array(1) {
  [0]=>
  array(4) {
    ["ID"]=>
    string(3) "800"
    ["id_section"]=>
    string(3) "720"
    ["id_module"]=>
    string(2) "50"
    ["module"]=>
    string(8) "articles"
  }
}
Администрация городского округа Тольятти

официальный портал

Первый замминистра Сергей Вельмяйкин - в интервью "Главной книге": Спецоценка условий труда нужна и на новых аналогичных рабочих местах

14.03.2014

Первый замминистра Сергей Вельмяйкин - в интервью "Главной книге": Спецоценка условий труда нужна и на новых аналогичных рабочих местах

Сергей Федорович, зачем была введена спецоценка вместо аттестации? И в чем разница между ними?

С.Ф. Вельмяйкин: Сразу скажу: революции не произошло. В основе процедуры аттестации рабочих мест тоже лежала оценка условий труда. Вообще институту оценки условий труда в этом году будет уже 28 лет, впервые она проводилась в 1986 г. на ВАЗе в качестве эксперимента.

Изменив название, отказавшись от слова «аттестация», мы постарались избавиться от тех вещей, которые себя не оправдали. В порядке проведения аттестации рабочих мест было прописано, что каждое рабочее место должно быть обязательно аттестовано. На практике это оказалось невыполнимым. Из 48 млн рабочих мест в стране за все эти годы было аттестовано чуть более 6 млн.
Закон о спецоценке мы готовили совместно с представителями и профсоюзов, и работодателей. Профсоюзы настаивали на сохранении полномасштабной оценки абсолютно всех рабочих мест. А работодатели хотели, чтобы им разрешили просто декларировать безопасность рабочих мест.

Думаю, нам удалось соблюсти баланс интересов сторон социального партнерства. Мы исходили из того, что полномасштабная оценка условий труда должна проводиться только в отношении действительно вредных рабочих мест. Это в основном рабочие места тех, чьи профессии перечислены в советских Списках: шахтеров, металлургов, железнодорожников. Таких рабочих мест как раз около 6,5 млн. Для остальных рабочих мест процедура оценки условий труда должна быть упрощенной и менее затратной.

- Эта упрощенная процедура называется идентификацией?

С.Ф. Вельмяйкин: Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов — это первый этап специальной оценки условий труда на «обычных» (не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ) рабочих местах. Если эксперт организации, проводящей спецоценку, подтвердит, что рабочие места безопасны и измерять вредные факторы необходимости нет, условия труда на этих рабочих местах признаются допустимыми.

В этом случае следующий этап спецоценки (измерение уровней вредных факторов) не нужен. Работодателю надо будет просто подать в Роструд декларацию о соответствии условий труда на рабочих местах нормативным требованиям, которая будет действительна в течение 5 лет.

Если же эксперт сочтет, что на рабочих местах возможно наличие вредных факторов, то начнется следующий этап спецоценки — замер этих факторов.

- Нужно ли будет проводить спецоценку офисных рабочих мест?

С.Ф. Вельмяйкин: Идентификацию потенциально вредных и опасных производственных факторов надо проводить в отношении всех рабочих мест, в том числе так называемых офисных рабочих мест. Необходим ли следующий этап — замер вредных факторов, решает эксперт оценивающей организации.

Потенциально вредные производственные факторы на офисных рабочих местах — это микроклимат в помещении, освещенность, электромагнитное поле.

Отдельную же оценку возможных вредных воздействий самой офисной техники методика проведения спецоценки (сейчас соответствующий приказ находится на регистрации в Минюсте) не предполагает. Мы исходим из того, что эта техника приобретается легально, имеет все необходимые сертификаты, в том числе гигиенические, а значит, безопасна.

- Надо ли будет при спецоценке или в случае проверки ее результатов контролирующими органами предъявлять документы, подтверждающие легальность приобретения и безопасность такой техники?

С.Ф. Вельмяйкин: Нет, документацию на приобретение техники предъявлять не нужно.

- Как будет проходить для работодателей переход с аттестации на спецоценку? Будут ли действительны результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 г.?

С.Ф. Вельмяйкин: Да, итоги аттестации рабочих мест с некоторыми изъятиями будут действительны в течение 5 лет после ее проведения.

- А если организация начала процедуру аттестации рабочих мест в конце 2013 г., но до нового года не успела ее закончить? Ведь Закон о спецоценке был принят в конце декабря прошлого года, а уже с 1 января вступил в силу.

С.Ф. Вельмяйкин: Завершить процедуру аттестации рабочих мест и утвердить ее итоги необходимо было не позднее 31 декабря 2013 г. Если организация не успела это сделать, ей придется изменить либо перезаключить договор и провести именно спецоценку.

О введении с нового года спецоценки было известно заранее. Еще в апреле 2013 г. мы объявили об этом на конференции, посвященной Всемирному дню охраны труда. А затем в течение 2013 г. неоднократно обсуждали на самых разных общественных площадках. Согласитесь, заключать в конце года договор на проведение аттестации рабочих мест, зная о предстоящих изменениях, — это как минимум безответственно.

