Информация для населения
Реализация приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2017 и 2018 годах
Приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» стартовал по инициативе Президента России Владимира Путина с целью приведения в нормативное состояние дорожной сети крупнейших городских агломераций и снижения мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на данных территориях. Источники финансирования мероприятий - федеральные трансферты и средства консолидированного бюджета регионов.
5 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден паспорт проекта «Безопасные и качественные дороги».
Изначально для участия в нем рассматривались города-миллионники. Затем к проекту подключились населенные пункты, где проживают не менее 500 тысяч человек. Был сформирован перечень из 36 агломераций. Перед самым стартом дорожно-строительного сезона к проекту присоединились еще две территории – Калининград и Улан-Удэ. Таким образом, в 2017 году его участниками стали 38 городских агломераций в 36 субъектах РФ:
- Астраханская
- Барнаульская
- Владивостокская
- Волгоградская
- Воронежская
- Екатеринбургская
- Ижевская
- Иркутская
- Казанская
- Калининградская
- Кемеровская
- Кировская
- Краснодарская
- Красноярская
- Липецкая
- Махачкалинская
- Набережночелнинская
- Нижегородская
- Новокузнецкая
- Новосибирская
- Омская
- Оренбургская
- Пензенская
- Пермская
- Ростовская
- Рязанская
- Самарско-Тольяттинская
- Саратовская
- Томская
- Тульская
- Тюменская
- Уланд-Удэнская
- Ульяновская
- Уфимская
- Хабаровская
- Чебоксарская
- Челябинская
- Ярославская
Общая протяженность дорожной сети агломераций составляет свыше 50 тыс. км.
Для обеспечения выполнения поставленных задач в 36 субъектах России были разработаны программы комплексного развития транспортной инфраструктуры территорий (ПКРТИ).
В основе построения работы - принципы проектного менеджмента. Система управления включает ведомственный проектный офис при Министерстве транспорта РФ и региональные проектные группы, состав которых составляет 1 200 человек. Для контроля и обеспечения их координации была разработана система «Эталон». Это единое цифровое пространство для взаимодействия всех участников как на федеральном, так и региональном, муниципальном уровне.
Еще одна важная особенность проекта – активное участие в нем общественности. Реализация проекта предусматривала создание эффективной обратной связи с населением и обеспечение его открытости. Современным инструментом в выстраивании диалога между представителями проектного офиса и жителями стали социальные сети. Проект «пришел» во все популярные соцсети, а во Вконтакте было создано 38 региональных и одно федеральное сообщества, которые стали официальной «приемной» обращений граждан. Такая практика в 2018 году была признана Открытым правительством лучшей в области создания механизмов вовлечения гражданского общества в работу органов государственной власти.
Представители общественности, жители стали участниками проверок качества дорожного ремонта, работы подрядных организаций, а иногда и экспертами, которые указывают на недоработки, фиксируют нарушения.
Факты и цифры - 2017 год
На проведение ремонтных работ и комплекса мер по повышению безопасности дорожного движения на сети дорог агломераций в 2017 году было направлено 64,8 млрд рублей. Объем федеральных трансфертов регионам составил почти 31 млрд рублей, финансирование из бюджетов субъектов - 33,8 млрд рублей. За последние годы это беспрецедентная поддержка регионов в сфере развития дорожного хозяйства.
Планировалось, что к концу первого года реализации проекта протяженность дорог агломераций, соответствующих нормативному состоянию, достигнет 44%. В итоге план был перевыполнен, и этот показатель увеличился с 38% до 52,5%, что соответствует более 26 тыс. км. Отремонтировано более 5 тыс. км дорог. Кроме того, установлены 2 131 светофор и 35 135 дорожных знаков - за первый год реализации проекта удалось ликвидировать 1 465 мест концентрации ДТП. В целом в план работ было включено 3 797 объектов.
Факты и цифры - 2018 год
Задача 2018 года - увеличение доли протяженности дорожной сети территорий в нормативе до 61,3%, сокращение числа мест концентрации ДТП более чем на 50% по сравнению с уровнем 2016 года. Объем финансирования проекта в 2018-м составляет 64,7 млрд рублей, из них 31,4 млрд рублей - федеральные трансферты регионам, 33,3 млрд рублей – средства консолидированных бюджетов субъектов.