завод», который утвердил предложения государственной комиссии по приватизации. Окончательную точку в работе по приватизации объединения поставила конференция трудового коллектива АвтоВАЗ, прошедшая 14 ноября 1992 г. Она утвердила план приватизации.

5 января 1993 г. глава Государственного комитета по имуществу РФ А.Б. Чубайс подписал распоряжение об учреждении крупнейшего в Союзе Независимых Государств акционерного общества «АвтоВАЗ». Генеральным директором и председателем совета директоров становится В.В. Каданников. Членами Совета директоров стали председатель Совета трудового коллектива ВАЗа И. Барышников, председатель Российского фонда федерального имущества Ф.А. Табеев, глава администрации Автозаводского района С.Ф. Жилкин. 6 января 1993 г. состоялось первое в истории АО «АвтоВАЗ» заседание совета директоров. Была подтверждена правопреемственность прав и обязанностей нового акционерного общества Волжскому автомобильному заводу и производственному объединению «АвтоВАЗ». Утверждена организационная структура и состав правления акционерного общества «АвтоВАЗ». Со второй половины января 1993 г. управление имущества акционерного общества начало работу по акционированию членов трудового коллектива и лиц, имеющих право на владение акциями АО «АвтоВАЗ», которая завершилась к осени. А в ноябре 1993 г. Российский фонд федерального имущества объявил о проведении всероссийского чекового аукциона по продаже акций Волжского автозавода. Акции АвтоВАЗ вышли на всероссийский рынок.

В разделе «Из фондов архива» («Выставки документальные»), размещена интернет-выставка о приватизации завода. Документы выставки рассказывают об основных этапах подготовки приватизации Волжского автозавода и о концепции приватизации и акционирования предприятия. Приводятся указы президента России Б.Н. Ельцина, посвященные вопросам приватизации производственного объединения АвтоВАЗ, постановления и решения конференций трудового коллектива, выдержка из плана приватизации предприятия и другие. Документы выставки являются частью личного фонда бывшего директора музея истории денег АвтоВАЗбанка А.Е. Степанова, переданного на хранение МКУ «Тольяттинский архив» и обрабатываемого в настоящее время.

 Янчарук Д.В.,

 к.и.н., ведущий специалист Управления по  делам архивов администрации г.о. Тольятти

 

Весь сайт

Деятельность