- Если организация никогда раньше не проводила аттестацию рабочих мест, в какой срок она обязана провести спецоценку?

С.Ф. Вельмяйкин: Спецоценку вредных рабочих мест (перечисленных в Списках) необходимо провести до конца 2014 г. (с 2015 г. за ее непроведение предусмотрены административные штрафы). Спецоценку остальных рабочих мест можно проводить не торопясь, поэтапно. Завершить ее надо до конца 2018 г.

- В какой срок должны провести спецоценку вновь созданные организации?

С.Ф. Вельмяйкин: Спецоценку условий труда на любых вновь созданных рабочих местах надо провести в течение полугода. Но если в организации все рабочие места не включены в Списки, проводить спецоценку можно до конца 2018 г.

- Раньше, если по результатам аттестации условия труда были признаны безопасными, повторную аттестацию можно было не проводить. Действует ли это правило и в отношении спецоценки?

С.Ф. Вельмяйкин: Если спецоценка подтвердила безопасность условий труда на рабочем месте и в течение 5 лет на нем не произошло никаких несчастных случаев и у работников не было выявлено профзаболеваний, повторную спецоценку можно не проводить. Достаточно снова подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям6. Эта декларация будет действовать в течение еще 5 лет.

- А еще через 5 лет можно будет снова подать декларацию?

С.Ф. Вельмяйкин: Закон о спецоценке не дает прямого ответа на этот вопрос. Но такая ситуация будет актуальна только через 10 лет. Думаю, что за это время практика подскажет, можно продлевать действие результатов спецоценки только однократно или несколько раз.

- Если безопасность условий труда была подтверждена результатами недавней аттестации, надо ли через 5 лет проводить спецоценку или можно просто подать декларацию?

С.Ф. Вельмяйкин: В этой ситуации надо будет провести спецоценку. Но если у вас не вредное производство, то, как я уже говорил, спецоценку можно проводить вплоть до конца 2018 г.

Например, если на «несписочных» рабочих местах проводили аттестацию в марте 2012 г., действие ее результатов истекает в марте 2017 г. Но вам не обязательно проводить спецоценку до марта 2017 г., вы можете провести ее и в 2017 г., и в 2018 г.

- Как будет проводиться спецоценка условий труда на аналогичных рабочих местах?

С.Ф. Вельмяйкин: Критерии признания рабочих мест аналогичными прописаны в Законе. И если это офисные рабочие места, там должны быть не только одинаковые компьютеры, но и одинаковые системы освещения, отопления и вентиляции, а работники на таких рабочих местах должны выполнять одинаковую работу.

Проводить спецоценку условий труда на аналогичных рабочих местах можно, как и раньше, в отношении 20% от их общего количества (но не меньше чем на двух таких рабочих местах).

- При создании нового рабочего места надо ли проводить в отношении него спецоценку условий труда, если оно аналогично тем, где уже была проведена спецоценка?

С.Ф. Вельмяйкин: Работодатель обязан провести спецоценку условий труда на таком рабочем месте в течение 6 месяцев после его создания. Признать его аналогичным уже существующим рабочим местам автоматически нельзя.

- Какие организации будут вправе проводить спецоценку? Могут ли заниматься спецоценкой те же самые организации, которые занимались аттестацией рабочих мест?

С.Ф. Вельмяйкин: Для того чтобы работать на рынке спецоценки, необходимо получить в Росаккредитации аттестат аккредитации на ведение этой деятельности. Срок действия аттестата — 5 лет.

Организации, которые раньше занимались аттестацией рабочих мест, а таких компаний в стране около 900, имеют право проводить спецоценку до истечения срока действия аттестатов своих испытательных лабораторий.

Более того, тем организациям, у которых действие аттестата истекает в 2014 г., мы дали возможность работать на рынке спецоценки до конца года для того, чтобы они подготовились и выполнили новые требования.

- Как изменились требования к оценивающим организациям по сравнению с требованиями к аттестующим организациям?

С.Ф. Вельмяйкин: Они стали более строгими. Оценивающей организации нужно иметь собственную лабораторию. Эта лаборатория должна быть оснащена оборудованием, способным измерять все предусмотренные законом производственные факторы, за исключением четырех — очень редких и крайне дорогих в измерении.

В штате организации должно состоять как минимум пять специалистов-экспертов, имеющих сертификаты Министерства труда и социальной защиты РФ. Сертификат каждому из экспертов необходимо получить лично. Это делает его профессионально независимым: поскольку сертификат оформлен на него самого, а не на организацию, ему проще сменить работодателя.

Но одновременно это накладывает на эксперта и большую ответственность. Эксперт лично отвечает за результаты своей работы и в случае нарушений может быть дисквалифицирован.

- Какова роль работодателя в проведении спецоценки?

С.Ф. Вельмяйкин: Работодатель выбирает оценивающую организацию. Он создает и возглавляет комиссию, которая контролирует весь процесс и утверждает результаты спецоценки.
В комиссию по проведению спецоценки входят представители профсоюза и представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. В такой конструкции специально заложен тройной конфликт интересов — работодателя, профсоюза и оценивающей организации.

Оценивающая организация, естественно, заинтересована в том, чтобы заработать побольше, а работодатель — в том, чтобы не переплачивать. А представитель профсоюза защищает интересы работников и требует, чтобы по всем возможным вредным факторам провели объективные замеры и установили классы и подклассы условий труда.

- Как будут защищаться интересы работников, если в организации нет профсоюза?

С.Ф. Вельмяйкин: Даже если нет профсоюза, но трудовой коллектив хочет принять участие в спецоценке, он может ввести в комиссию своего представителя.

- Изменились ли факторы рабочей среды и трудового процесса, которые измеряются при спецоценке, по сравнению с аттестацией? Есть ли изменения в классификации условий труда по степени вредности и опасности?

С.Ф. Вельмяйкин: Изменения не принципиальны. За основу мы взяли ту гигиеническую классификацию, которая применяется уже не один десяток лет.

Мы исключили те факторы, которые практически невозможно измерить. Например, психоэмоциональную напряженность труда. Это крайне субъективный показатель. Любой труд, требующий хотя бы минимальных интеллектуальных усилий, мог расцениваться как вредный.

- Как оформляются результаты спецоценки? С какого момента они вступают в силу?

С.Ф. Вельмяйкин: По завершении спецоценки эксперт готовит отчет и представляет его на рассмотрение комиссии. Все члены комиссии должны его изучить и подписать. С того дня, когда результаты спецоценки утверждены председателем комиссии, они вступают в силу.

Именно с этой даты возникают, изменяются или прекращаются обязательства перед работниками в связи с их работой во вредных условиях. С этого же дня работодатель рассчитывает взносы в Пенсионный фонд по новым тарифам (вместо тех тарифов, по которым он платил взносы до спецоценки).

- С 2015 г. санкции за нарушения при проведении спецоценки ужесточаются. Кто несет ответственность за результаты спецоценки с учетом того, что подписывает документы представитель работодателя?

С.Ф. Вельмяйкин: И работодатель, и оценивающая организация, и эксперт отвечают за правильность проведения процедуры аттестации, каждый в своей части. Так, эксперт отвечает за правильность проведения замеров и расчетов, за их интерпретацию. Работодатель — за организацию процедуры спецоценки.

- Обязан ли работодатель публиковать результаты спецоценки в периодических изданиях, размещать в Интернете? Должен ли он представлять их в какие-нибудь надзорные инстанции?

С.Ф. Вельмяйкин: Работодатель должен разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте, но только если у него есть такой сайт. А оценивающая организация, которая провела спецоценку, с 2016 г. обязана будет вводить данные о результатах спецоценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки.

У работодателя также есть право (но не обязанность) передать данные о результатах спецоценки в территориальный орган Роструда. Это дополнительная гарантия на случай, если оценивающая организация по каким-либо причинам данные в систему не введет. Тогда данные, представленные работодателем, в систему введет Роструд.

- Что будет представлять из себя эта информационная система? С какой целью она создается?

С.Ф. Вельмяйкин: Эта информационная система уже работает, но пока в тестовом режиме, а к 2016 г. будет выведена на производственную мощность.

Работодатели рассчитывают дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд на основании данных спецоценки. С 2016 г. ПФР будет получать данные о тарифах конкретных страхователей непосредственно из этой системы.

Кроме того, система позволяет отслеживать возможные нарушения при проведении спецоценки. Так, по данным этой системы мы иногда выясняли, что один и тот же эксперт в один и тот же день проводил замеры в разных уголках страны. Или один и тот же хроматограф одновременно брали в аренду разные аттестующие организации. И как раз такие факты побудили нас ужесточить требования к оценивающим организациям.

- Смогут ли работодатели пользоваться этой системой?

С.Ф. Вельмяйкин: Скорее всего, работодателям будет доступна информация о них самих. Посмотреть информацию о других работодателях они не смогут.

- Для чего необходимо под роспись знакомить работников с результатами спецоценки?

С.Ф. Вельмяйкин: От результатов спецоценки зависит объем предоставляемых работникам гарантий и компенсаций: надбавка к заработной плате, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск. Кроме того, если рабочее место «списочное», но условия труда по результатам спецоценки были признаны безопасными, с этого момента у работника прекращает формироваться льготный пенсионный стаж. Заработанный до этого льготный стаж не сгорает, но новый начисляться не будет. Если работник не согласен с результатами спецоценки, он может пожаловаться в трудовую инспекцию, и по его жалобе государственная экспертиза условий труда проведет проверку.

- Компенсационные меры работникам за вредные условия труда не могут быть ухудшены, а их размер не может быть снижен по сравнению с размером тех мер, которые предоставлялись работникам до вступления в силу Закона о спецоценке. Так происходит только в том случае, если условия труда работников по результатам спецоценки не улучшились?

С.Ф. Вельмяйкин: Мы несколько изменили систему предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях: значительно больший вес придали отраслевым соглашениям и коллективным договорам на уровне предприятий.

Например, до 1 января 2014 г. запрещалось заменять дополнительный отпуск за вредные условия труда денежной компенсацией. Это не устраивало не только работодателей, но и самих работников. Вплоть до того, что шахтеры в Кемерове обращались к Президенту с просьбой разрешить им вместо ненужного трехмесячного отпуска получать дополнительные деньги.

С нового года нельзя заменять компенсацией лишь 7 дней дополнительного отпуска, остальные дни по договоренности работников и работодателей можно поменять на деньги. А чтобы работник не пострадал и получил такую компенсацию в полном объеме, мы и предусмотрели норму о том, что в январе 2014 г. работник, трудящийся в тех же условиях, не может получить меньше, чем он получал в декабре 2013 г., до вступления в силу Закона о спецоценке. Эта норма касается не только дополнительного отпуска, но и надбавки к заработной плате и сокращенной продолжительности рабочего времени.

Если же условия труда работника улучшились, стали более безопасными, его объем гарантий и компенсаций, естественно, сократится. Ведь цель введения спецоценки состоит как раз в том, чтобы заинтересовать работодателей улучшать условия труда, применять наиболее качественные средства индивидуальной защиты. Кстати, сейчас мы совместно с Роспотребнадзором разрабатываем методику, позволяющую снижать класс условий труда в зависимости от качества средств индивидуальной защиты.

Источник: "Главная книга" 

Письмо Минтруда России от 24.04.2015 №17-3/В-215 О применении результатов аттестации рабочих мест в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам

Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу о правомерности применения результатов аттестации рабочих мест в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам и сообщает следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ) в случае если до дня вступления в силу Федерального закона N 426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, приводящих к внеплановой специальной оценке условий труда.

В случае если при реорганизации работодателя или его структурных подразделений условия труда на рабочих местах, определенные по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест (с 1 января 2014 г. - по результатам специальной оценки условий труда), не изменились, внеплановая специальная оценка условий труда на таких рабочих местах может не проводиться.

Вместе с тем указанные в обращении ООО структурные изменения у работодателя, а также решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должны быть приняты комиссионно с участием представителей работников и документально зафиксированы.

При этом работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Федеральным законом N 426-ФЗ, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Частью 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" предусмотрено, что результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона N 426-ФЗ, аттестации рабочих мест по условиям труда применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона N 426-ФЗ, признаны вредными и (или) опасными.

Следовательно, при наличии у организации актуальных результатов аттестации рабочих мест страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются в следующем порядке.

Если работник занят на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны вредными или опасными, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, соответственно установленному в отношении его рабочего места классу условий труда - опасному или вредному с учетом их подклассов.

Если работник занят на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны оптимальными или допустимыми, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно частями 1 или 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ.

Письмо Минтруда России от 17.04.2015 №15-2/В-1343 О применении Правил по охране труда при работе на высоте

Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции письмо по вопросу разъяснения требований Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Минтруда России от 28 марта 2014 г. N 155н (далее - Правила), и сообщает следующее.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные Приказом Минтруда России от 28.03.2014 N 155н, вступают в силу с 06.05.2015.

 

1. Пунктом 95 Правил установлено, что работодатель обеспечивает регулярную проверку исправности систем обеспечения безопасности работ на высоте в соответствии с указаниями в их эксплуатационной документации, а также своевременную замену элементов, компонентов или подсистем с понизившимися защитными свойствами.

Динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты с повышенной нагрузкой в эксплуатирующих организациях не проводятся.

В соответствии с пунктом 1 приложения N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (далее - Технический регламент) его действие распространяется в том числе на средства индивидуальной защиты от падения с высоты и средства спасения с высоты (ИСУ), при этом указанные средства индивидуальной защиты подлежат обязательной сертификации (приложение N 4 к Техническому регламенту). Кроме того, в соответствии с пунктом 4.13 Технического регламента указания по эксплуатации СИЗ включаются в эксплуатационную документацию и должны содержать в том числе порядок проведения обслуживания и периодических проверок СИЗ (при необходимости).

Таким образом, при испытании СИЗ необходимо руководствоваться эксплуатационной документацией к СИЗ.

2. Исходя из требований пункта 7 Правил работники, имеющие соответствующую характеру выполняемых работ на высоте профессию (должность), должны иметь квалификацию, уровень которой подтверждается документом о профессиональном образовании (обучении) и (или) о квалификации.

Необходимо отметить, что правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, в том числе вопросы квалификации работников, установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).

Таким образом, по мнению Департамента, наличие документа о профессиональном образовании, подтверждающего уровень квалификации работников (например, монтажник, маляр и др.), достаточно для выполнения требований пункта 7 Правил.

3, 4. Правилами установлены различные требования безопасности, в том числе требования к обучению безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте, при выполнении следующих видов работ на высоте:

без применения инвентарных лесов и подмостей, с применением систем канатного доступа (так называемые "верхолазные работы"), которые выполняются на высоте по наряду-допуску (работники 1, 2, 3 групп по безопасности работ на высоте);

работы, выполняемые на высоте без оформления наряда-допуска (работы с применением инвентарных лесов и подмостей).

Обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте проводит организация, осуществляющая образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ.

По окончании обучения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выдаются соответствующие удостоверения:

работникам, выполняющим работы с применением инвентарных лесов и подмостей, выдается, удостоверение, образец которого указан в приложении N 2 к Правилам;

работникам, выполняющим работы без применения инвентарных лесов и подмостей, с применением систем канатного доступа (работники 1, 2, 3 групп по безопасности работ на высоте), выдается удостоверение, образец которого указан в приложении N 4 к Правилам, и личная книжка учета работ на высоте без применения инвентарных лесов и подмостей, с применением систем канатного доступа (рекомендуемый образец в приложении N 5 к Правилам).

В соответствии с пунктом 14 Правил по окончании обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работодатель обеспечивает проведение стажировки работников.

Таким образом, удостоверения работникам, выполняющим работы без применения инвентарных лесов и подмостей, с применением систем канатного доступа, выдается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, после чего работодатель обеспечивает проведение стажировки работников.

5, 6. В соответствии с пунктом 11 Правил преподаватели и члены аттестационных комиссий, созданных приказом руководителя организации, проводящей обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте, отнесены к 3 группе по безопасности работ на высоте.

Дополнительные требования к работникам 3 группы по безопасности работ на высоте указаны в приложении N 1 к Правилам. В частности, работники 3 группы по безопасности работ на высоте должны быть старше 21 года и иметь опыт работы на высоте более двух лет (то есть непосредственно заняты на работах, выполняемых на высоте).

На основании вышеизложенного поясняем, что преподаватели и члены аттестационной комиссии должны пройти соответствующее обучение в организации, оказывающей образовательную деятельность (проводящей обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте), в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ при условии соответствия их требованиям, указанным в приложении N 1 к Правилам.

Необходимо отметить, что в настоящее время в целях корректировки отдельных положений Правил, в том числе связанных с требованиями к опыту работы на высоте работников 3 группы по безопасности работ на высоте, Минтрудом России разработан проект приказа по внесению изменений в Правила, который проходит процедуру, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Одновременно сообщаем, что централизованное обучение преподавателей Правилам, в том числе на базе подведомственных Минтруду России учреждений, не планируется.

7. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 (далее - Порядок), устанавливает общие требования к обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда всех работников организаций, в том числе руководителей.

Пунктом 1.5 Порядка установлено, что обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка одновременно с обучением по охране труда и проверкой знаний требований охраны труда, осуществляемыми в соответствии с Порядком, могут проводиться обучение и аттестация работников организаций по другим направлениям безопасности труда.

Так, Правилами установлены требования к обучению безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте с выдачей соответствующих удостоверений (для работников 1, 2, 3 групп по безопасности работ на высоте образец удостоверения указан в приложении N 4 к Правилам).

Учитывая изложенное, поясняем, что работники 1, 2, 3 групп по безопасности работ на высоте должны быть обучены как в соответствии с Порядком, так и в соответствии с требованиями Правил и иметь соответствующие удостоверения.

8. В соответствии с пунктом 3.3 Порядка внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится в том числе при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. При этом осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов.

Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований охраны труда определяются стороной, инициирующей ее проведение.

На основании вышеизложенного поясняем, что с принятием Правил работодатель организует внеочередную проверку знаний методов и приемов выполнения работ на высоте в комиссии работодателя, члены которой прошли соответствующую подготовку и аттестацию в качестве членов аттестационной комиссии (работники 3 группы по безопасности работ на высоте).

При этом имеющиеся удостоверения работников, выполняющих работы на высоте, признаются действительными до окончания их срока действия.

9. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" с 1 января 2015 г. вступили в силу поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Так, КоАП дополнен статьей 5.27.1, согласно которой допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Из норм вышеуказанной статьи следует, что количество нарушений требований данной статьи напрямую зависит от количества работников, допущенных к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний (один работник - одно нарушение, два работника - два нарушения).

 

Заместитель директора Департамента

условий и охраны труда

Т.М.ЖИГАСТОВА

Письмо Минтруда России от 24 марта 2015 №15-2/ООГ-1551 О проведении инструктажа на рабочем месте

Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по вопросу, связанному с проведением первичного инструктажа на рабочем месте, и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 (далее - Порядок), работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте (далее - Перечень), утверждается работодателем.

Также необходимо отметить, что пункт 7.2.1 ГОСТ 12.0.004-90 "Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" предусматривает согласование Перечня, утверждаемого руководителем предприятия (организации), с профсоюзным комитетом и отделом (бюро, инженером) охраны труда.

Исходя из вышеизложенного, полагаем, что работники организации, деятельность которых связана исключительно с использованием персональных компьютеров, оргтехники на их рабочих местах, могут быть освобождены от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте в соответствии с Перечнем, утвержденным приказом работодателя. При этом считаем целесообразным данный Перечень согласовать с первичной профсоюзной организацией и службой охраны труда или специалистом по охране труда. Также сообщаем, что с лицами, освобожденными от первичного инструктажа на рабочем месте, повторный инструктаж на рабочем месте не проводится.

 

Заместитель директора Департамента

условий и охраны труда

Т.М.ЖИГАСТОВА

Письмо Минтруда России от 25.05.2015 №15-1/В-1929 О внесении в карты специальной оценки условий труда СНИЛС работников

Департамент условий и охраны труда по результатам встречи делегатов VI съезда профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, состоявшейся 19 мая т.г., направляет информацию о порядке внесения в карты специальной оценки условий труда СНИЛС работников.

В соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н, при заполнении Карты специальной оценки условий труда рабочего места в строке 021 указывается СНИЛС занятых на данном рабочем месте работников, в целях осуществления учета периода деятельности, включаемого в стаж работы во вредных (опасных) условиях труда конкретного работника, являющегося основанием для досрочного пенсионного обеспечения таких работников.

При этом в ходе создания Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда будет обеспечена увязка содержащихся в ней сведений с осуществляемым Пенсионным фондом Российской Федерации персонифицированным учетом граждан, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение.

В случае изменения кадрового состава и соответственно СНИЛС работников изменение внесенных в Карты специальной оценки условий труда СНИЛС работников может быть осуществлено только при проведении следующей специальной оценки условий труда на данном рабочем месте.

Вновь принимаемые работники (в том числе совместители) на рабочее место, в отношении условий труда которого была ранее проведена специальная оценка условий труда, а также временно переведенные работники должны быть под роспись ознакомлены с результатами такой специальной оценки условий труда.

Одновременно информируем, что Минтрудом России в настоящее время ведется разработка проекта приказа, предусматривающего внесение изменений в форму отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкцию по ее заполнению, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н, положения которого предусматривают, в том числе, изменения порядка внесения СНИЛС в карту специальной оценки условий труда.

Так, СНИЛС работника будет вноситься в карту специальной оценки условий труда непосредственно при его ознакомлении с результатами специальной оценки условий труда.

 

Заместитель

директора Департамента

условий и охраны труда

П.С.СЕРГЕЕВ

Письмо Минтруда России от 21.05.2015 №15-1/ООГ-2852 Об учете результатов проведения СОУТ при изменении в 2015 году наименования работодателя и его реквизитов

Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение об учете результатов проведения специальной оценки условий труда при изменении в 2015 году наименования работодателя и его реквизитов.

Ввиду того что условия труда на рабочих местах не изменились, а изменились только наименование работодателя и его реквизиты при сохранении наименований профессий (должностей) работников и состава выполняемых ими должностных обязанностей, с учетом требований статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" проводить внеплановую специальную оценку условий труда нет необходимости.

Вместе с тем указанные в обращении изменения, а также решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должны быть документально зафиксированы, например, протоколом комиссии по проведению специальной оценки условий труда. При этом результаты ранее проведенной в 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда действуют в течение установленного срока.

 

Заместитель директора

Департамента условий и охраны труда

П.С.СЕРГЕЕВ

Письмо Минтруда России от 22.06.2015 №15-1/ООГ-3461 О применения норм приказа Минтруда России от 24.01.2014 №33н "Об утверждении Методики проведения СОУТ..." в части нормирования биологического фактора

Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение по вопросу применения норм приказа Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" (далее - Методика) в части нормирования биологического фактора.

Сообщаем, что нормирование условий труда по биологическому фактору (патогенные микроорганизмы) осуществляется в соответствии с пунктом 29 Методики на перечисленных в данном пункте рабочих местах, а именно:

рабочих местах организаций, осуществляющих деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и (или) в замкнутых системах генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности при наличии соответствующих разрешительных документов (лицензии) на право осуществления такой деятельности;

рабочих местах организаций, осуществляющих деятельность в области использования в замкнутых системах генно-инженерно-модифицированных организмов II степени потенциальной опасности;

рабочих местах медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность;

рабочих местах работников, непосредственно осуществляющих ветеринарную деятельность, государственный ветеринарный надзор и (или) проводящих ветеринарно-санитарную экспертизу.

При этом согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинской деятельностью является профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

 

Заместитель директора

Департамента условий и охраны труда

Т.М.ЖИГАСТОВА

Письмо Минтруда России от 22 июня 2015 №15-2/ООГ-3468 по вопросу, связанному с квалификацией специалиста по охране труда

Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по вопросу, связанному с квалификацией специалиста по охране труда, и сообщает следующее.

Приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. N559н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" (далее - ЕКС). Также приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 524н утвержден профессиональный стандарт "Специалист в области охраны труда" (далее - Профессиональный стандарт).

Данные нормативные правовые акты предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом, осуществляющим работы в области охраны труда, в организациях любых организационно-правовых форм и форм собственности. Также они призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их квалификации, рациональному разделению труда, созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности работников, а также установлению единых подходов при определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований.

В указанных нормативных правовых актах определены требования к профессиональной подготовке работника и требования к стажу работы, необходимые для выполнения должностных обязанностей.

Одновременно сообщаем, что в пункте 5 ЕКС определено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

При этом необходимо отметить, что согласно пункту 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.

Из изложенного следует, что работодатель самостоятельно принимает решение о приеме на работу того или иного кандидата исходя из производственной необходимости, сложившейся в хозяйствующем субъекте.

По вопросу, связанному с повышением квалификации специалиста по охране труда, сообщаем о том, что законодательство о труде не содержит прямой нормы, обязывающей работодателя направлять специалиста, осуществляющего работы в области охраны труда, на профессиональную переподготовку.

Вместе с тем в соответствии с частью 5 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Также необходимо отметить, что требования к профессиональной подготовке специалиста, осуществляющего работы в области охраны труда, установленные в ЕКС и Профессиональном стандарте, предполагают прохождение им профессиональной переподготовки в случае отсутствия у него высшего профессионального образования по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующего его направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности.

При этом необходимо отметить, что данное требование относится к профессиональной подготовке работника, а не к стажу его работы.

 

Заместитель директора

Департамента условий и охраны труда

Т.М.ЖИГАСТОВА

 

Письмо Минтруда России от 17.12.2015 №15-1/ООГ-4372 по вопросам применения Федерального закона от 28.12. 2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и изданной в развитие его положений Методики проведения СОУТ

Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение и сообщает, что разработка Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон) и изданной в развитие его положений Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н (далее - Методика), осуществлялась при активном участии сторон социального партнерства - объединений профсоюзов, объединений работодателей, а также заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в том числе Роспотребнадзора.

Кроме того, при разработке и государственной регистрации в Минюсте России нормативных правовых актов Минтруда России, издаваемых в развитие положений Федерального закона, а также Методики учитывались требования Минюста России о недопустимости ссылок и отсылочных норм на нормативные акты, не прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, к числу которых относится "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство Р 2.2.2006-05", утвержденное Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 июля 2005 г.

В этой связи в Методике в качестве отсылочных норм использованы ссылки только на нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, в том числе утвержденные Роспотребнадзором санитарные правила и нормы, а также отдельные гигиенические нормативы.

При этом предусмотренный Методикой порядок установления класса (подкласса) условий труда по показателям световой среды максимально гармонизирован с международными нормами, согласно которым нормируется освещенность в зоне выполнения задач и в зоне непосредственного окружения (освещенность рабочей поверхности), которая не зависит ни от систем освещения, ни от источников света, а определяется типом рабочих мест.

В этом случае предусматривается, что вместо количественных показателей пульсации освещенности и естественного освещения в помещениях с длительным пребыванием людей не допускается наличие пульсации освещенности и возникновения стробоскопического эффекта, а дневное освещение может заменять полное или частичное освещение на рабочем месте и не должно создавать блескость.

Практика применения международных норм показывает, что соблюдение принятых в них норм освещения, основанных на нормировании показателей освещенности рабочей поверхности, не приводит к возникновению профессиональных заболеваний, обусловленных влиянием фактора воздействия световой среды.

С учетом изложенного предлагаемые международными нормами подходы к нормированию условий труда по показателям световой среды будут в полном объеме реализованы в Методике посредством внесения соответствующих поправок в части обязательного учета блескости и пульсации освещенности при формировании перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда по результатам проведения специальной оценки условий труда.

По вопросу необходимости учета в Методике электромагнитных излучений ПЭВМ сообщаем, что СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" при проведении специальной оценки условий труда не применяется ввиду того, что в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования", утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 768, наличие сертификата соответствия требованиям указанного технического регламента у персональных электронных вычислительных машин (персональных компьютеров) и подключаемого к ним низковольтного оборудования является достаточным условием подтверждения их безопасности для пользователя в условиях эксплуатации.

Заместитель директора

Департамента условий и охраны труда

П.С.СЕРГЕЕВ

Письмо Минтруда России от 18.08.2015 №15-1/ООГ-4397 О прохождении работниками обязательных периодических медицинских осмотров

Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращение по вопросу прохождения работниками обязательных периодических медицинских осмотров и сообщает следующее.

Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации одной из обязанностей работодателя является обеспечение прохождения работником предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров.

Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н (далее - приказ 302н), однако периодичность проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров от результатов оценки условий труда не зависит.

В настоящее время Минздравом России проводится работа по актуализации указанного приказа с целью его приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с приказом N 302н периодические медицинские осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также видов работ.

Пунктом 19 приложения N 3 приказа N 302н установлено, что в качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов оценки условий труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

Одновременно следует отметить, что в отношении ряда факторов, указанных в Перечне факторов, таких как производственный шум, пониженная температура воздуха, световая среда, медицинские осмотры проводятся только при условии отнесения условий труда по соответствующему фактору к вредным условиям труда, о чем в графе "Наименование вредных и (или) опасных производственных факторов" в скобках делается соответствующая пометка.

Остальные факторы, указанные в перечне, по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам, в связи с чем предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся по факту их наличия на рабочем месте независимо от результатов оценки условий труда.

Таким образом, в соответствии с пунктом 3.2.2.4 Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), работники, занятые обработкой информации с использованием персональных электронно-вычислительных машин в сумме не менее 50% рабочего времени, должны проходить медицинские осмотры в порядке, установленном приказом N 302н, вне зависимости от результатов специальной оценки условий труда.

 

Заместитель директора

Департамента условий и охраны труда

П.С.СЕРГЕЕВ

Письмо Минтруда России от 26 августа 2015 г. N 15-2/ООГ-4636 Об обучении оказанию первой помощи

Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по вопросу, связанному с обучением по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, и сообщает следующее.

В статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В соответствии со статьей 212 Кодекса работодатель обязан обеспечить, в частности, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

В соответствии со статьей 225 Кодекса все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время действующим является Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29.

В соответствии с пунктом 2.2.4 Порядка работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу.

В этой связи необходимо отметить, что порядок и форма обучения по оказанию первой помощи пострадавшим определяется работодателем. При этом, по мнению Департамента, обучение работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим должно проводиться лицами, прошедшими специальную подготовку, позволяющую проводить данное обучение.

В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Примерные программы учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи разрабатываются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В целях реализации статьи 31 Федерального закона N 323-ФЗ приказом Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. N 477н были утверждены перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи.

Кроме того, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются примерные программы подготовки работников, включающие программы обучения работников оказанию первой помощи. Так, например, приказом Минобрнауки России от 18 июня 2010 г. N 636 утверждена Примерная программа подготовки водителей транспортных средств различных категорий, в которой приведены примерный тематический план и примерная программа предмета "Первая помощь". При этом необходимо отметить, что вышеуказанные примерные программы подготовки, в том числе по оказанию первой помощи, также разработаны и утверждены уполномоченными федеральными органами исполнительной власти для подготовки работников других профессий.

Письмо Минтруда России от 16.12.2015 №15-1/ООГ-6372 О предоставлении гарантий (компенсаций) работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда

Департамент условий и охраны труда рассмотрел по компетенции обращение по вопросу предоставления гарантий (компенсаций) работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда, и сообщает следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" к моменту вступления в силу данного Федерального закона виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 1 января 2014 г. аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.

Указанное означает, что в отношении работника, условия труда которого признаны вредными (опасными) по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда, сохраняются порядок предоставления и достигнутые по состоянию на 31 декабря 2013 г. размеры гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда.

Данная норма действует до улучшения условий труда на рабочем месте, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда, и не распространяется на гарантии (компенсации), предоставляемые работнику по иным, не предусмотренным статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям.

При этом в случае установления по результатам проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте факта улучшения условий труда, характеризуемого снижением итогового класса (подкласса) условий труда, дальнейшее предоставление занятому на данном рабочем месте работнику гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда осуществляется в порядке, установленном статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации.

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются (статья 219 Трудового кодекса Российской Федерации).

Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Одновременно полагаем, что, если по результатам проведения специальной оценки условий труда условия труда не изменились или ухудшились, занятому на таком рабочем месте работнику должны быть сохранены все ранее предоставленные ему гарантии (компенсации) за работу во вредных (опасных) условиях труда, а также при необходимости установлены в соответствии со статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации дополнительные гарантии (компенсации) в связи с ухудшением условий труда, соответствующие итоговому классу (подклассу) условий труда, установленному по результатам проведения специальной оценки условий труда.

Заместитель директора

Департамента условий и охраны труда

П.С.СЕРГЕЕВ

Письмо Минтруда России от 23.12.2015 №15-1/ООГ-6525 Об оценке биологического фактора при проведении специальной оценки условий труда

Департамент условий и охраны труда рассмотрел по компетенции обращение об оценке биологического фактора при проведении специальной оценки условий труда и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 29 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н (далее - Методика), отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) осуществляется в соответствии с приложением N 9 к Методике независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений, в том числе в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность.

Выявление наличия на конкретных рабочих местах указанной категории работников работ с патогенными микроорганизмами различных групп патогенности зависит от вида осуществляемой ими профессиональной деятельности.

В целях определения группы патогенности микроорганизмов в соответствии с Классификацией биологических агентов, вызывающих болезни человека, по группам патогенности применяются СП 1.3.3118-13 "Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 64 (приложение N 3 к СП 1.3.3118-13).

Согласно статье 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Информация об осуществлении на рабочих местах работы с патогенными микроорганизмами может быть получена экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, в том числе в ходе изучения представляемых работодателем:

технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте;

технологической документации, характеристик технологического процесса;

должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности работника;

характеристик применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);

результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.

Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов может также проводиться путем обследования рабочего места путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, а также путем опроса работника и (или) его непосредственных руководителей.

Решение об идентификации какого-либо фактора производственной среды и трудового процесса как потенциально вредного и (или) опасного производственного фактора принимается экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, с последующим утверждением результатов идентификации комиссией по проведению специальной оценки условий труда.

 

Заместитель директора

Департамента условий и охраны труда

П.С.СЕРГЕЕВ